Из чего по вашему мнению должен состоять эффективный урок английского? Входят ли в него игры?
Составляющие своего идеального урока можете писать в комментариях внизу сразу после текста, а тем временем мы обсудим тему игр на занятиях.
Возможно, эти активности ассоциируются с передышкой, ослаблением внимания и детскими группами. Однако мы посмотрим на них с другой стороны и докажем, что это то, чем могут и даже должны заниматься не только дети, но и взрослые.
Итак, развенчаем вместе мифы, которые существуют об обучении через игры, и поэкспериментируем в методах преподавания вместе.
Миф 1: Игра — для отдыха
Первые ассоциации, которые возникают со словом «обучение» — это тетради, учебники и упражнения, которые одну за другой выполняют сосредоточенные ученики.
Однако, мы всегда говорим о том, что изучение английского должно приносить удовольствие, а это возможно благодаря новым подходам и открытости к различным форматам задач.
Собственно, игры в контексте обучения никак не уступают классическим упражнениям.
Кроме того, что с их помощью можно изучать лексику и тренировать говорение, они еще имеют перечень преимуществ, в частности:
- тренировка языковых навыков происходит без осознания: ученики концентрируются на условиях игры, однако, параллельно их мозг выполняет задачи, которые заложены в ней для того, чтобы улучшить определенный навык;
- студенты учатся коммуницировать между собой на иностранном языке в условиях совместной работы или же наоборот — конкуренции;
- игра может быть дополнительной активностью для подготовки к изучению нового материала.
К примеру, чтобы подготовить студентов к изучению прилагательных для описания агрегатных состояний, форм или цветов, можно использовать интересную игру.
Попросите студентов собрать их любимые вещи, например, ракушки, камни, игрушки, цветы. Пусть они опишут их своим одногруппникам с помощью максимально длинного перечня слов.
Следовательно, игра становится полезной, когда у нее есть конкретная цель и условия, в которых ее можно достичь.
Миф 2: Игра только для детей
Даже если game activities воспринимаются как нечто простое и несерьезное, уровень сложности игр может быть крайне разным. И для взрослых групп вполне подойдет, например, кроссворд.
Создайте игру-головоломку на основе лексики, которую изучали на уроке. Один ученик может выполнять одну задачу. Или же ее можно адаптировать для пар и добавить практику говорения. Один студент объясняет слова по горизонтали, а второй их отгадывает и в свою очередь объясняет слова по вертикали.
Игра — это лишь форма, которая предусматривает интерактив, стимуляцию креативного и критического мышления. Поэтому смело адаптируйте задачи под такую форму упражнений, чтобы разнообразить уроки и привлечь различные умения своих учеников.
Миф 3: Игра — только для групп
Как минимум один пример самостоятельной игры мы уже привели — кроссворд. Однако, мы подготовили еще несколько игр, которые можно давать студентам для индивидуальной работы на занятии.
- Студенты должны найти термины, которым соответствует список определений. Его сложность в том, что определение может звучать очень знакомым, но само слово или его написание вспомнить будет сложно. В зависимости от уровня группы можно оставлять подсказки, например, первые буквы слов или количество букв в них.
- Дайте студентам текст с пропущенными словами и включите аудио, чтобы они определили их на слух. Это может быть и как отрывок определенного разговора или озвученного текста, так и песня или даже отрывок из фильма.
- Выберите одну букву, например, 't' и определите несколько категорий: это могут быть Существительные, Животные, Хобби и другие. Студент должен написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, для каждой из категорий. В конце группа может сравнить результаты.
Концентрироваться можно не только на лексике, но и грамматике, например, давать упражнения на Present Simple или Present Continuous.
Миф 4: Игры проводят только в классе
Outdoor activities также можно адаптировать под учебные цели. В Cambridge Assessment English отмечают, что для любого рода активностей следует понимать предпочтения студентов.
Поэтому среди разнообразия игр нужно выбирать не только полезные для тренировки материала вашего урока, но и отвечающие интересам ваших учеников. Ниже — несколько вариантов активностей на улице!
- Поставьте задачу студентам создать рецепт на английском из того, что они видят вокруг себя — что-то, что можно приготовить на барбекю/костре, или что-то, что можно приготовить на пикнике.
- Для детей подойдет игра 'Simon says'. Давайте инструкции, вроде 'Simon says 'Jump!', 'Simon says 'Touch your nose' или даже 'Simon says 'Pretend to be a cat!'. Если предложение начинается со слов 'Simon says', ребенок должен выполнить инструкцию. Если предложение не начинается с этого выражения, тогда ребенок остается неподвижным.
- Дайте ученикам список вещей, которые нужно найти. Например, a tree, a bird, a petal, что-то цвета 'yellow', или 'very old'. Каждый из этих предметов можно фотографировать, а игру можно организовать даже во время прогулки.
Миф 5: В игры можно играть только офлайн
Онлайн игр для изучения английского также достаточно: к примеру, такие есть в Cambridge English.
Кроме того, играть и учить английский можно и с онлайн-ресурсами, в частности:
- Knoword — для изучения слов и их написания, подойдет для индивидуальной и групповой работы;
- Vocabulary games от British Council — это возможность проверить словарный запас и потренироваться в написании слов;
- Fun English Games — на этом сайте есть игры для всех навыков английского.
Играть в онлайн-игры для изучения английского можно на уроке или же в рамках домашних заданий.
Миф 6: Игры порождают агрессивную конкуренцию
Конечно дух соревнования может захватить студентов на уроке и каждый будет хотеть победить — назвать наибольшее количество слов или дать лучший ответ.
Однако, изначально важно четко устанавливать цель задания, например, проверить знания студентов, закрепить материал или же изучить новый в интерактивном формате.
При условии правильного подхода к подготовке игры и работы в классе, она будет приводить только к положительным результатам, а именно:
- проявлять навыки студентов в коммуникации и групповой работе;
- учить их договариваться, распределять задачи и ответственности за результат выполнения игры, принимать решения, предлагать и защищать идеи;
- повышать уровень заинтересованности, мотивации и вовлеченности в работу;
- прокачивать умение мыслить креативно и быть гибкими не только в задачах, но и в обучении в целом.
Миф 7: Подготовка игр требует много времени
Любая подготовка к занятию — это процесс, который требует внимания преподавателя. В таком случае, организовывать игру отнимает столько же времени, как и поиск упражнений на урок или подготовка других учебных активностей.
Кроме того, есть типы игр, где предварительная подготовка вообще не нужна. Прежде всего это онлайн-игры.
Например, если взять один из тех ресурсов, который мы советовали выше, то задания там полностью готовы. Все, что нужно, — иметь технику и доступ к интернету, чтобы включить их на уроке. Ну, и конечно же объяснить правила группе.
Миф 8: Класс, который играет в игру, сложно контролировать
Во время занятия преподаватель становится менеджером группы и контролирует каждый процесс, который происходит на уроке.
Правильно подобранные игры могут быть инструментом для привлечения внимания учащихся, стимулирования их активности. В частности, этому способствуют прозрачно прописанные условия и поставленные задачи.
Проще говоря, если преподаватель распланирует время на уроке и, например, предусмотрит, что могут делать студенты, которые уже выполнили задание, пока ждут других, тогда проблема отсутствия внимания исчезнет.
Также часть все же зависит от того, какую именно игру и на какую тему подобрал учитель. Как мы уже отмечали, нужно анализировать предпочтения студентов.
Если им нравится тема, формат игры, соответственно, мотивация выполнить задание будет расти. Также на привлечение и удержание внимания влияет степень понимания условий игры студентами.
Часто, если ученикам нужно два или три раза объяснить условия, они теряют к ней интерес, а тем более не выполняют задание эффективно, ведь не понимают, что от них требуется.
Поэтому еще на этапе подготовки важно просчитать с пониманием чего у студентов могут возникнуть проблемы, и прописать все максимально четко и понятно. Также будьте готовы продемонстрировать пример, ведь наглядность работает лучше любых правил.
Все это позволит лучше контролировать атмосферу на уроке и удерживать внимание класса!
Миф 9: Эффективность игры меньше, чем у классического упражнения
У всего, что происходит на уроке, есть своя цель и условия для применения. Это едва ли не самый главный принцип, который должен помнить каждый учитель.
Ни одну игру или традиционное упражнение на грамматику нельзя назвать идеальной и использовать для каждого студента на каждом уровне.
Поэтому готовясь к урокам следует анализировать тему занятия и выбирать соответствующие материалы. Вам точно подойдет game activity, если нужно выполнить одно из этих условий:
- создать стимулирующую активность перед изложением основного материала или повторить изученное;
- разнообразить типы заданий на уроке, чтобы простимулировать заинтересованность студентов;
- поработать над коммуникативными навыками и работе учеников в команде;
- создать положительную атмосферу в группе, эмоционально расслабить учеников и преодолеть барьеры или застенчивость в общении.
На самом деле одна правильно подобранная игра может быть лучше, чем 10 грамматических упражнений. Поэтому ищите свои и экспериментируйте! Помните, что не все получается с первого раза, но играми точно не стоит пренебрегать.
Миф 10: Поиграть можно и дома, а на уроке нужно учиться
Напоследок остановимся на моменте, который несколько перекликается с мифом №1. Часто такие предубеждения относительно игр высказывают родители, однако и среди педагогов распространяется такое мнение.
Что стоит помнить? Подчеркиваем, что игры на уроках могут иметь совершенно разные цели. Так, учитель может предложить такую активность, чтобы расслабить студентов. Однако, прежде всего игры — это очередной интересный метод изучения языка.
Мы постоянно повторяем, что обучение должно приносить удовольствие, и ставя цель, как и студентам, так и преподавателю, важно понимать, что учебные материалы должны охватывать интересы и хобби, давать новый интересный опыт и выходить за пределы учебника и типичных упражнений.
Английский язык изучается годами, поэтому в этот период стоит быть открытым к экспериментам, тестировать различные подходы и современные методики.
Мир развивается, и если нам уже не интересно читать журнал без иллюстраций и хорошей печати, листать ленты соцсетей без эстетических фото или смотреть видео в плохом качестве, то и выполнять обычные упражнения тоже будет неинтересно.
Вы можете считать это плохим сигналом, однако отрицать важность геймификации всех процессов, где участвует человек — крайне сложно. И даже если в вашем понимании игры до сих пор считаются шалостями — попробуйте сделать их более серьезными и все же имплементировать в свой следующий урок.
Онлайн-ресурсы, игры, подкасты — все это инструменты, которые помогают дополнить основное обучение с серьезными упражнениями из учебников. Все работает в комплексе, и современный урок это мозаика из разных составляющих, в частности, игр.
Игра может быть разной, и талантливый преподаватель точно сможет подобрать такую, которая станет не просто игрой, а любимой активностью студентов, которая будет приносить результат и помогать усваивать новые знания о языке.
Итак, мы желаем вам развиваться и находить подходы в преподавании, которые будут отвечать не только времени, но и потребностям и интересам ваших студентов.
Play to learn!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)