С развитием невропатологии, педагогики, нейропсихологии и инклюзивности мы все чаще слышим про особые состояния у детей, которые могут помешать успешному обучению. Сегодня поговорим про дислексию: узнаем, что стоит о ней знать, а также про обучение детей с таким состоянием. Исчерпывающие ответы на вопросы нам дала Алена Украинская, автор и преподаватель курса английского для детей с дислексией и дисграфией.
Что такое дислексия? По каким признакам можно заподозрить у ребенка это расстройство? Как его диагностируют?
В общем понимании дислексия – это нарушение навыков обучения, которое в первую очередь влияет на навыки чтения и письма. Но не только на них. Дислексия на самом деле касается обработки информации. Люди, которые страдают дислексией, могут испытывать трудности с обрабатыванием и запоминанием информации, которую они видят и слышат, что может повлиять на обучение и приобретение навыков грамотности. Но дислексия влияет на все сферы жизни, не только на приобретение грамотности. Дислексикам сложно читать ноты, водители долго учат дорожные знаки, у них появляются проблемы с ориентированием и т.д.
Дислексия может сделать обучение настоящим вызовом, но дислексики часто являются необычайно яркими детьми с невероятным потенциалом. При условии правильной и длительной поддержки почти каждый дислексик может начать хорошо читать и писать.
Если ваш ребенок борется с дислексией, он не один. Согласно исследованиям Американской ассоциации дислексии (American dyslexia association), примерно 6–10% современных студентов во всем мире сталкиваются с этой проблемой обучения. Некоторые ученые говорят, что процент может быть даже ближе к 20, поскольку много людей борются со своим чтением и имеют определенные признаки дислексии, но не соответствуют точным критериям тестирования.
Дислексия – не приговор обучению
Диагноз дислексия, как правило, ставится, когда ребенок начинает читать и сталкивается с характерными проблемами: он долго запоминает буквы, не может сложить несколько звуков вместе, путает похожие по написанию буквы, не может запомнить последовательность фактов/букв (алфавит, например). Важно понимать, что все эти особенности может иметь и ребенок без дислексии, поэтому ни родители, ни учителя сами не ставят такой диагноз. Они только должны увидеть проблему, а диагнозом занимаются логопеды, коррекционные педагоги, невропатологи и нейропсихологи.
Как дислексия влияет на способность ребенка к обучению?
Ребенок сталкивается с первыми проблемами уже в первом же классе. Поскольку бывают разные типы и формы дислексии, то, соответственно, и проблемы бывают разные. Например, детям с фонетической дислексией сложно различать звуки, в результате чего они медленно читают, читают по буквам, заменяют одни звуки другими, пишут с ошибками. С другой формой дислексии (семантической) ребенок не меняет буквы, но не понимает то, про что читает. Некоторые дети не могут выучить стихи на память, у кого-то есть проблемы со зрительной памятью, у многих детей словарный запас меньше в сравнении с одногодками. В результате в конце первого класса ребенок с дислексией заметно отстает от одноклассников. И тут возникает, по моему мнению, самая большая проблема: ребенок начинает комплексовать, его самооценка падает, некоторые дети начинают насмехаться, и учителя иногда не знают, что с этим делать.
На каких принципах должно строиться обучение таких детей, чтобы оно было эффективным?
К сожалению, в классе, где обучается около 30 детей, учителю сложно выработать индивидуальный подход к ребенку с дислексией. Тем более, эта проблема сравнительно нова для Украины, учителя часто не готовы работать с детьми с особыми образовательными потребностями.
Но ситуация потихоньку меняется: у нас появилось инклюзивное образование, на помощь учителю приходит ассистент, он разрабатывает индивидуальный план обучения. В школе с таким ребенком должен заниматься логопед, объем заданий может быть немного меньшим в сравнении с другими детьми, и методы проверки и оценивания знаний тоже немного меняются. Хочу подчеркнуть, что меняются именно методы проверки, но ребенок оценивается в соответствии с учебным планом.
Есть много простых способов помочь такому ребенку в обучении: разрешить пользоваться аудиоучебниками, записывать уроки на диктофон, давать больше времени на выполнение заданий, опрашивать большинство предметов устно, не заставлять учить правила на память. А главное – мотивировать, поощрять и поддерживать его.
Как возникла идея создания курса английского для детей с дислексией и дисграфией?
Идея курса возникла тогда, когда мой сын, у которого в конце первого класса диагностировали дислексию и дисграфию, не мог справиться с английским языком в школе. Он очень плохо читал по-украински, путал звуки, и когда начали читать и писать английские слова, для него это было просто физически и морально изнурительно. Мы начали лепить буквы, складывать их из спичек, вырезали, рисовали, придумывали смешные ассоциации – и я видела, что это работает. На профильных страницах в Фесбуке я видела много обсуждений на эту тему, начала думать про создание курса, прошла соответствующий курс “Teaching learners with dyslexia”, обсудила этот вопрос с руководством Grade Education Centre, получила стопроцентную поддержку – и вместе с опытным логопедом написали программу курса.
В чем особенность этого курса и почему он эффективный? Есть ли первые результаты?
Основное отличие курса состоит в том, что мы уделяем намного больше времени изучению определенной темы или структуре: лексической, грамматической. Для сравнения: в среднем для изучения нового слова человек без дислексии повторяет его 14–15 раз (читает, пишет, слышит, проговаривает), а ребенку с дислексией нужно это сделать более 100 раз. Абсолютно очевидно, что это просто невозможно сделать на уроках в школе, у нас это становится возможным благодаря постоянным разным упражнениям для запоминания слов.
Я была очень довольна успехами группы, в которой, кстати, обучается и мой ребенок, но наши уроки остановил коронавирус, и мы не перешли работать в онлайн, поскольку 60% урока – это работа с дополнительными материалами: глина, песок, пластилин, специальные карточки и т.д. Сейчас у нас работают уже две группы: одна продолжает работать, там обучаются дети 11–13 лет, и одна новая группа, где обучаются дети 8–10 лет.
Каковы дальнейшие планы по развитию этого направления?
Я бы очень хотела и дальше работать и развивать это направление. Мы обсуждаем вопрос создания группы для взрослых, ведь дислексия никуда не девается, люди с ней живут всю жизнь. Считаю очень важным рассказывать про эту проблему учителям, поэтому мы готовим вебинары для них. Кстати, одну такую встречу мы делали в школе, где обучается мой ребенок. Администрация школы пригласила учителей, я с ними делилась своими знаниями и определенными идеями по поводу того, как сделать процесс обучения более легким для всех сторон.
Что бы вы посоветовали родителям таких детей?
Очень тешит тот факт, что вопрос дислексии становится актуальным, мы осознаем необходимость инклюзивного образования. Но общество иногда не совсем понимает природу дислексии, и родители даже стесняются и скрывают этот диагноз. Этим мы делаем хуже себе и нашим детям. Им необходима помощь и поддержка (родителям, кстати, тоже!). Задание родителей – помочь ребенку адаптироваться и раскрыться, ведь не секрет, что много известных людей из разных сфер имеют дислексию. Это требует времени и внимания, сил и терпения, финансовых затрат, но никто не сможет помочь нашим детям, если этого не будем хотеть мы.
Прочитать подробнее про курс английского для детей с дислексией
Комментарии
Дякую за вашу інформацію! Мене звати Віра, мій син страждає дислексією. Я також проходжу цей шлях з сином удвох. Дуже потрібні такі курси, групи, фахівці. Щоб якомога більше було можливості допомогти цим особливим діткам!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)