Практически любой вид работы — анализ видео, заполнение таблиц, описание иллюстраций или текста происходит в контексте. Но на что же он влияет?
Предлагаем провести эксперимент. Подумайте, что могут означать следующие фразы:
Tea?
Sorry, I don’t have any.
It’s boiling hot!
Когда думаете над ответами, представьте кто произносит каждую из фраз, что он/она пытается сказать, почему человек говорит это, где именно он/она это делает. Вот возможные ответы (ваши варианты могут отличаться):
- Возможно, это бабушка предлагает чай любимому внуку, который прибежал с улицы в зимний день, чтобы согреться у нее на кухне. А может, это вы сидите в кофейне, и официант приносит вам чай вместо кофе. И вы удивленно говорите: “Tea?”, пытаясь строгим взглядом объяснить, что вы не заказывали этот напиток.
- Самая простая ситуация: вы возвращаетесь вечером с работы, и тут к вам подходят двое крепышей с просьбой угостить сигаретой. Вы уверенно отвечаете: “Sorry, I don’t have any”. Или на кассе в магазине одежды вы просите у продавца пакет, а он извиняется, потому что все пакеты закончились.
- Вы заходите в класс подростков на 5 уроке. Окна закрыты. Май. Вы чуть не теряете сознание, и говорите ученикам: «It’s boiling hot!» А они вам: «А у нас только что была физкультура».
Или на перерыве между уроками вы хотите выпить кофе. Приходите в кабинет, включаете чайник, заливаете водой кофе. Его аромат наполняет помещение… и вдруг раздается звонок на следующий урок. Снова придется пить холодный кофе, потому что «It’s boiling hot!», и вам еще нужно бежать за журналом.
Ответы на предыдущее задание вполне могут служить контекстами для использования этих трех фраз.
Как видите, именно ситуация определяет, какие возможные значения может приобретать каждая фраза. То есть, если вы, например, хотите на своих уроках показать студентам, как использовать определенную фразу, чтобы что-то у кого-то попросить, making requests вам нужно поместить эту фразу в определенную коммуникативную ситуацию, чтобы запланированное значение было точным и студенты могли его идентифицировать. Это и есть контекст, с которого все начинается. Без него значения слов, выражений, грамматических конструкций неоднозначны.
Именно двусмысленность вызывает трудности у наших студентов — хотя именно она часто является источником шуток или интересных языковых мемов. Опять же, как правило, понимание студентами разных значений свидетельствует о достаточно продвинутом уровне использования языка.
Важно: Каждый раз, когда мы используем язык (лексику, грамматику), он находится в четко установленной ситуации. Те, кто употребляют язык, точно знают, где они находятся и почему происходит взаимодействие.
4 вида контекста
Реальный контекст real context — это нечто настоящее, что можно обсудить. Например, когда студенты приносят на урок свою любимую игрушку, или когда вы проливаете на себя кофе во время урока.
Реалистичный контекст realistic context — это ситуации, с которыми мы можем столкнуться в реальной жизни, но они не происходят прямо на уроке. Например, поход в супермаркет или ресторан, покупка одежды, уборка, а также приготовление пищи.
Потенциальный контекст implied context — привычные темы или темы, связанные с вашими учениками. Возможно, все они смотрят один и тот же сериал, и вы можете поговорить о его героях.
Или это может быть забавная ситуация в вашем классе. Например, регулярные занятия, какими вы все занимаетесь, или забавные привычки, которые у вас есть как у учителя — все это можно использовать.
Воображаемый контекст imaginary context — вы также можете представлять разные ситуации. Например, кто победит на Евровидении или что будет, если вы выиграете в лотерею миллион долларов.
Безусловно, вы можете использовать сочетание этих контекстов. Главное, чтобы это была увлекательная ситуация, в которую погружаются студенты.
Важно: Если всем понятно почему они говорят по-английски — это хороший контекст.
Как создавать контекст на уроках английского?
Обычно авторы аутентичных учебников, которые мы используем для обучения английскому, уже позаботились обо всем. Однако учебники написаны для идеальных условий, и, пожалуй, большинство согласится, что не существует учебника, который удовлетворил бы все потребности каждого студента.
Часто контекст в учебнике может не очень подходить для студентов, или даже быть откровенно скучным. Нам это не нужно, поэтому как преподаватели мы можем создать нужный контекст. Как это сделать?
Шаг 1. Выберите в учебнике форму, которой нужно научить студентов (лексика, грамматика).
Шаг 2. Представьте, как вы используете эти слова, выражения или грамматику. Когда вы обычно используете эти формы?
Шаг 3. Представьте себя в ситуации, где вы бы естественно использовали эти формы и ситуацию, которая была бы интересна студентам.
Шаг 4. Используйте эти ситуации и язык на занятии.
Часто контекст урока может диктоваться его типом: чтение, аудирование, письмо или говорение, грамматика или лексика. В центре следующих идей — студенты, а еще все способы задать контекст включают выполнение определенного задания.
Чтение/аудирование
- Разместите на доске изображения, показывающие ключевые слова из текста, и попросите студентов обсудить что они видят, и сделать прогноз о чем идет речь в тексте. Это хорошо работает позже, когда ученики сначала читают, они могут быстро сканировать и упорядочивать лексику, когда она появляется в тексте, и продолжать уточнять предсказания, которые они сделали раньше.
- Используйте заголовки и изображения из текста. Студенты могут обсудить их и сделать собственные предсказания о содержании текста. А еще заголовки газет, например, часто содержат сокращенные лексические и грамматические формы, соответствующие уникальным грамматическим правилам.
- Используйте рисунки из текста и предложите студентам обсудить, что они могут чувствовать в каждой ситуации или поделиться, если с ними случалось что-то подобное.
- Создайте word cloud из текста и обсудите со студентами о чем может идти речь в тексте для чтения/аудирования.
- Разрешите студентам прослушать/прочитать отрывок текста, и представить о чем пойдет речь.
Устная речь
- Используйте отрицательный пример. Это зачастую вызывает дискуссию о том, что было бы правильно сказать в такой ситуации.
- Покажите видео или фото ситуации. И спросите студентов, что они обычно говорят в таких ситуациях на родном языке.
- Запишите выражение на доске и дайте 4 разные ситуации. Студенты должны обсудить и прийти к выводу в какой ситуации это выражение будет неуместным.
- Используйте диалоги, фильмы, видеоролики.
Лексика
- Начните с брейншторма. Предложите студентам записать как можно больше слов по темам, которые они уже знают.
- Используйте визуальные подсказки: фото, изображения, рисунки на доске.
- Чтобы объяснить значение, используйте синонимы, дефиниции.
- Покажите слово, обыграйте ситуацию жестами, мимикой.
- Используйте диалоги, тексты, в которых студенты могут узнавать новую лексику.
Грамматика
- Используйте предложения с ложной информацией. Например, если вы собираетесь изучать степени сравнения прилагательных, предложите студентам обсудить предложения, в которых есть эта конструкция (Are people today luckier than they were 50 years ago? Is it better to study English in class or online? What things are you better at than your best friend?)
- Предложите студентам викторину, где уже есть грамматическая структура, которую вы будете изучать. Например, викторина об известных людях для изучения темы Past Simple of the verb TO BE.
- Рисунки — это отличный способ вызвать интерес, особенно если у вас хорошие художественные навыки. Вы можете попробовать рисовать ситуацию или людей в разных местах очень постепенно, а студенты должны догадаться, какова окончательная картина.
Конечно, способов донести до студентов значение той или иной языковой единицы множество. Наша задача сделать так, чтобы они понимали с какой целью и где нужно использовать те или иные слова, выражения или грамматику, и что эта цель оправдана. Смело выбирайте тему, форму и контекст. И не забывайте поддерживать этот контекст в течение занятия.
Больше о контексте для каждого типа занятия мы говорим на курсе CELTA! И не только говорим, но и учим его создавать! Более того, наша школа английского практикует это с реальными студентами под наблюдением опытных тренеров.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)