Наверное, у каждого из нас был учитель или преподаватель, который приходил на занятия и начинал его словами: «Запишите тему сегодняшнего урока» или нечто подобное. Или же учитель, «влетал» в аудиторию и без всяких прелюдий давал команду: «Open your books at page 15!». Думаю, большинство согласится, что не все были в восторге от такого. Ну, разве что вы действительно хорошо ориентировались в учебнике и материале, который изучался. И даже если вы действительно были «в теме», то «open your book» можно было бы и дома, на диване.
Теперь давайте поставим себя на место того, кто изучает английский. Представим, что у вас бывают занятия дважды или трижды в неделю. Например, в понедельник и среду, или понедельник-среда-пятница. Сегодня — понедельник. И вы уже не разговаривали на английском со среды, а в лучшем случае с прошлой пятницы. Вы чувствуете себя неуверенно, несколько уже подзабыли. И тут приходит преподаватель и начинает занятия словами: «Hi everyone. Today we’re going to learn some grammar «.
Ууупс! Грамматика — вообще не ваш конек, и вы еще даже не успели разобраться в конспекте о Past Simple, понять когда его употреблять, а тут уже учитель со своим Present Perfect. Почему вообще нельзя обойтись одним лишь прошлым временем ?! И снова грамматика … Преподаватель снова говорит открыть учебники на странице 15 и начинает выполнять первое упражнение. Черт возьми! Гляну в телефоне, сколько времени осталось до конца занятия …
На самом деле, вы же не хотите, чтобы у ваших студентов был подобный опыт. Поэтому сегодня поговорим о том, как начинать занятия и делать это эффективно.
Что такое ‘lead-in’?
Я узнала об этом этапе урока во время прохождения курса CELTA. Как оказалось позже, этому также обучают преподавателей на курсах CELT-P и CELT-S, потому что тщательное планирование уроков является чрезвычайно важным. До этого, конечно, я начинала занятия с повторения пройденного материала, или из какого-то «warmer», и, откровенно говоря, никогда не задумывалась о «lead-in». Как оказалось зря.
Как бы очевидно это не выглядело, «lead-in» — это этап занятия, во время которого мы «вводим» студентов или готовим их к материалу, который собираемся изучать на определенном уроке. Более того, это отличный способ привлечь своих учеников к теме и мотивировать их принять активное участие в занятии. В-третьих, это также шанс дать своим студентам время на разминку и возвращение в «English mode», поскольку они, возможно, вообще не использовали английский с момента последнего занятия. Наконец, это способ создать контекст для всего, чему вы собираетесь учить на уроке в этот день. Сам контекст — это блестящий способ рассказать о теме урока.
Каким должен быть идеальный «lead-in»? Вот несколько своеобразных критериев, которые помогут создать хорошую атмосферу на уроке и сделать начальный этап урока эффективным:
- «Lead-in» всегда происходит в начале урока; именно так вы начинаете каждый урок;
- на 60-минутном занятии этот этап должен занимать 5-7 минут. Это означает, что у вас будет время на одну быструю деятельность, но не более одной;
- цель данного этапа занятия: установить контекст урока; заинтересовать студентов темой; дать им возможность разогреться; и активизировать предыдущие знания студентов / знания языка по данной теме. Если это эффективно, это можно сделать как за 5, так и за 20 минут. Но помните, что мы хотим сэкономить время на все, что происходит на уроке позже;
- «Lead-in» не должен сосредотачиваться на определенной грамматике или лексике. Его цель — просто привлечь студентов к теме.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как разговорить подростков на занятиях английским?
Как создать хороший “lead-in”?
Скажем, сегодня я должна провести занятие, на котором мне нужно научить студентов грамматике, в частности, Present Perfect. Понятно, что если я просто приду и скажу студентам, мы будем учить это время, желающих и заинтересованных будет не очень много. Я не хочу потерять их еще до того, как собственно начался урок. Что же делать? Ясно, что если я хочу научить студентов этой грамматической структуре, то они должны ее выучить. Но они не должны об этом знать! Я поймаю их на крючок еще до того как они это поймут. Для того, чтобы это удалось, я должна понимать следующее:
1) Present perfect — это не контекст
2) Present perfect — это грамматическая структура, которую мы изучаем (target language).
Итак, теперь мне нужен контекст, и я должна подумать о ситуациях, в которых естественно употреблять это время. К примеру, ‘we use the present perfect to talk about general life experiences or events that occurred at an unspecified time in the past’:
I have been to Thailand.
I’ve never tried Chinese food.
Have you already jumped with a parachute?
На самом деле, подходящих тем очень много. Однако путешествия или экстремальные виды спорта, на мой взгляд, создают много возможностей для использования этого времени.
I have been to 11 countries. How many countries have you been to?
I have been to China. Have you been to China? No, I haven’t. I have been to France though.
I have done bungee jumping. Have you done it?
No, I haven’t. I have jumped with a parachute though.
А значит, темой может быть “travel experience” или “extreme experiences”. Это и будет контекст для моего занятия.
Теперь, когда вы определились со своим контекстом, немедленно привлеките своих студентов. Один из способов сделать это — связать контекст с их личным опытом, персонализировать. Таким образом, вы сможете сосредоточиться на самих студентах. Вместо того чтобы сказать: «Today we’re going to talk about traveling,» спросите: «Who likes travelling? Have you traveled a lot? Which countries or cities have you visited? «
Если предположить, что уровень английского ваших студентов достаточно высок, чтобы провести хотя бы короткую беседу, поставьте их в пары и дайте им возможность обсудить собственный опыт в течение нескольких минут.
Почему “lead-in” работает?
Это интересно. Можно с уверенностью сказать, что большинство людей предпочитают рассказывать о своей поездке в Лондон или приключениях своего одноклассника в Таиланде используя вспомогательные глаголы и причастия прошедшего времени. Правильная грамматика появится позже во время занятия, когда вы сначала заинтересуете учеников.
Персонализация. Никогда не недооценивайте желание людей рассказывать о себе. Если я студент, то почему я должен участвовать в занятии, если я не понимаю, как это касается моей жизни и моих языковых потребностей?
Это взбодрит. Просто попробуйте и посмотрите, что произойдет. В течение 60 секунд ваши студенты, скорее всего, обменяются историями со своим напарником, будут улыбаться и ставить друг другу дополнительные вопросы. Когда придет время заканчивать разговор, они будут улыбаться, выглядеть заинтересованными и наполненными энергией. Разве не это нужно нам всем, чтобы продолжить урок?
Это имеет контекст. Вспомните студента, о котором я писала ранее: он просидел целый урок, посвященный Past Simple, но все еще не был уверен, когда его использовать? «Lead-in» решает эту проблему. Если мы начинаем занятие из контекста, мы сразу показываем ситуацию, когда используется грамматика, которую мы вводим позже во время занятия.
Это создает потребность в том, чему вы учите. Подумайте — мы только установили, что Present Perfect часто употребляется, когда говорят о путешествиях. А теперь вы просите студентов поговорить о путешествиях. Не нужна ли им эта грамматика для разговора? Конечно, нужна! Есть большая вероятность, что вы услышите, как студенты говорят что-то вроде: «Yes, I have been to Kyiv». Поздравляем! То, что вы собираетесь преподавать, только что стало чрезвычайно актуальным. Далее происходит легкий переход от этапа «lead-in» к написанию на доске предложений вроде «I have been to Kyiv» и изучения правил. И теперь студенты должны быть особенно мотивированными обращать внимание на грамматику, поскольку это грамматика, которая, по их мнению, им нужна.
Это обеспечивает немедленный положительный фидбэк. Когда студенты работают в парах, я могу ходить по аудитории и слушать, а также выяснить для себя, что они знают о теме, насколько им интересно, какую лексику они могут знать, а могут и не знать и тому подобное.
Это снимает лишний стресс. Во-первых, как учитель, если я немного нервничаю по поводу урока, я немедленно получаю время отдышаться. Пока студенты радостно болтают, я могу глубоко вдохнуть, подсмотреть в план урока и мысленно подготовиться к следующим этапам. Во-вторых, я смотрю на студентов и осознаю, что прошло всего несколько минут урока, а студентам уже нравится.
Подтянуть английский, в частности профессиональный, а также усовершенствовать навыки преподавания детям и подросткам, помогут и специализированные курсы CELT-P и CELT-S.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)