Учителя рассказали, какие произведения зарубежной литературы интересуют учеников

Учителя рассказали, какие произведения зарубежной литературы интересуют учеников
28.06.2024

«Современный, короткий, положительный» — вот перечень характеристик для произведения по зарубежной литературе, которое заинтересует среднестатистического ученика 5-9 классов.

Это показал опрос, который редакция «Новой украинской школы» провела среди педагогов в апреле 2024-го года. 199 учителей описали литературные предпочтения своих учеников, поэтому рассказываем: «Какие произведения из программы зарубежной литературы дети воспринимают лучше всего?».

Какие произведения больше всего любят школьники?

По описаниям учителей произведение, которое понравится ученикам 5-9 классов, должно иметь такой набор характеристик:

  • Короткое. Больше всего детям нравится читать поэзии, новеллы и рассказы. В то же время есть тенденция, что они предпочитают прозу, а вот учить стихи наизусть — вообще не любят;
  • Современный, ориентированный на детей. Внимание привлекают те тексты, где описаны жизнь и переживания сверстников;
  • Произведения с экранизациями. Причина этого в том, что детям нравится сравнивать оригинальные тексты с фильмами, снятыми на эти сюжеты;
  • Положительные. В то же время один из ответов показал, что ученики острее и тоньше воспринимают произведения о войне;
  • Антиутопии и тексты с морально-этическими проблемами. Этот пункт касается старших учеников школы.

Кроме того, учителя выделили также жанры, которые больше всего увлекают детей. Это, в частности, сказки, мифы, фэнтези, детективы, произведения о жизненных испытаниях, произведения о животных.

Список произведений, которые нравятся ученикам

5 класс

Учителя назвали такие произведения, входящие в топ предпочтений их учеников:

  • Эрнест Сетон-Томпсон «Лобо»;
  • Элеонор Портер «Поллианна»;
  • Роальд Дал «Чарли и шоколадная фабрика»;
  • Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»;
  • сказки Ганса Кристиана Андерсона;
  • Марк Твен «Приключения Тома Сойера»;
  • Редьярд Киплинг «Маугли»;
  • Льюис Кэрролл «Алиса в стране Чудес».

6 класс

В этот список вошли:

  • Ульф Старк «Маленькая книжка о любви»;
  • Джек Лондон «Жажда жизни»;
  • Чарльз Диккенс «Рождественская песня в прозе»;
  • Анна Гавальда «35 кило надежды»;
  • Роберт Шекли «Запах мыслей»;
  • Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио»;
  • Михаэль Энде «Джим Гудзик и машинист Лукас»;
  • новеллы О. Генри.

7 класс

Здесь есть только несколько книг, это:

  • Ульф Старк «Чудаки и зануды»;
  • Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме».

8 и 9 класс

Здесь опрошенные педагоги дали лишь несколько названий. В частности, в 8 классе дети любят читать «Ромео и Джульетту» Уильяма Шекспира. А вот девятиклассникам нравится «Кукольный дос» Генрика Ибсена.

В то же время учителя назвали и несколько проблем.

Прежде всего дети не очень любят читать, и у них не выработана привычка читать самостоятельно. Именно поэтому некоторые учителя выбирают для обработки более короткие произведения.

Кроме того, часто ученикам не хватает терпения дочитывать произведения до конца, а также они не способны анализировать и понимать тексты. Один из респондентов отметил, что иногда желание читать отбивают непонятные слова из старых текстов, а еще один отметил, что интерес к предмету появляется, если детям нравится сам учитель.

В 8-х классах возникает проблема с построением программы, ведь на этом этапе литературу читают по хронологии и с точки зрения истории.

Несколько учителей отметили, что историко-литературный метод не работает с подростками, ведь их не интересуют Античности, Возрождение или Средневековье. Книги лучше воспринимаются по темам.

Также педагоги отмечают, что многое зависит и от того, как учителя представляют произведение.

Поэтому, чтобы вас больше интересуют результаты исследования и какие еще проблемы возникают с преподаванием зарубежной литературы, переходите по ссылке.