Каждая профессиональная отрасль имеет свою специфическую лексику. Особенно IT, где приходится использовать много различных технических, аналитических, менеджерских и дизайн-терминов 📝
Для тех, кто мечтает окунуться в мир технологий, тамошняя лексика может стать вызовом. Поэтому в этом материале мы расскажем вам о полезных словах и фразах, а также в целом о том, как работают IT-компании.
Как устроена IT-команда: названия должностей и уровней
Те, кто создают качественный цифровой продукт, — это не только группа программистов. Это команда из десятков специалистов, каждый из которых имеет свою роль, уровень опыта и зону ответственности.
Для начала разберемся с уровнями должностей в IT. Все начинается с Trainees — стажеров, которые проходят обучение. Далее следуют Junior — младшие специалисты. Это уже люди, которые могут что-то реализовать самостоятельно, но все еще нуждаются в поддержке.
После нескольких лет опыта можно получить статус Middle — средний уровень, на котором можно полностью работать самостоятельно: от планирования до реализации.
Последнее звено — это Senior, то есть старший специалист, который пишет сложный код, принимает технические решения, решает проблемы других и становится ментором.
Для того чтобы такая команда двигалась в правильном направлении, нужен кто-то, кто держит в голове всю картину. Эту роль часто выполняет Team Lead — руководитель команды, который следит за прогрессом, коммуникацией и общей атмосферой.
Координацией проекта занимается Project Manager — руководитель проекта. Именно он следит за дедлайнами, согласовывает задачи и договаривается с клиентами. А если в команде есть Product Owner — владелец продукта, то он отвечает за то, чтобы продукт был успешным и ценным.
Сам продукт создают Frontend Developers — разработчики интерфейса и Backend Developers — разработчики серверной части. Первые отвечают за все, что видит пользователь: кнопки, анимации, формы, меню, вторые — те, кто работает с серверами, базами данных, логикой.
Есть еще Full-Stack Developer — разработчик полного стека. Это универсальный специалист, который может выполнять функции обеих должностей.
Также с кодом работает DevOps Engineer — DevOps-инженер. Это человек, который знает, как настроить сервер, собрать проект и автоматизировать обновления.
Для того чтобы продукт был удобен и понятен, в команде работают UX/UI Designers — дизайнеры пользовательского опыта и интерфейса. Они продумывают, как именно люди будут взаимодействовать с сайтом или приложением, рисуют структуру экранов, подбирают цвета, шрифты, расставляют кнопки.
Часто с ними работают Illustrators и Motion Designers, которые добавляют визуальной магии: иконки, иллюстрации, анимации.
Еще одна важная часть команды — QA Engineers — инженеры по обеспечению качества, но их называют просто «тестировщиками». Они ищут ошибки, нажимают на все кнопки и моделируют различные сценарии, чтобы в дальнейшем у пользователей не возникало проблем.
В больших или сложных продуктах обязательно есть Business Analysts — бизнес-аналитики. Они слушают клиентов, разбираются в бизнесе, рисуют диаграммы и описывают, что именно должен делать продукт.
А когда сайт или приложение уже запущено, на сцену выходят Data Analysts — аналитик данных или Data Scientists — специалист по науке о данных. Они следят, как люди пользуются им, анализируют цифры, рисуют графики, считают клики и действия.
Это общее описание того, как работает современная IT-команда. Далее разберем детальнее, как происходит работа на основных должностях.
Как создается сайт: основные термины разработчиков
Все начинается с идеи. Команда собирается на meeting — встречу, чтобы обсудить, какие features — функции или возможности будет иметь новый сайт. Для этого берут requirements — требования от заказчика или руководства и проводят brainstorm — мозговой штурм.
Часто на этих встречах звучит фраза: Let’s keep it simple for the MVP, то есть стоит сделать простую версию для старта — Minimum Viable Product — Минимальный жизнеспособный продукт.
После этого формируется roadmap — дорожная карта, то есть план работы над продуктом, и создаются tasks — задачи, которые разбиваются на sprints — спринты, так называемые промежутки времени, в течение которых команда работает над конкретными целями.
Далее программисты создают отдельные branches — ветки кода и работают с ними в своей development environment — среде разработки.
Когда часть функционала готова, разработчик делает commit — сохраняет изменения в коде и push — отправляет их на удаленный репозиторий, например, GitHub или GitLab. Далее открывается pull request — запрос на слияние изменений в главную ветку.
Этот pull request проходит через code review — другой участник команды просматривает код, проверяет на bugs — ошибки, code smells — признаки некачественного кода или нелогичные решения. Если все в порядке, код получает approve — одобрение и сливается — merge в основную ветку.
После слияния автоматически запускается CI/CD pipeline — инструмент непрерывной интеграции и доставки, который выкладывает изменения в staging — тестовую среду, максимально приближенную к «живому» сайту.
Здесь QA-тестировщики проверяют функциональность, удобство и стабильность. Если возникают проблемы, задачи возвращаются на доработку.
Когда все протестировано и готово к запуску, происходит deployment to production — внедрение в производство или release — выпуск версии сайта, которая становится доступна пользователям.
В первые часы после релиза команда следит за системой: анализирует logs — системные записи об ошибках и событиях, читает отзывы пользователей и следит за аналитикой.
Если обнаружена критическая ошибка — готовится hotfix — срочное исправление или, в крайних случаях, делается rollback — откат к предыдущей стабильной версии.
Ниже можете просмотреть список дополнительных слов и фраз, которыми пользуются разработчики.
Термин | Значение |
---|---|
Application Programming Interface or API | Интерфейс прикладного программирования |
Bug | Ошибка в коде |
Debug / debugging | Поиск и исправление ошибок |
Refactor / refactoring | Переписывание кода для улучшения структуры без изменения функциональности |
Library | Готовый набор кода или функций, который можно повторно использовать |
Framework | Набор инструментов и правил для построения приложений |
Hardcode / hard coding | Жестко зашить значение в код вместо использования переменных или конфигурации |
Dependency / dependencies | Внешние библиотеки или модули, от которых зависит код |
Tech debt | Накопленные технические недоработки в коде, которые надо исправить |
Если вам и вашим коллегам нужно знать больше таких терминов и в целом улучшить английский, Grade Education Centre организовывает корпоративное обучение для компаний. У нас есть разнообразные учебные программы:
- бизнес-английский язык;
- юридический английский;
- тематические бизнес курсы;
- разговорный курс;
- изучение уровня.
Как работают дизайнеры: основные UX/UI-термины
Конечно разработка качественного сайта не может обойти дизайн. Специалисты этой отрасли:
- анализируют requirements и project goals — цели проекта;
- обсуждают target audience — целевую аудиторию;
- ищут references — примеры удачных решений из других продуктов;
- создают user flows — сценарии, как пользователь будет взаимодействовать с продуктом.
На этом этапе может прозвучать фраза: Let’s start with low-fidelity wireframes — то есть, сначала проектируют простые схемы, чтобы согласовать логику интерфейса.
Именно с этого и начинается работа над User Experience или UX — пользовательским опытом. Дизайнер занимается тем, чтобы продукт был максимально удобным и понятным.
После этого переходят к User Interface или UI — визуальному оформлению. Дизайнеры подбирают цвета, шрифты, кнопки и элементы, которые должны быть не только понятными, но и красивыми.
Для того чтобы сайт хорошо выглядел на любом устройстве, создают также responsive design — адаптивный дизайн. Кроме того, создается design system — дизайн-система, которая состоит из набора унифицированных компонентов для всего проекта.
В конце результат передают фронтенд-разработчикам в виде prototype — интерактивного прототипа, созданного в Figma или другом графическом редакторе.
Рассмотрим дополнительный список слов и фраз, которыми пользуются дизайнеры!
Термин | Значение |
---|---|
Mockup | Макет с детализированным визуальным оформлением |
Usability | Удобство использования интерфейса |
Accessibility | Доступность для людей с ограниченными возможностями |
Persona | Воображаемый образ пользователя с потребностями и мотивацией |
Journey map | Карта пути пользователя от первого контакта до цели |
UI kit | Набор готовых элементов интерфейса |
Grid | Сетка, которая помогает выравнивать элементы на странице |
Spacing | Отступы между элементами, важные для читабельности |
Typography | Типографика, работа со шрифтами, размерами и интервалами |
Как работает менеджмент: лексика для командной работы
Мы уже упоминали, что работа команды начинается с meeting, sprints и roadmap. Однако дальше все зависит от четкой организации процессов — и здесь в игру вступает менеджмент.
Ежедневная работа ведется в системах вроде Jira или Trello, где каждая задача — это ticket. Все tickets попадают в backlog — список всех запланированных задач. Project Manager или Team Lead расставляет приоритеты, и команда постепенно берет задачи в работу.
Перед стартом каждую задачу нужно estimate — оценить на то, сколько времени займет ее выполнение. Как только task будет готов, его также нужно approve, а далее обозначить как done — готово или complete — завершено.
Многие команды работают remotely — удаленно. Поэтому в IT-командах онлайн-звонки происходят ежедневно и даже по несколько раз. Для того чтобы позвать поговорить могут сказать: Let’s jump on a quick call — Давайте сделаем быстрый звонок.
Для того чтобы все были в курсе последних новостей, менеджер организовывает stand-ups, retrospectives и demos — короткие встречи для обмена информацией, обсуждения, что пошло хорошо или не очень, и демонстрации готовых частей продукта.
Ниже можете увидеть словарь дополнительных терминов о менеджерской и командной работе.
Термин | Значение |
---|---|
Scope | Объем работы проекта |
Scope creep | Постепенное увеличение объема задач без формального согласования |
Deadline | Крайний срок выполнения |
Deliverable | Конкретный результат, который должен быть передан заказчику или внутренней команде |
Objectives and Key Results or OKRs | Система постановки целей и результатов |
Blocker | Препятствие, которое блокирует выполнение задачи |
Alignment | Согласование видения, приоритетов и направления работы |
Stakeholder | Заинтересованная сторона |
Workload | Нагрузка, объем работы или загруженность команды |
Follow-up | Дальнейшие действия после встречи или договоренности |
Сленг айтишников — это часть культуры сообщества разработчиков, дизайнеров, тестировщиков и менеджеров.
Знание таких фраз поможет вам лучше понимать команду, быстрее углубиться в рабочие процессы и просто чувствовать себя увереннее в мире технологий.
Happy coding and bug-free days!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)