Когда мы говорим о преподавании английского языка, мы всегда принимаем во внимание две основные категории, по которым обучаем наших учеников — это возраст и уровень. Потому программа любого учебника или курса разрабатывается именно с учетом того, сколько лет потенциальным ученикам и с каким материалом они уже знакомы.
И если с уровнями знаний ситуация достаточно четкая: от Beginner до Proficiency, то возрастное распределение Kids, Teens и Adults может не всегда соответствовать реальной картине и потребностям учеников.
Именно поэтому сегодня мы расскажем, кто такие бумеры, поколение Х, миллениалы, зуммеры и альфа, и какие потребности в обучении следует учитывать во время преподавания английского. Итак, за работу!
Что такое поколение?
Прежде чем углубляться в детали, разберемся с определениями. Поколение обозначает, в частности, людей, которые родились и живут в определенный промежуток времени, личности которых были сформированы одними и теми же событиями, а потому, как результат, они разделяют общие ценности и развили подобный подход к жизни и взгляды на будущее.
Обычно, рамки одного поколения 20-25 лет — средний промежуток времени, который охватывает период от рождения человека до появления его первенцев. Сегодня же, однако, эта классификация в основном опирается на культурные особенности и не всегда одинакова для всех стран.
Разделение на поколения начинается с начала 20-го века и охватывает следующие группы:
- Greatest Generation: рожденные в 1901-1924 гг.
- Silent Generation: рожденные в 1925-1945 гг.
- Baby Boomers: рожденные в 1946-1964 гг.
- Generation X: рожденные в 1965-1980 гг.
- Millennials: рожденные в 1981-1996 гг.
- Generation Z: рожденные в 1997-2012 гг.
- Generation Alpha: рожденные в 2013-2025 гг.
Вы вероятно слышали термин «конфликт поколений,» generation gap который обозначает разницу в убеждениях и ценностях между младшими и старшими поколениями, ведь у них очень мало общего бекграунда.
Вряд ли на своих занятиях вы встретите представителей Великого или Тихого поколений, так что мы начнем с Бумеров. Их численность среди учеников также невелика, но они заслуживают внимания не меньше других.
Беби-бумеры
Название этого поколения обусловлено резким ростом уровня рождаемости после Второй Мировой Войны, когда военные вернулись домой и создали новые семьи.
К характеристикам поколения относят:
- желание перемен и прогресса: полные надежд на лучшую жизнь в послевоенные времена, бумеры активно участвовали в различных движениях, в частности феминизма и гражданского права и прилагали усилия к продвижению социальной справедливости и равенства;
- личная реализация: представители поколения стали отдавать предпочтение личной реализации. По сравнению с предыдущими поколениями наблюдается больший эгоцентризм, из-за чего их также называют поколением «Я»;
- технологическое развитие: бумеры стали первым поколением, которое получило массовый опыт использования технологий. И именно они сыграли немаловажную роль в разработке и внедрении новейших технологий.
Понятие «конфликта поколений» появляется именно в 60-х годах прошлого столетия.
Особенности обучения беби-бумеров:
- ценят общение с глазу на глаз и практическое обучение;
- могут иметь определенный дискомфорт в использовании современных технологий;
- предпочитают традиционные методы обучения, например, лекции и печатные материалы;
- любят читать и легко концентрируются на одной теме;
- требуют уважения к своему опыту и могут сопротивляться новым и нетрадиционным идеям;
- целенаправленные, требуют четких инструкций;
- предпочитают иерархическую учебную среду с авторитетным лицом-учителем;
- образованные, трудолюбивые, славятся трудоголизмом;
- требуют обратной связи и справедливой оценки для отслеживания собственного прогресса.
Упражнение на урок с Baby Boomers
Бумеры охотно будут работать с текстом. Reading Comprehension Предложите им отрывок в соответствии с уровнем знаний и упражнение на понимание содержания. Перед прочтением познакомьте их с важной лексикой. Далее студенты читают отрывок и выполняют задание: находят в тексте нужные слова в списке определений, например:
- famous, a celebrity — star;
- beautiful, very pretty — gorgeous;
- a period of travel from one place to another — journey;
- a final demand or set of conditions — ultimatum.
Студенты могут работать самостоятельно или в парах. Проверьте ответы всем классом, после чего задание можно расширить: например, составить собственные предложения с новыми словами.
Воспользуйтесь другими идеями упражнений для развития навыков чтения для разных уровней по ссылке.
Поколение X
Это поколение также называют постбумерами или «дети с ключами»: latchkey kids с ранних лет они были обучены самостоятельности, потому что их родители, как правило, целый день работали.
К характерным признакам «иксов» приписывают:
- независимость: из-за того, что дети были предоставлены сами себе после школы, они рано развили автономность и научились заботиться о себе. Это сделало их самодостаточными по сравнению с предыдущими поколениями и научило думать самостоятельно;
- технологическая грамотность: поколение Х стали первыми, кто получил широкий доступ к ПК и интернету. Поэтому их считают технически подкованными;
- баланс в жизни: представители поколения Х в равной степени ценят личную жизнь и профессиональную деятельность, стремятся всеми силами достичь баланса и эффективно используют свое время за пределами работы.
Особенности обучения поколения Х:
- как правило, студенты независимы в обучении;
- ценят гибкость и любят учиться в собственном темпе;
- охотно используют технологии в качестве инструмента для изучения языка;
- предпочитают кооперацию и равноправную учебную среду;
- могут скептически относиться к авторитету учителя и подвергать сомнению его профессионализм;
- ценят возможности для практического применения знаний и приближенности к условиям реального мира;
- открыты новым формам обучения и возможностям развития;
- склонны к обучению на протяжении всей жизни.
Упражнение для этого поколения
Самостоятельные «иксы» будут рады разговорной практике и заданию типа «Skill Share». Попросите студентов подготовить краткую презентацию о собственном хобби или навыке. В зависимости от размера класса студенты могут работать в группах или парах.
В своей презентации студенты должны четко описать свою деятельность и предоставить пошаговую инструкцию, как другие могут приобрести необходимые навыки. После презентации одногруппники задают вопросы по теме для проверки понимания. Далее можно поменять пары / группы или устроить голосование за самое интересное хобби.
Развить навыки говорения своих взрослых студентов вы можете с помощью этих упражнений.
Миллениалы
Другое название — поколение Y. Некоторые считают миллениалов ленивыми и самовлюбленными, другие — выгорающим поколением. В воспитании миллениалов стремились сделать совершенными, что привело к возникновению у них страха неудачи. Однако их считают наиболее разносторонними и социально сознательными личностями, которые меняют мир к лучшему.
Некоторые характеристики этого поколения:
- предприимчивость: в зрелом возрасте многие миллениалы столкнулись со сложной ситуацией на рынке труда в 2008-2009 годах, что подтолкнуло их к поиску альтернативных путей заработка, например, открытию собственного бизнеса;
- высокий уровень образования: большинство миллениалов высокообразованы и имеют широкий спектр взглядов и идей. Это позволило многим строить карьеру в соответствии с их интересами и ценностями;
- гибкость: это поколение ценит свободу, не любит рутину и ограничения. Поэтому они часто работают самостоятельно, например, на фрилансе.
Особенности обучения миллениалов:
- как правило, визуально ориентированы и предпочитают обучение с помощью изображений, графики и видео;
- охотно изучают язык с использованием современных технологий;
- ценят сотрудничество, охотно учатся в группах и парах, хотя могут быть и самостоятельными;
- адаптивны и открыты новым, нетрадиционным идеям;
- лучше воспринимают неформальные, экспериментальные и интерактивные методы обучения;
- ценят возможность практического применения знаний;
- мотивацию обеспечивают не традиционные методы оценивания, а возможность
- самосовершенствования и самореализации.
Упражнение для миллениала
Предлагаем прокачать навыки аудирования ваших миллениалов и предложить им упражнение «Music for the Soul». Сегодня найти человека, который не любил бы музыку, довольно сложно. И, вероятнее всего, у ваших студентов есть любимые англоязычные исполнители.
Так почему бы не воспользоваться случаем и не добавить в словарь несколько новых слов? Тем более что это один из лучших способов изучения иностранного языка.
Для активности выберите любой хит. современный или прошлых лет, — в зависимости от уровня и предпочтений студентов Распечатайте текст песни с некоторыми правками: например, вставьте пробел вместо каждого 5-го слова.
Включите песню для студентов несколько раз, если необходимо и попросите заполнить пробелы. Проверить свои ответы они могут в парах. Разберите всем классом новую и интересную лексику, обсудите рифму и ритм песни, поупражняйтесь в произношении.
Дополнительные идеи упражнений для развития навыков аудирования вы найдете по ссылке.
Поколение Z
Также известны как зуммеры. Gen Z, I Gen, Zoomers Это поколение родилось в «будущем». Они не знают мира без интернета и смартфона и имеют неограниченный доступ к любой информации. Именно поэтому их еще называют «скринэйджеры». screenagers - screen + teenager
Их основные характеристики:
- жители цифрового мира: любые экраны — это часть их жизни с рождения. Почти каждый из них имеет аккаунт в социальных сетях;
- социально сознательные: представители поколения Z известны своей обеспокоенностью социальными и политическими проблемами, а также активно участвуют в их решении. Они прогрессивнее и либеральнее предыдущих поколений, их волнуют вопросы изменения климата, расового и гендерного равенства и другие;
- разнообразные: на данный момент, зуммеры являются наиболее этнически и расово разнообразным поколением, что отражает демографические изменения в мире и возрастающий интерес к разным культурам и народам.
Особенности обучения зуммеров:
- могут предпочитать обучение с помощью интерактивных цифровых инструментов, видеоигры, виртуальная реальность и т.п. а также визуальных элементов — изображения, графики, видео;
- кроме диджитал-средств все же нуждаются в живых обсуждениях и провоцировании развития критического мышления;
- успешно обучаются в многозадачном режиме и лучше обрабатывают информацию небольшими фрагментами;
- требуют быстрого реагирования, мгновенной обратной связи и поощрения;
- могут работать как в паре / группе, так и самостоятельно, в собственном темпе, ценят кооперацию;
- не мотивированны традиционными методами оценивания, скорее возможностью достичь собственных целей;
- глобально ориентированны — открыты новым культурам, языкам, идеям.
Пример упражнения
Для зуммеров лучшим решением будет дать возможность проанализировать глобальные проблемы и найти пути решения. Активность «Solve the Problem» позволит улучшить навыки критического мышления и коммуникации.
Предложите ученикам просмотреть видео с пояснением современных мировых проблем и кризисов. Разделите учеников на группы, каждой назначьте по одной проблеме. Убедитесь, что группа поняла суть проблемы. Дайте ученикам время для обсуждения и поиска путей решения вопроса. Далее каждая группа презентует свои идеи классу.
Одногруппники могут задавать вопросы по теме друг другу. В конце упражнения проведите DEC. Delayed Error Correction
Просмотрите советы по обучению поколения Z на сайте.
Поколение Альфа
Название по первой букве греческого алфавита олицетворяет тот факт, что это первое поколение, рожденное исключительно в 21 веке. Старшим представителям альфа всего лишь 12 лет, поэтому еще рано говорить о конкретных признаках. Однако уже можно проследить определенные тенденции.
Среди некоторых характеристик уже заметны:
- цифровая интуиция: альфа родились в мире технологий. Уже с рождения они имели доступ к цифровым платформам и устройствам, поэтому считаются наиболее интуитивными в этой сфере среди всех поколений;
- работа с ИИ: это поколение будет иметь наилучшее взаимодействие с искусственным интеллектом, ведь будет сталкиваться с ним во всех сферах жизни. Их работа с ИИ будет естественной и эффективной и будет реализоваться в учебе, карьере, творчестве, повседневных делах и т.д.;
- разнообразие и индивидуализм: альфа продолжат тенденцию зуммеров в своем этническом и культурном разнообразии. Кроме того, им будет присуще стремление к самовыражению, самообеспечению и самореализации. Они будут более открыты новому и менее склонны соответствовать традиционным нормам.
Особенности обучения альфа:
- предпочитают обучение с помощью цифровых платформ, интерактивных игр, видео и симуляций;
- более адаптивны к новым формам технологий, чем предыдущие поколения;
- лучше воспринимают визуальные средства обучения и развлекательный контент;
- ценят сотрудничество со сверстниками, командную работу и социальное взаимодействие;
- нуждаются в персонализированном обучении с учетом их личных потребностей, интересов и достижений;
- заинтересованы в получении релевантных знаний, которые они могут использовать в реальном мире;
- имеют тенденцию к обучению на протяжении всей жизни, обучение продолжается и за пределами класса.
Пример упражнения
Действительно, поколение альфа будет охотно использовать в классе разнообразные гаджеты, однако, не следует забывать и о важности отдыха от экранов и необходимости активного движения. Дети имеют почти безграничный запас энергии, потому проведите время в классе с пользой для их физического здоровья и живого социального взаимодействия, одновременно изучая английский.
Предлагаем провести игру «Blindfold Course». Для этого устройте в классе полосу препятствий (можно использовать столы, стулья, коробки). Разделите учеников на пары, одному из них завяжите глаза, а другой будет давать указания, как следует двигаться, например:
- take a step to the left / right;
- walk forward / back X steps;
- turn right / left / around;
- step over a big obstacle.
Эта активность напомнит им об играх в виртуальной реальности, но вместо экрана в очках у них будет собственное воображение. А еще они научатся давать четкие инструкции, взаимодействовать и доверять.
По ссылке вы найдете много интересных идей для игр в классе с поколением альфа.
Теперь вы знаете как найти подход к каждому поколению и сделать обучение максимально интересным и эффективным.
У нас есть еще множество полезных советов и техник для обучения любых возрастов. Например, если вы обучаете подростков, обратите внимание на наш курс Teaching Teens Extended. Или покорите CELTA и получите подтверждение своего профессионализма, а также новые карьерные возможности. До встречи в Grade!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)