Времена меняются, и теперь, если человек держится на одном месте более трех лет, это уже определенный показатель.
Андрей Пигарев работает в Grade Education Centre уже 10 лет. Он был одним из первых сотрудников центра, начав свой карьерный путь от простого преподавателя и став экзаменатором и CELTA-тренером. HappyMonday заинтересовала история Андрея, они расспросили его про мотивацию и карьерный путь.
Оригинал статьи можно найти здесь, а мы приводим текст интервью ниже. Вопросы задавала наша интернет-маркетолог Вера Новикова.
Первый рабочий день и первые впечатления
Андрей, как вы попали на работу в Grade? Кем работали до этого?
До Grade я работал преподавателем в другой организации. Занимался в основном подготовкой к TOEFL, медицинским английским и немного бизнес-английским.
Когда появилось желание оттуда уходить, я встретил ребят, с которыми раньше там работал. Мы договорились о встрече, и оказалось, что они ищут преподавателя, чтобы открыть свои курсы.
На встрече мне задавали очень практичные вопросы: спрашивали, что мне нужно, чтобы начать преподавать. В принципе, я уже был готов переходить к ребятам и буквально через месяц присоединился к Grade. По сути, мой путь здесь начался в 2008 году.
Помните свой первый рабочий день?
К сожалению, первый рабочий день особо не помню. У нас тогда было всего две аудитории — офис и напротив рабочая аудитория 37, с которых, собственно, и начался Grade. Если не ошибаюсь, у меня было только две группы, остальное время я вел индивидуальные занятия.
В начале работа была непыльная — было много времени для подготовки и прочего. Но это длилось недолго: пошел набор, пришли еще группы, и загруженность возросла.
Как сильно ваше первое впечатление изменилось за время работы?
Я скажу, что компания целиком поменялась. Вначале она была небольшая, здесь готовили только к TOEFL и работали четыре основателя и один-два преподавателя. Компания росла, как и я, и мы росли вместе.
А вот в плане отношения, скорее всего, ничего не изменилось, потому что у нас с ребятами остались такие же дружеские и теплые отношения, как были вначале. Только теперь мы намного лучше друг друга знаем.
Как развивалась карьера в компании?
Grade — это компания, где я вырос очень сильно. Одной из причин моего ухода из предыдущей компании было отсутствие возможности расти. Там была возможность расширять преподавательские горизонты: преподавать подготовку к TOEFL, медицинский английский, но не было никакого вертикального роста и помощи в нем. В Grade ситуация абсолютно противоположная, и я думаю, что это – одна из основных причин, почему я тут уже 10 лет.
Я начинал преподавателем подготовки к TOEFL. Это было мое единственное направление, наверное, месяцев девять. В сентябре 2010 года мы начали набирать группы на подготовку к IELTS, затем добавился общий английский, а еще спустя некоторое время мы подключили прием и подготовку к Кембриджским экзаменам. За мной закрепилось, в основном, направление IELTS, хотя были ситуации, когда приходилось преподавать подготовку и к другим экзаменам.
Года через четыре мне неожиданно предложили стать академическим директором, по сути — руководить процессом преподавания. Мне было очень приятно: я работал всего четыре года, и тут такая должность. А с другой стороны – было очень тяжело представить объем новых задач и понять, как с этим работать. Это было что-то абсолютно новое для меня.
Первые полгода в этой должности были довольно непростыми, и я даже отказался на какое-то время от преподавания, так как понимал, что будет тяжело совмещать и преподавание, и менеджерство.
В каких-то моментах пришлось себя менять, потому что я был больше преподавателем, чем менеджером. Одно дело, когда ты руководишь собой, и совсем другое — когда есть преподаватели, которым нужно помогать расти и которых надо направлять.
Я считаю, что это был интересный шаг вперед, который помог мне лучше разобраться в себе и своих менеджерских способностях. Сегодня уже тяжело представить, как бы всё сложилось, не стань я академическим директором. По сути, я, наверное, бы не был тем, кем я есть сейчас. Не хочется даже об этом думать.
Буквально через пару лет после этого у меня появилось желание стать еще и тренером CELTA. Для этого нужно проходить специальный курс DELTA. Он тогда впервые открылся в Grade, и я стал его участником-первооткрывателем.
Через год, когда я завершил цикл модулей Delta, стал CELTA-тренером, и это был огромный шаг вперед. По сути, с 2016 года я занимаюсь тренерством, и, наверное, это достаточно большая вершина того, чего можно достичь в Grade. Я оглядываюсь на свой 10-летний путь от преподавателя до тренера CELTA, и это для меня удивительно.
А что дальше? Есть ли что-то выше CELTA-тренера?
CELTA-тренерство — это очень серьезный шаг, и на данный момент это – то, чем я хочу заниматься и в чем развиваться. Дальше можно стать Delta-тренером. Это еще более серьезный шаг, но пока что я себе такую цель не ставлю. Пока мне нравится быть CELTA-тренером: по моим ощущениям, это моя ниша. Но кто знает… В Grade есть люди, на которых можно и нужно равняться!
Расскажите подробнее о должности академического директора.
Академический директор занимается организацией процесса обучения и преподавания.
У нас сейчас очень много преподавателей. Когда я становился академическим директором, в Grade было меньше 30 преподавателей, и руководить процессом было сложно, особенно когда ты делаешь это впервые. А сейчас у нас есть отдельные направления преподавания: экзамены, преподавание для детей, подростков, взрослых. Соответственно, количество преподавателей растет, и один человек справиться с этим уже не может. Поэтому сейчас у нас несколько академических директоров.
В обязанности академического директора входит планирование новых курсов, организация посещений, фидбэк преподавателям, решение текущих вопросов, связанных с организацией преподавания. Плюс методическая база — работа с учебниками, их подбор, обработка комментариев и советов самих преподавателей. По сути, это полноценное обеспечение учебного процесса. Это если в двух словах — так сказать, вершина айсберга.
Еще академический директор занимается преподаванием и обучением, связанным с профессиональным развитием. Например, если говорить обо мне, часть моих обязанностей заключается в организации Professional Development Days (PDD), когда мы вместе готовим воркшопы и презентации, а потом проводим их. Это один из способов роста для преподавателей в Grade.
Помогает ли вам расти сама компания?
Самый большой стимул, который дает Grade — это вера. Когда решалась моя судьба как CELTA-тренера, я не был уверен, что могу это сделать. Но компания в лице ребят-основателей была своеобразным толчком, двигателем. Это люди, которые верят в тебя, дают возможности и поддерживают инициативы. Ты хочешь? Зеленый свет есть — остается только работать и расти.
Отношения с коллегами и выгорание на работе
За столько лет коллектив для вас, наверное, стал второй семьей. Расскажите, какие у вас отношения с другими сотрудниками?
Если говорить о ребятах, с которых начиналась компания, то мы сейчас в теплых, дружеских отношениях. Если вначале это была своеобразная притирка, все-таки мы люди разные, то за почти 10 лет мы научились намного лучше понимать друг друга. По сути, мы всегда находили общий язык, и это не может не нравиться.
В самом коллективе есть много новых преподавателей, которых я знаю не так хорошо, потому что сейчас немного меньше работаю непосредственно с преподавателями. Но, к счастью, в компании есть возможность знакомиться и неформально, общаться с людьми не только в перерывах между занятиями, но и на совместных мероприятиях.
Со многими у меня теплые, я бы даже сказал, интересные отношения. Когда люди могут друг над другом подшучивать, и при этом не обижаться, или когда находят время пообщаться вне работы — это дорогого стоит. Атмосфера в компании помогает сближаться. Многие друг для друга являются ориентиром, помощником либо человеком, с которого можно взять пример. По-моему, это очень важно, когда есть возможность у кого-то поучиться, спросить совета или просто пообщаться по душам.
Как более опытный коллега, наставляете новичков?
В обязанности академического директора входит посещение уроков преподавателей. В этом, более формальном, плане связь с другими преподавателями есть, но сейчас я занимаюсь этим меньше.
Задействован в тренингах для преподавателей-менторов, которые работают с новичками. Также веду тренинг и наставляю преподавателей, которые хотят готовить студентов к IELTS.
Вы постоянно работаете с людьми. Как вам удается избегать эмоционального выгорания?
Это очень насущный вопрос. По природе своей я амбиверт — наполовину интроверт, наполовину экстраверт, — который в ситуации, когда нужно общаться, будет общаться, поддерживать общение и получать от этого удовольствие.
Но очень часто к концу рабочего дня или недели, особенно когда много встреч и обсуждений, возникает потребность перезарядиться. Бывает, приходишь домой – и просто хочется побыть одному. Для меня это способ перезарядки.
Общение в компании не носит какой-то негативный характер. Просто иногда этого общения больше, чем нужно — это ведь необходимость. Но думаю, что 10 лет работы здесь являются хорошим показателем атмосферы. Будь она неконструктивной, я бы долго не проработал.
Чтобы не доводить себя до выгорания, я выработал что-то наподобие формулы: брать отпуск не раз в году на месяц, а по кусочкам в течение года. И если возникает ситуация, когда срочно нужно отдохнуть, — беру пару дней или недельку – и отдыхаю. Такой периодический отпуск позволяет лучше отдыхать и с новыми силами продолжать работать.
«Спасает» также интерес к работе. Бывают ситуации, когда общения очень много, и ты устаешь. Но когда то, что ты делаешь, тебе нравится — это позволяет находить в процессе то, что доставляет удовольствие — будь то общение, посещение уроков и их обсуждение, подготовка презентаций.
Когда вы гордились, что работаете именно в этой компании?
Я не буду оригинальным и еще раз повторюсь по поводу CELTA-тренерства. Когда в 2012 году я проходил курс CELTA, к нам приезжала асессор из Испании, и в нашу последнюю встречу она сказала, что, возможно, через какое-то время мы сами можем стать CELTA-тренерами. Я помню эту ситуацию, как сейчас: в тот момент я просто представить себе не мог, что такое вообще возможно.
Проходит буквально 5 лет – и это становиться явью. Я получил колоссальную помощь от компании в плане поддержки и веры в то, что это возможно. Думаю, именно чувство гордости и за себя и за то, что есть люди, которые в тебя верят, помогло мне дойти до этой ступеньки и стать CELTA-тренером.
Кто такой CELTA-тренер и как стать преподавателем
В чем заключается работа CELTA-тренера?
Это постоянная помощь. CELTA-тренер помогает другим преподавателям понимать, как преподавать, что делать и куда расти. Тренинг включает в себя просмотр уроков, которые дают участники курса, и предоставление обратной связи. Задача тренера — показать, что получилось хорошо, а над чем еще нужно работать, и как правильно это делать.
Тренерство — это также помощь в планировании уроков. Это те же самые input-sessions — практические сессии, на которых мы делимся с нашими преподавателями опытом, эффективными методиками и техниками преподавания.
Большая часть тренерства — это общение. Здесь очень важен человеческий фактор и личностные качества, которые помогают тренеру общаться, находить общий язык и делать так, чтобы преподаватель рос.
Как часто у вас бывают командировки?
Если говорить о командировках за границу, то за последние полгода я дважды был в Англии. В конце ноября ездил в Лондон на двухдневную конференцию для тренеров CELTA и Delta. А недавно был на масштабной конференции IATEFL в Ливерпуле, которую организовывает международная ассоциация преподавателей английского языка.
В этом году там было больше 3 тысяч участников из разных стран, от Аргентины и до Австралии. IATEFL — это в первую очередь возможность обмениваться опытом в формате бесед, воркшопов, лекций и презентаций.
Это также возможность первым увидеть учебную литературу и узнать о новых наработках, возможность познакомиться и пообщаться с людьми, получить совет и поделится своим опытом. Событие такого плана — незабываемое и в плане масштабности, и в плане идей.
Я очень люблю и локальные путешествия. Кроме того, что я тренер, я еще и экзаменатор. У нас есть много подготовительных центров в Украине, на базе которых мы проводим экзамены: в Житомире, Одессе, Чернигове, Черкассах, Сумах и других городах. Я даже иногда прошу моих коллег, которые занимаются организацией экзаменов, дать мне куда-то поехать.
Раньше я минимум раз в месяц куда-то ездил, в этом году таких микропутешествий было меньше. Для меня это возможность на короткое время немного отвлечься, переключиться и перезарядиться. Смена рода деятельности очень помогает в этом отношении.
Если мы говорим про тренинги, в мае я планирую ехать в Ужгород и проводить там воркшоп по IELTS. А летом в Одессе будет выездной тренинг по CELTA. На месте не сидится, так сказать.
Как стать экзаменатором?
Есть несколько условий, которые нужно выполнить, чтобы стать экзаменатором.
- Прежде всего, нужно иметь несколько лет преподавания на том уровне, на который принимаются экзамены.
- Второе — это образование. Экзаменатором может стать человек с образованием по профилю, т.е. преподаватель английского языка.
- Третье условие — уровень языка самого экзаменатора. Если человек хочет принимать экзамен уровня B1, то его уровень должен быть на два уровня выше по шкале CEFR, т.е. С1 Advanced. И нужно иметь официальное подтверждение своего уровня.
Экзаменаторы проходят определенный отбор, который проводится центром. Чтобы стать экзаменатором, нужно предоставить свое CV, соответствовать профессиональным требованиям и пройти интервью.
Что можете пожелать тем, кто очень хочет преподавать, но не решается на этот шаг?
Недавно прочитал интересную фразу: именно риск помогает нам становится тем, кем мы хотим. Всегда есть страх, когда мы делаем первые шаги, когда предпринимаем что-то новое, меняем отрасль. Но тот, кто пытается, кто старается, кто стремится, тот в итоге может все получить.
Я бы пожелал идти по зову сердца, несмотря на страх и боязнь, делать шаги и не боятся экспериментировать. Неудачи — это очень большие уроки, даже более полезные, чем победы.
Что делает ваши понедельники счастливыми?
В данный момент — тот факт, что понедельник выходной 🙂 Это самый большой плюс, поскольку я работал по субботам, и выходной у меня переходил на понедельник. В мае возвращаюсь к рабочим понедельникам.
А вообще — если возвращаешься на работу, которую любишь, то понедельник не должен быть сильно тяжелым. А если тебя окружают люди, которые дарят свои улыбки, обнимают и заряжают энергией, то понедельник вообще будет счастливым.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)