⏩ Бородатая шутка о том, что “учитель — это диагноз” — небезосновательна, ведь во внешкольной жизни мы часто можем учить всех вокруг, или исправлять, когда кто-то ошибается. Мем об учителе «I’m silently correcting your grammar», наверное, тоже придумали студенты, которых на уроках часто исправлял преподаватель. Но как быть? Действительно ли эффективным является постоянное перебивание и исправление ошибок, так сказать, не отходя от кассы? Не всегда. О том почему лучше исправлять ошибки через некоторое время и когда именно это нужно делать — далее в этой статье.
Что такое отложенная работа над ошибками?
В моей преподавательской практике за 14 лет бывали разные случаи. Например, одна студентка, пришла на первое занятие и попросила всегда ее исправлять. Она считала, что единственная правильная функция преподавателя — постоянно исправлять ошибки в речи студента. Человек был настолько зациклен на том, чтобы я ее постоянно поправляла, что у меня уже дергался глаз, а студентка снова делала одни и те же ошибки. Были и другие взрослые студенты настолько не уверенные в себе, что мне приходилось вытаскивать из них каждое слово. Если бы я исправляла все их ошибки, они бы так и не разговорились, и дальше боялись бы учить английский. Однажды ко мне пришел студент и после нашего первого урока отказался дальше заниматься, объяснив это тем, что я не исправила ни одной его ошибки сразу. Здесь должен быть facepalm 🙂
Однако, признаюсь, что были и такие студенты, которые подходили после занятия и благодарили меня за то, что я внимательно слушала их и все записывала во время разговора, а затем переносила свои заметки на доску, и мы вместе разбирали ошибки и исправляли их. Именно в этом и заключается техника delayed error correction или отложенной работы над ошибками.
Как правило, преподаватель дает положительный или отрицательный фидбэк через некоторое время после того, как студент совершил ошибку во время speaking, зачастую уже после того, как задания было полностью выполнено или даже в конце урока. Этот прием резко контрастирует с тем когда преподаватель, например, перефразирует предложения, использует мимику и жесты для того, чтобы исправить ошибку, и делает это сразу же после того как студент ошибся.
Отложенная работа над ошибками используется не всегда. Это зависит от того, какова цель урока, какие перед преподавателем студенты и от других факторов. Обычно delayed error correction используется во второй половине занятия, когда, вероятно, студенты будут «производить язык» (вести дискуссии / ролевые игры / составлять диалоги и т.д.). Выполняя такие задания они интегрируют «новый язык» (лексику или грамматику) в свою устную речь или в письмо. Ранее на занятии студенты вероятно изучали слова или грамматику, выполняли упражнения на точность и правильность (accuracy), а теперь настало время свободно использовать приобретенные знания. По этой причине преподаватель не станет перебивать студента, а даст ему возможность завершить свои мысли, запишет любые ошибки, которые он слышит, и вернется к ним в конце урока. Затем, после выполнения задания, преподаватель анонимно выводит на доску неправильно употребленные формы. На этом этапе урока студенты уже должны иметь достаточно знаний о формах, которые изучаются, чтобы легко найти и исправить ошибки.
Еще одной причиной, когда преподаватель может использовать отложенную работу над ошибками, является высокий уровень беспокойства студента или студентов. Иногда это мешает сосредоточиться на лексике или грамматике, которая изучается. Поэтому более эффективным и менее стрессовым будет предоставление фидбэка об ошибках всей группе, а не индивидуально каждому студенту, после того, как они, например, работали в парах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Co-teaching: когда вы — не единственный преподаватель
Какие преимущества отложенной работы над ошибками?
Кроме того, что delayed error correction демонстрирует неравнодушие и заинтересованность преподавателя, в том, чтобы студент успешно использовал новые лексику и грамматику в своей речи, есть и другие плюсы:
- отложенная работа над ошибками помогает избежать прерывания студентов во время практики свободного говорения, когда они больше сосредоточены на самовыражении, чем на точности. Это время учитель использует на то, чтобы подумать о том, как исправить ошибку или стоит ли ее вообще исправлять;
- когда ошибки появляются на доске, студенты имеют возможность самостоятельно исправить себя и лучше понять и запомнить ошибку;
- такое исправление ошибок вполне анонимное, а потому не влияет на уверенность студентов, а наоборот, укрепляет ее;
- когда преподаватель сосредотачивается на ошибках, которые студенты сделали на уроке в тот день, занятие становится более персонализированным, более адаптированным под эту отдельную группу;
- преподаватель записывает не только ошибки, но и, на первый взгляд, грамматически правильные высказывания, которые могут звучать несколько нелепо. Например, дословный перевод с украинского на английский. Это делается для того, чтобы потом вместе со студентами найти или предложить более «английский» эквивалент, и тем самым предоставить вам лексику или грамматику, которая существенно улучшит ваш уровень английского.
Так что не стоит волноваться из-за того, что преподаватель не сразу исправил ошибку студента. Как показывает опыт, отложенная работа над ошибками может стать достаточно конструктивной как для студентов, так и для педагога. Ошибки — это важная часть изучения любого языка, а преподаватель заинтересован, чтобы вы говорили по-английски уверенно. Доверьтесь профессионалу, попробуйте что-то новое и насладитесь процессом.
Кстати, в Grade Education Centre функционирует Teacher Training Centre, где преподаватели английского языка могут повышать свою квалификацию.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)