Насколько эффективно обучение детей в малых группах? Результаты исследования
Работа учителя с учениками в малых группах от 2 до 5 человек в среднем обеспечивает прогресс, соответствующий четырем месяцам обучения в год. Между количеством учащихся и эффективностью существует взаимосвязь — чем меньше группа, тем лучше результаты. Таковы данные британского исследования Teaching and Learning Toolkit.
Такой прогресс связан с тем, что в меньшем коллективе дети получают больше внимания учителя, они лучше вовлечены в обучение, а задачи более четко отвечают их потребностям.
По словам исследователей, эффективно набирать группы до шести детей, направлять усилия на конкретные темы и заниматься три раза в неделю.
Однако правило «чем меньше, тем лучше» действует не во всех ситуациях. Например, обучение чтению в малых группах иногда проходит более эффективно, чем индивидуальное или парное. Возможно, в таких случаях играет роль четкая организация, когда дети ждут свою очередь читать, оставаясь внимательными и вовлеченными в процесс.
По мнению исследователей, вариативность результатов работы свидетельствует о нескольких моментах. А именно:
- качество преподавания в малых группах столь же важно, или даже важнее чем ее размер (учитель, который демонстрирует высокий профессионализм, обеспечивает более высокие результаты учеников);
- важно оценить эффективность разных подходов для разных предметов и групп.
Для каких классов обучение в малых группах наиболее эффективно?
Как правило, в начальной школе обучение в малых группах обеспечивает прогресс, эквивалентный четырем месяцам обучения в год. Такой показатель лучше, чем в средней школы, где он составляет +2 месяца.
Следует добавить, что большинство имеющихся исследований касались чтения. Если ориентироваться на другие предметы, то исследования работы в малых группах по изучению математики показали прогресс соответствующий трем месяцам.
Самым эффективным графиком работы исследователи называют уроки три раза в неделю продолжительностью до часа в течение примерно 10 недель.
Больше всего от обучения в меньших коллективах выиграют ученики с низким уровнем успеваемости, поскольку это позволяет учителю сосредоточиться на потребностях всех школьников и преподавать с пониманием для каждого. Благодаря более близкому и более интенсивному взаимодействию по сравнению с обучением вместе со всем классом этот подход может помочь школьникам преодолеть барьеры в обучении и шире овладеть программой.