Процесс получения знаний — это постоянный поиск ответов на разные вопросы. И любой учитель английского был бы счастлив, если бы его студенты:
- отвечали чаще и с удовольствием;
- были более уверенными во время говорения;
- давали развернутые ответы;
- не боялись высказывать сомнения по поводу мнения других студентов и аргументировать свое;
- охотно предлагали и обсуждали альтернативные варианты решения вопросов.
Конечно, достичь этого сложно, но возможно благодаря «wait time». Сегодня поговорим об этой технике преподавания.
И если вы раньше не слышали о ней, читайте далее и узнаете, в чем ее преимущества, какие бывают типы «времени ожидания» и какие полезные стратегии помогут научиться применять его в ESL teaching.
Что же такое «wait time»?
Термин «wait time» или «think time» обозначает время, которое учитель дает ученикам на проработку поставленного вопроса и обдумывание подходящего ответа на него.
Раньше образовательный процесс протекал таким образом: учитель говорит, ученики слушают.
Большинство вопросов, которые задавал преподаватель, требовали от студентов ответов, которые содержат чужое мнение, а не оценить, проанализировать информацию и сформулировать собственную позицию.
Некоторые исследователи называют такую форму учебного дискурса IRE аббревиатура от interrogate, respond, evaluate — спрашивать, отвечать, оценивать . То есть учитель задает вопрос, ученик отвечает, затем учитель оценивает ответ, а дальше цикл повторяется.
Что же касается времени ожидания, то еще в 1972 году ученая Mary Budd Rowe провела исследование «Wait-time and Rewards as Instructional Variables».
Она обнаружила, что преподаватели дают ученику в среднем всего 1.5 секунды на ответ, после чего сразу пытаются переформулировать вопрос или даже ответить самостоятельно.
Потому в противовес IRE, M.B.Rowe разработала собственный концепт «wait time». Как он повлиял на современное преподавание, рассказываем в следующем разделе.
Преимущества «wait time»
Эксперименты по использованию метода «wait time» в преподавании доказали, что увеличение времени ожидания ответа оказывает однозначно положительное влияние на обучение студентов.
«Wait time», который длится от 3 секунд и более, развивает логическое мышление и улучшает использование учениками target language, а также усовершенствует взаимодействие между учителем и классом.
Кроме того, увеличение времени ожидания после того, как ученик уже ответил на вопрос так же важно. Это дает ему возможность дополнить свой ответ, а другим студентам добавить собственные мысли или подискутировать на тему.
Другие ощутимые изменения в ходе обучения студентов также охватывают:
- увеличение продолжительности ответов;
- увеличение количества инициативных уместных ответов;
- провоцирование размышлений на тему;
- уменьшение количества пассивных учеников;
- увеличение инициативы от неуверенных учеников;
- улучшение результатов контрольных работ.
Более того, навыки преподавания учителей также улучшились, об этом свидетельствуют исследования ученых Tobin, K., Swift, J. N., Gooding, C. T.
Благодаря внедрению «wait time» в свою практику преподаватели имеют возможность:
- разнообразить свои стратегии опроса;
- уменьшить количество и улучшить качество своих вопросов;
- задавать дополнительные вопросы, которые требуют более детальной обработки информации и более высокого уровня мышления от студентов.
Конечно, на начальных этапах подобные молчаливые паузы будут вызывать значительный дискомфорт. Однако будьте уверены, что результаты однозначно стоят того.
Основные типы «wait time»
Мы уже упоминали о двух главных моментах учебного процесса, когда следует дать ученикам больше времени подумать. Однако на самом деле их может быть больше.
Например, Stahl, R.J. в своем исследовании «Using «Think-Time» and «Wait-Time Skillfully in the Classroom», выделяет целых 8 типов и склоняется к термину «think time», так как, по его мнению, он лучше описывает цель применения данной стратегии.
1. Post teacher’s question time — время ожидания после вопроса, который задал учитель.
2. Within students’ response pause time — время для размышления студента — если он делает паузу во время ответа, учитель не вмешивается и не позволяет другим студентам это делать.
3. Post students’ response wait time — несколько секунд после того, как студент закончил говорить, чтобы дать ему возможность дополнить ответ и позволить другим студентам обработать и ответить на услышанное.
4-5. Student and teacher pause time — общее правило уважения во время разговора, когда каждый дает другому время сформулировать мысль.
6. Within teacher presentation pause time — во время объяснений и инструкций учитель делает паузы для того, чтобы студенты могли проработать информацию.
7. Student task completion wait time — кроме привычной работы в парах, дать перед этим студентам время поработать над заданием самостоятельно.
8. Impact pause time — использовать короткую молчаливую паузу для привлечения внимания, чтобы студенты были готовы получить следующую информацию.
Вполне вероятно, что «wait time» может быть для вас совершенно новым концептом и вы только учитесь применять его в преподавании.
В этом случае вы можете воспользоваться альтернативным вариантом: дать ученикам конкретное задание на время обдумывания.
Детальнее подобные идеи обсудим в следующем разделе.
«Wait time» на занятии
Еще один важный фактор, почему ученики нуждаются в «wait time», — это индивидуальные особенности в обучении.
Некоторые готовы дать ответ еще до того как дослушали вопрос до конца, а некоторым нужно больше времени на обдумывание.
И в любом случае каждому ученику, независимо от его способностей, необходимо получить «think time».
Первым — для того, чтобы доработать и усовершенствовать свои выводы, а вторым — чтобы сформулировать ответ.
Мы предлагаем вам попробовать имплементировать для этой цели несколько идей.
Они помогут ученикам справиться с напряжением, более тщательно поработать над своими ответами и развить такой ценный навык, как «think-before-you-leap».
Организация пространства
В аудитории, где учатся по принципу IRE, учитель стоит впереди, а студенты сидят лицом к нему.
Таким образом, учитель является элементом, через который происходит дискурс.
В противоположность этому создайте пространство, где студенты будут сидеть лицом друг к другу и иметь зрительный контакт с каждым одногруппником.
Тогда акцент сместится на динамичное межличностное общение.
Think-Pair-Share
После того, как вы задали вопрос, дайте ученикам время самостоятельно подумать над ответом.
Далее объедините их в пары для обсуждения идей.
После сравнения ученики могут записать финальные мысли для того, чтобы наконец поделиться ими с классом.
Are you ready?
Когда активные ученики всегда отвечают на все вопросы, а у других нет даже времени на «подумать», это очень демотивирует последних.
Поэтому следует применять «think time» и для того, чтобы убедиться, что все поняли вопрос, обдумали и сформировали ответ.
Как это сделать? Например, используйте такую команду:
«Thumbs up!»
Задайте вопрос и попросите учеников поднять большой палец вверх (или другой условный знак), когда они будут готовы дать ответ. Подождите всех.
Для маленьких учеников можно применить технику светофора — когда ответ готов, они поднимают зеленую карточку.
Когда весь класс поднимет палец/зеленый свет, воспользуйтесь карточками с именами учеников. Перемешайте их, выберите любую и назовите ученика для ответа.
Схематичные ответы
Ученикам начальных уровней ответить помогут специальные схемы. Подготовьте что-то вроде такого:
To my mind, X is _______ because _______; Y is _______, because _______; Z is _______, because _______ .
I find X/Y/Z _______ because of 3 factors:
First, _______.
Second, _______ .
Third, _______ .
One important reason why _______ is _______ .
Next, _______ , etc.
Как вариант вы можете предоставить ученикам список ключевых слов, которые помогут им оформить мысли и построить содержательные предложения.
Take it easy
Некоторые ученики смущаются, когда внимание приковано к ним. Они стесняются и теряются, поэтому их ответы становятся неуверенными и малосодержательными.
В то же время в расслабленной атмосфере они могут быть решительными и сообразительными. Для улучшения подобной ситуации попробуйте следующие стратегии:
- Все вместе
На счет «3» попросите всех учеников одновременно произнести свои ответы.
Если вы услышите неправильные варианты, поймете, кому нужны дополнительные разъяснения и время на усвоение материала.
- С закрытыми глазами
Назначьте каждому ученику в классе букву или цифру. Попросите всех закрыть глаза.
Назовите цифру/букву определенного ученика, он открывает глаза, выбирает и зачитывает один из вопросов на доске и снова закрывает глаза. Повторите процедуру с учениками B, C, D…/2, 3, 4.
Когда все получат свои вопросы, они открывают глаза и обсуждают ответы в группах.
Или же ученики могут поделиться ответом с сидящим рядом одногруппником.
Он оборачивается и делится своим ответом со следующим учеником. И так продолжается, пока все ответы не будут озвучены.
В качестве альтернативы ученики записывают ответы и прикрепляют заметки к своему вопросу на доске.
Другие ученики могут ознакомиться со всеми ответами и поставить условный «лайк» тем, с которыми они согласны.
- Обмен мнениями
Задайте вопрос и попросите учеников написать 3 ответа/идеи. Далее проведите «mingling», в котором студенты обмениваются мнениями друг с другом.
Они должны получить в результате 5 разных ответов. Обсудить их можно в парах или группах.
A bunch of ideas
После того, как ученики услышали вопрос, они могут записать все, что приходит им в голову.
Научите их при этом структурировать мысли, например с помощью графического метода. Такие заметки помогут организовать мысли и будущий ответ наилучшим образом.
Smart-репетиция
Ученики будут рады применить свои гаджеты на занятии для улучшения своих ответов.
Озвучьте вопрос и дайте студентам время обдумать, сформулировать или записать мысли.
Затем попросите их сделать видеозапись ответа на телефон.
Они могут делать это индивидуально прямо в классе. Видео должно длиться примерно минуту.
Далее ученики пересматривают запись и решают довольны ли они результатом.
Если нет, они могут внести изменения и записать себя еще раз, чтобы финальный ответ звучал как можно лучше.
Вы также можете дополнительно посмотреть видео по теме упомянутых обучающих техник.
Надеемся, вы убедились в важности применения «wait-time» на уроке английского и сможете улучшить взаимодействие с учениками, получать обширные ответы, а также проводить эффективные обсуждения на любые темы.
Еще больше теоретических и практических знаний по современному преподаванию английского можно получить во время прохождения курса TKT.
Он погрузит вас в коммуникативную методику, а также подготовит к следующему уровню сертификации — CELTA. До встречи в Grade!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)