Независимо от того, работаете вы в государственной или частной школе, всех преподавателей объединяет одна проблема: нам всегда не хватает времени. Кажется, что 16 или 20 часов в неделю, в течение которых мы обучаем студентов — это так мало, а еще три месяца летних каникул. Так куда же девается время? На самом деле время для преподавателя протекает совсем по-другому. Думаю, большинство из вас согласится с этим.
Планирование уроков, поиск материалов, например, игр или других активностей, которых нет в учебнике, создание собственных материалов, проверка тетрадей или работ студентов, выставление оценок, бумажная работа, общение с учениками вне уроков, для некоторых преподавателей — и с родителями, в конце концов, профессиональное развитие — все это отнимает очень много времени, энергии и ежедневно требует наших усилий.
Нет разницы какой это класс — реальный или виртуальный. Иногда обучать студентов онлайн гораздо труднее, чем офлайн. Так что же делать преподавателю, чтобы облегчить себе жизнь и найти немного времени для себя?
Совет № 1. Позвольте студентам выполнять вашу работу.
На самом деле на уроке мы очень часто берем на себя то, с чем студенты могут прекрасно справиться сами. Например, проверка заданий и оценивание. Очень часто преподаватели тратят половину, а то и большую часть урока на то, чтобы проверить всем классом правильные ответы на задания. Ничего плохого не случится, если вы переложите это на плечи ваших студентов. Дайте студентам правильные ответы и поручите самостоятельно проверить свою работу. Они также могут сделать это в парах, проверив ответы друг друга.
Обучаете подростков и хотите быть в теме?
Совет № 2. Используйте больше заданий, в центре которых студент.
Student-centered activities, в частности работа в парах, группах, игры, говорение — очень важны для развития коммуникативных навыков. К сожалению, они часто теряются во время онлайн-уроков. Однако, это активности, которые ориентированы на студентов, увеличивают время их взаимодействия, существенно сокращают TTT, а значит и нам приходится меньше концентрироваться. Все, что нужно сделать, — продемонстрировать, как выполнять задание, поставить студентов в группы или пары и вести наблюдение. Большинство времени будут работать все-таки студенты.
Совет № 3. Если что-то пошло не по плану, делайте вид, что это и был ваш план.
Преподаватель не может проконтролировать абсолютно все. На курсе CELTA нас учат предусматривать большинство трудностей, которые могут возникнуть на уроке, а также думать о том, как их преодолеть. Однако предусмотреть все до мелочей невозможно. Мы никогда не знаем, сколько студентов заболеет и не придет на занятие, на котором мы планировали много парной работы, мы не можем наверняка знать, что не пропадет интернет, не загрузится презентация, не откроется какой-то документ. Главное — не паниковать насчет того, как вы будете выглядеть в глазах студентов, если что-то будет не так. Вы сами составляли план урока, они не знают, что в нем было. Просто выдохните — и делайте все, как будто так и должно быть. На занятиях есть более важные вещи, которые мы должны делать вместе с учениками вместо того, чтобы беспокоиться о том, что они могут о вас подумать. Идеальных людей не существует.
Совет № 4. Научитесь доверять своим студентам.
Признайтесь, вы часто думали: «Если меня нет в аудитории, они не будут ничего делать». Поздравляю, вы принадлежите к числу X-менеджеров. Теорию мотивации американского социального психолога Дугласа Мак-Грегора прекрасно можно применять и в школьных реалиях, ведь каждый преподаватель — это по своей сути менеджер. Как Х-менеджер преподаватель считает, что ученики имеют врожденную склонность к лени и избегают работы при малейшей возможности. Как следствие этого возникает необходимость тщательного контроля над ними. Но такой подход становится препятствием на пути к повышению продуктивности студентов, ведь он основан на угрозе наказания.
Y-учителя считают, что у студентов есть свои амбиции и внутренние стимулы, они стремятся взять на себя больше ответственности и осуществлять самоконтроль и самоуправление. Считается, что студенты получают удовольствие от умственного труда. Значит, приоритетом для них являются возможности для развития, а не правила. Мотиватором выступает удовлетворение от проделанной работы, а не материальное вознаграждение или страх наказания.
Как современный преподаватель, попробуйте пересмотреть свои взгляды на отношения со студентами и старайтесь создать положительную среду для обучения. Студентам нужно предоставить больше независимости и автономии, чем контроля со стороны учителя.
Давайте им выбор. Например, предложите выбрать упражнения, которые они могут сделать на домашнее задание. Если у вас, например, есть 3—4 задания, предложите им выбрать только 2. Вы будете удивлены, но многие сделают все 4. Если вы дадите им выбор: быть ответственным или нет, они скорее выберут первый вариант.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое «rapport» и как его строить на уроках английского
Совет № 5. Планируйте правильно.
Когда вы планируете свой урок, подумайте, что ваши студенты могут делать самостоятельно и чего вам не нужно делать. Что действительно сработает, если они выполнят это самостоятельно?
Во-вторых, продумайте, что именно нужно сделать на уроке, а что можно выполнить дома.
В-третьих, обратите внимание на то, чтобы студенты могли выбирать, что они хотят делать. Давать выбор — очень важно.
Также подумайте, какую пользу принесет студентам самостоятельная работа. Как будут развиваться их навыки и умения? Это нужно, чтобы объяснить студентам, почему они выполняют именно то или иное задание.
Все это поможет вам пересмотреть свою роль как преподавателя, и вы увидите, что не обязательно стоять целый урок у доски. Вместо этого преподаватель должен:
- создавать и предоставлять студентам возможности;
- направлять их в верном направлении;
- наблюдать;
- диагностировать их потребности и трудности;
- быть примером.
Совет № 6. Организуйте свое рабочее пространство.
Независимо от того, где вы работаете, ваше рабочее пространство должно быть организованным так, чтобы вы легко и быстро находили все, что вам нужно для работы. Это сэкономит время и нервы. У преподавателей всегда больше документов, игр, средств для письма, бумаги, книг, планов, наклеек и художественных аксессуаров, чем у двух магазинов рукоделия вместе взятых.
Вы должны чувствовать себя комфортно на своем рабочем месте. Если вас не устраивает ваше окружение, скорее всего, студентам оно тоже не будет нравиться. Начните с чего-то легкого, например со своего стола.
Продумайте, как должны быть расположены парты и стулья.
Создайте специальные зоны, например, reading corner, art shelf, center stage.
Не забудьте украсить аудиторию или свой бэкграунд в Zoom, например, с помощью фото, плакатов, иллюстраций и тому подобного.
Совет № 7. Расставляйте приоритеты.
Запишите, что нужно сделать в течение дня или недели, даже месяца. Но в каком порядке выполнять все эти задачи?
Вот как, например, может выглядеть список дел на день:
- 2-й урок — замена 7-А класс
- составить планы уроков на завтра
- спортзал
- заплатить за коммунальные услуги
- приготовить ужин
- посмотреть вебинар
Попробуйте использовать следующую модель, чтобы приоритезировать свои дела, и делайте то, что для вас действительно важно. Например:
|
СРОЧНО |
НЕ СРОЧНО |
ВАЖНО |
|
|
НЕ ВАЖНО |
|
|
Больше о том, как использовать таблицу и другие советы, смотрите здесь:
Помните, что время действительно летит, но вы — пилот своего времени.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)