Изучение любого языка предполагает запоминание тысяч лексических единиц. Почти на каждом занятии ученики получают длинные списки неизвестных слов, которые они должны уметь переводить, произносить и использовать в предложении.
И тут возникают вопросы: насколько такой метод обучения интересен для учеников, а также насколько полезен он будет для дальнейшего живого общения на целевом языке?
Да, ученики будут знать много слов, смогут их перевести, когда услышат от иностранца, но смогут ли самостоятельно собрать их в логическую цепочку и эффективно использовать в разговоре? Ответом на эти вопросы стал метод фрагментации или chunking method.
В этом блоге мы поговорим о его особенностях, преимуществах и способах имплементации на уроках английского.
Что такое chunking?
Простыми словами, chunking — это процесс дробления большого объема информации на меньшие части, что способствует лучшему их запоминанию.
Мы встречаем примеры применения этого метода каждый день:
- телефонные номера: запомнить номер полностью может быть сложно, поэтому мы делим его на 2-3 цифры, и таким образом он держится в уме лучше;
- новые навыки: например, игра на музыкальных инструментах предполагает изучение и отработку небольших частей композиции одна за другой, постепенно расширяя возможности;
- чтение: большие тексты делятся на разделы и параграфы, которые позволяют обобщить ключевые моменты и темы и проще воспринимать информацию;
- акронимы и мнемоника: другими словами — использование аббревиатур и ассоциативных техник запоминания.
Если же мы говорим об изучении языков, то цель применения метода фрагментации состоит в погружении в контекст. С помощью chunking мы изучаем группы слов и фраз вместо отдельных лексических единиц, например, «love at first sight», «you are welcome».
То есть language chunks — это лексические шаблоны, которые состоят по меньшей мере из двух слов и используются регулярно в одинаковом порядке. Ими могут быть, в частности, словосочетания, фразовые глаголы, идиомы, а также фиксированные (и полуфиксированные) выражения, например:
- heavy metal;
- by the way;
- all of a sudden;
- a sense of relief;
- at the end of the day, etc.
Если учитель понимает значение лексических «фрагментов», их происхождение и как их применять на практике, он получает широкий спектр инструментов для развития своих обучающих стратегий и открывает для учеников новые возможности изучения языка. Какие именно, — рассказываем дальше.
Преимущества метода chunking
Итак, при изучении языка с помощью chunking method мы объединяем отдельные слова в выражения и фразы, которые приобретают определенный смысл и таким образом их становится проще запомнить. Почему так происходит?
Наш мозг устроен таким образом, чтобы распознавать и формировать именно паттерны, а не отдельные элементы. Изучая language chunks, мы упрощаем себе задачу, ведь мозг охотно их сохраняет в памяти.
Иными словами, нам легче запомнить, например, вопрос «How are you doing?» как шаблон, нежели самостоятельно конструировать его, вспоминая отдельные слова, грамматические правила и фонологию.
И если таких шаблонов существует множество и они часто встречаются во время коммуникации, то, конечно, будет чрезвычайно полезным их выучить. И в дальнейшем, располагая целым рядом языковых паттернов, наша речь становится быстрой и свободной, а общение — успешным.
Потому к преимуществам применения chunking method в обучении можем отнести:
- развитие скорости речи;
- развитие свободной и плавной речи;
- понимание и использование идиоматической речи;
- повышение мотивации за счет быстрого прогресса в изучении языка.
Однако будьте внимательны, ведь общение с помощью шаблонов иногда производит ложное впечатление о высоком уровне владения языком. Если ученики этим злоупотребляют, то могут быть разочарованы, когда услышат в ответ действительно совершенный английский.
Поэтому контролируйте, чтобы они не пренебрегали другими требованиями к обучению, чтобы избежать недоразумений.
Как использовать chunking method в обучении?
Некоторые ученики очень придирчиво относятся к любой новой информации и непременно хотят понимать значение каждого слова.
Объясните им, что chunking method так не работает, ведь если вы, например, изучаете фразу «What’s up?», то ее точный перевод заставит искать вверху что-нибудь интересное. Хотя нужно было ответить на вопрос «Как дела?/Что случилось?».
Далее рассмотрим, как можно применять метод во время практики произношения, изучения новой лексики и грамматики.
Pronunciation chunks
Овладение иностранным языком начинается с изучения и произношения звуков и слов. Конечно, сначала мы делаем это отдельно, однако естественная речь так не звучит, правда же?
Мы не говорим отдельными звуками, более того, отдельными словами — если прислушаться, можно услышать, как они перетекают из одного в другое.
Поэтому отрабатывать произношение определенных звуков стоит, однако для тренировки свободной речи их нужно оформлять в контекст фразы, предложения .
Прекрасной техникой для практики произношения звуков, слов и предложений будет back-drilling.
Особенно на начальных этапах ученики могут сталкиваться с необычными звуками в target language. В английском — это, например, звук, обозначающий комбинацию букв «th». Потому неудивительно, что такие слова, как «sixth», создают определенные проблемы, в частности сочетание звуков «x» и «th».
В таком случае (и многих других) произношение слова sixth — /sɪksθ/ можно тренировать с конца:
- /θ/ — th
- /sθ/ — sth
- /ksθ/ — xth
- /sɪksθ/ — sixth.
От отдельных звуков и слов переходите к фразам. Они состоят из нескольких слов, и в этом случае не нужно произносить каждое слово отдельно с паузами. Напротив, демонстрируйте плавную естественную речь и темп, чтобы ученики смогли точнее подражать им.
Например, в вопросе «How are you doing?» обратите внимание на звуки, которые соединяют слова и безударный гласный (shwa) в слове «are»:
- /ə/
- /əjə/
- /ʊəjə/
- /haʊəjə/
- /haʊəjəˈduːɪŋ?/
Такие упражнения позволят ученикам понять соединение слабых и сильных звуков, а также правильную интонацию.
Vocabulary chunks
Как уже отмечалось, vocabulary chunks могут иметь два или более слов, образующих определенное значение. Например, слово «firefighter» — это комбинация двух слов «fire» и «fighter».
Каждое из этих слов имеет собственное значение, однако они так часто использовались вместе, что образовали новое понятие, которое со временем стало привычным и общеупотребительным. Подобными примерами комбинаций являются и другие составные существительные:
- greenhouse;
- bathroom;
- windshield;
- sheepdog;
- father-in-law, etc.
Каждая часть этих слов имеет отдельное значение, но их комбинации образовали новые понятия. Эти примеры показывают, что мы воспринимаем язык «фрагментарно», поэтому логично, что и изучать его мы должны таким же образом.
На практике chunking method работает просто — изучая новую тему, охватите вместе с учениками как можно больше целевых словосочетаний и фраз.
Например, тема Space:
space ship;
space station;
space travel;
space shuttle;
space colonization;
space exploration;
space telescope;
spaceman, etc.
Такой ассоциативный метод позволит лучше запомнить новую лексику и эффективно использовать ее в будущем.
Grammar chunks
Лучше всего chunking method работает в грамматике. Не надо вспоминать грамматическое время, число или спряжение, — все параметры уже составлены вместе. Нужно только запомнить выражение и знать, как его правильно употреблять в речи.
Да и вообще, множество грамматических паттернов существуют в форме постоянных комбинаций. Например, основные глаголы часто требуют вспомогательных в положительном или отрицательном значении:
- doesn’t mean;
- don’t worry;
- have never been to;
- has become, etc.
А некоторые грамматические структуры, как, например, формы условных предложений Conditionals состоят из многих слов и встречаются в языке очень часто, что является веской причиной для их изучения:
- If I were you, I would (never)…
- If only I could/knew/had…
- I wish I could/knew/had…
Некоторые другие фразы со сложной грамматикой также следует включить в процесс обучения методом фрагментации. Они настолько часто встречаются в живой речи, что ученики просто обязаны их запомнить. Поверьте, это значительно упростит им жизнь. Например:
- Present Continuous: Where are you going? What are you doing? I’m going to…
- Present Perfect: What have you done? Where have you been? I have never seen/been…
- Present Perfect Continuous: What have you been doing? How long have you been…?
- Passive Voice: I’m/was exhausted/excited/worried… We are not interested/tired/surprised…
- Modal verbs: Can you help me? May I ask? What might happen if…
Чем сложнее грамматика, тем лучше усваивать ее фрагментами, ведь детальный анализ каждой части вероятно приведет к потере общего значения фразы.
Ключевые советы
И напоследок дадим еще несколько советов по применению chunking method на уроках английского языка. Когда обучаете по методу фрагментации, помните:
- обязательно изучайте language chunks в контексте;
- время от времени повторяйте изученное — для этого можно воспользоваться техникой spaced repetition;
- наполняйте свою речь большим количеством chunks, чтобы ученики могли наследовать их использование, например: take a seat, how was your day, put your hand up, pass the papers;
- побуждайте учеников выделять из услышанного и прочитанного не только слова, но и часто встречающиеся выражения, например:
- What are you up to at the weekend?
- It depends on the weather.
- If I were you, I would have a plan B for a bad forecast.
Chunking method — это один из многих способов преподавания английского языка, который предполагает объединение звуков, слов и фраз в логические элементы речи. Благодаря ему мы понимаем, что такое аутентичный язык и как на нем общаются в реальной жизни.
Так что смело применяйте метод фрагментации во время обучения и расширяйте свой преподавательский арсенал новыми знаниями и техниками.
Для этого также подойдет платформа Grade University, которая предлагает невероятное количество современных материалов по любому запросу, а также формат обучения, который подойдет именно вам — лекции, тренинги, вебинары, воркшопы, тестирование. До скорого!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)