Платиновый партнер Cambridge Assessment English

Лицензия UA007

Ярославов Вал, 13/2-Б

Золотые Ворота

info@grade.ua
  • (044) 580 11 00
  • (063) 580 11 00
  • (098) 580 11 00
  • (050) 580 11 00

Cambridge English

IELTS

TOEFL iBT

SAT, GRE, GMAT

Английский для детей

CELTA, CELT-P/S and Delta

Teacher Training Centre

Admissions tests

Английский для подростков

Корпоративный английский

Подготовка к YLE, FCE, CAE, CPE

Курсы английского языка

Teaching one-to-one — traps and pitfalls

Перед тем, как начать писать этот материал, я провела блиц-опрос среди своих коллег-преподавателей английского языка как иностранного. Он содержал всего один вопрос, правда, предполагал комментарий к ответу: «Какую форму занятий со студентами вы предпочитаете — one-to-one или group classes? Поясните, почему». Сразу отмечу, что речь шла о взрослых студентах. Те, кто работал с детьми, с уверенностью скажут, что стиль и методика проведения занятий имеют свои отличительные особенности, как в индивидуальном, так и в коллективном случае. А это – тема для другой статьи.

Что интересно, почти 80% респондентов ответили, что им предпочтительнее работать с группами!

Казалось бы, группа состоит из более чем одной индивидуальности, и преподавателю зачастую приходится находить особый подход к нескольким из них сразу. В чем же тогда «подводные камни» индивидуальной работы? Анализируя комментарии, привожу ниже наиболее часто встречающиеся сложности с one-to-one classes и рекомендации, как их минимизировать или избежать.

Обращаю внимание читателей, что данные рекомендации — не панацея и не единственный способ выйти из непростой ситуации. Это только идеи, подсказанные опытом наших коллег, которые могут помочь не растеряться, не расстроиться и попробовать принять решение, оказавшееся правильным именно для вас.

Итак:

Ситуация 1.

Студент имеет очень специфические потребности в английском, связанные с его родом занятий. Например, представление на международной выставке продукции компании, которая производит пищевые добавки (или фурнитуру для одежды, или… это может быть все что угодно). Мы понимаем, что лексика будет узкоспециализированной, и студент при этом может быть ограничен количеством занятий.

Решение.

Трезво оцените свои возможности: по времени и по наличию материала. Не исключено, что подготовка каждого занятия для этого студента займет у вас гораздо больше времени, чем обычно, поскольку по данной теме может не быть готового учебника, и вам придется искать и компилировать материал самостоятельно. Готовы ли вы выделить на это время? Интересна ли тема вам лично и поможет ли она в вашем дальнейшем развитии как специалиста? Достойная ли оплата предлагается? Также стоит учесть, что чем выше уровень английского языка у студента, тем серьезнее будут его требования к вам. Будьте честны с собой, прежде чем дать согласие и взяться за такую работу.

Ситуация 2.

Работая какое-то время индивидуально, вы замечаете, что после каждого занятия начали уставать сильнее, чем от работы с группой.

Решение.

Нужно попробовать разобраться с причиной, почему так происходит. Возможно, на уроке вы работаете больше, чем студент. То есть, пытаетесь «тянуть на себя одеяло»: задаете вопрос — и сами же на него отвечаете. Или не даете студенту достаточно времени на выполнение задания (поскольку в плане занятия есть еще несколько пунктов, а времени на них может не хватить) — и начинаете подсказывать студенту варианты ответов.

В данном случае имеет значение процесс планирования и подготовки. Успешность как индивидуальных, так и групповых занятий зависит от правильного планирования и распределения времени урока. При этом важно учитывать особенности студента: «быстрый» или «медленный» — это определяет, сколько минут ему понадобится на выполнение задания. «Визуал», «аудиал» или «кинестетик»? То есть, каким способом человек лучше воспринимает новую информацию: посредством зрения, слуха или физических действий и ощущений – это определяет тип задания, с которым он справится более успешно.

Одного занятия бывает достаточно, чтобы проанализировать потребности студента и предложить задания, которые будут ему интересны, соответственно, выполнены эффективно и с положительными эмоциями.

Вполне вероятно, вы устаете от работы именно с этим студентом потому, что ему приходится «сражаться» с темой, которая представлена способом, не подходящим ему по типу восприятия и проработки информации. Соответственно, неудовлетворенность результатом проецируется на вас.

Ситуация 3.

Еще одной причиной вашей усталости во время проведения индивидуальных занятий может быть часто неосознанное, но настойчивое поглощение человеком вашей жизненной энергии. Другими словами, кто-то, с кем вам приходится работать, использует вас в качестве энергетической подпитки.

Например, у студента состоялся неприятный разговор на работе, который может повлиять на его продвижение по службе. Или он не успевает сделать в срок важное задание. Или заболел кто-то из членов его семьи. Да мало ли какие причины могут вызывать у человека внутреннее беспокойство и желание сбросить его на кого-то, чтобы облегчить себе жизнь!

В данной ситуации преподаватель рискует выступить в роли антенны, о которую будут разбиваться чьи-то негативные посылы. При этом вы не только теряете силы, но и можете почувствовать физическое недомогание уже к концу занятия. Психологи рекомендуют не воспринимать подобное как нечто возмутительное. Это лишь способ самозащиты для тех, кому приходится тесно общаться с людьми.

Зная, каких проявлений ожидать, можно скорректировать свое поведение так, чтобы не растрачивать драгоценную энергию. К примеру, расстроенный студент (или студентка) вместо того, чтобы приступить непосредственно к изучению темы, может вызвать вас на разговор о своей проблеме, пытаясь заручиться сочувствием и поддержкой. Как только вы поддались сочувствию, знайте, что в этот момент вы щедро делитесь со «страдальцем» своим внутренним ресурсом. Если это не входит в ваши планы, то более правильным будет перевести разговор в русло темы занятия, тем более, что вам необходимо следовать подготовленному плану, чтобы все успеть.

Другой моделью поведения может быть повышенная возбудимость или нервозность студента, нарочитая непонятливость, нежелание воспринимать информацию или выполнять конкретное задание. Целью таких манипуляций является выведение вас из состояния равновесия, чтобы в какой-то момент вы потеряли контроль и начали растрачивать энергию, доказывая студенту, что он не прав.

Решение.

Не пытайтесь ничего доказывать. Старайтесь сохранить внутренний баланс. Иногда нужно просто помолчать и дать студенту возможность успокоиться самому.

Можно неожиданно «переключиться» на обсуждение чего-то, совершенно не связанного с темой, но на английском языке. Также поможет отвлечь от негативного поведения какое-то «план Б-задание», которое, как вы знаете, данный студент всегда воспримет положительно: песня, обсуждение новостей или визуальных образов, короткий видеофрагмент, реальный объект, вызывающий определенные эмоции и т.д. Надеюсь, идея понятна.

Нужен инструмент, с помощью которого динамика занятия изменится, и вы спокойно и уверенно вернете процесс в русло плодотворной работы. В крайнем случае, единственным выходом может стать предложение провести данное занятие в другой день, на усмотрение студента.

Ситуация 4.

Частые командировки, пропуски и переносы занятий. Тем, кто часто работает one-to-one, подобная ситуация знакома, не так ли? Зачастую именно по этой причине мы отвечаем отказом на просьбы студентов об индивидуальных занятиях. Или прерываем ранее начатый курс из-за его низкой эффективности.

Решение.

Продумайте заранее и обсудите с потенциальным студентом вопросы командировок, переносов и отмен уроков. Очень важно, чтобы человек понимал, что ответственность за успешное изучение языка лежит, прежде всего, на нем: регулярность занятий, выполнение домашних заданий (если это предусмотрено договоренностью; бывают и пожелания максимально интенсивно заниматься в классе без возможности работать дома), а также заранее согласованная система компенсации за пропущенное или отмененное занятие.

Четко оговорите, за какое оптимальное время студент может предупредить вас об отмене или переносе. Если же это происходит спонтанно, а вы уже потратили время, подготовили материал или даже выехали на урок, студент должен понимать, что при такой ситуации ему придется выплатить вам компенсационную сумму. Вполне вероятно, что в следующий раз он или она будет более тщательно планировать свое возможное отсутствие.

В заключение хочется сказать о том, что мы все — разные, и жизнь по-разному предлагает нам строить отношения с людьми. И поскольку мы выбрали себе профессию, основной задачей которой является передать знания другим, пусть этот процесс каждый день наполняет нас максимально положительными эмоциями и радостью за успехи наших студентов.

Удачных и плодотворных вам занятий!
Елена Кошовская, CELTA&DELTA qualified Teacher, BE Instructor.

Подписка на рассылку