⌛ Два года назад мы и подумать не могли, что так быстро придется научиться применять интернет-технологии в обучении и до последнего сопротивлялись или откладывали этот вопрос «в длинный ящик». Сегодня уже почти каждый преподаватель попробовал учить студентов в режимах онлайн и офлайн, и цифровые технологии завоевывают все больше пространства в обучении. Смешанное обучение становится повседневностью, поэтому сегодня поговорим о том, какие бывают модели смешанного обучения и как их применять на занятиях английского языка.
Плюсы смешанного обучения
Смешанное обучение (с англ. blended learning) имеет и другие названия, например, Hybrid learning, Flipping the classroom, Blended education, но все они свидетельствуют об одном: все они предусматривают метод обучения, который сочетает в себе предварительно спланированное классическое обучение в аудитории и онлайн-образование.
Обучение в аудитории может включать обучение учителем целого класса, индивидуальную работу с учеником, и совместное обучение в группах. Онлайн-обучение может быть индивидуальным или групповым, но оно предусматривает использование учениками программ и ресурсов онлайн. Смешанное обучение имеет целью не заменить учителя, а, наоборот, углубить и расширить процесс обучения. Ключевая идея смешанного обучения состоит в том, что студенты получают определенный контроль над временем, темпом, траекторией и местом. Студентам разрешается контролировать свое обучение, и это повышает их мотивацию к обучению и позволяет находить время, необходимое для прохождения материала.
Для студентов, обучающихся онлайн, смешанное или гибридное обучение — это тип учебной среды, объединяющей «синхронное» и «асинхронное» обучение. Синхронное обучение означает, что студенты и преподаватели встречаются одновременно онлайн с помощью виртуальной учебной платформы, например Zoom или Teams. Такое обучение часто называют обучением в реальном времени. Возможно, студентам не придется выполнять другие задания вне запланированного времени встречи. Например, если вы проходите курс, в котором используете видеосвязь со своим преподавателем, то вы находитесь в условиях синхронного обучения.
Асинхронное обучение не предполагает встреч с преподавателем в определенное время; студенты работают в автономном режиме и выполняют задачи в установленный преподавателем срок. Выполненная работа сдается в электронном виде. Например, если вы проходили курс Delta Module 1, то здесь происходит именно асинхронное обучение. На этом онлайн-курсе вы не встречаетесь со своим тренером в определенное время, а работаете самостоятельно над заданиями в собственном темпе. Тренеры предоставляют обратную связь, но не с глазу на глаз, и не в режиме реального времени.
Использование смешанного подхода имеет ряд преимуществ. Самое большое из них состоит в том, что этот подход позволяет сочетать все положительные стороны как синхронного, так и асинхронного обучения, а также позволяет избежать большинство недостатков. Гибридное преподавание также помогает оптимизировать время, которое вы проводите с учениками в аудиториях. Рассмотрим преимущества смешанного формата для занятий английского языка:
- Студенты отрабатывают все четыре языковые навыки. Обычно лучше практиковать говорение и аудирование во время синхронного урока или в классе, а чтение и письмо — давать как асинхронные задания.
- Студенты лучше понимают сложные концепции. Используя асинхронные элементы обучения, где студенты определенное время отрабатывают новые концепции вне запланированного времени урока, вы освобождаете больше времени для синхронной практической работы над этими концепциями. А это — еще и экономия времени, ведь и вы, и студенты, сразу же обсуждаете проблему, а не учите с чистого листа.
- Такой подход вовлекает большее количество студентов. Ведь есть возможность давать задания, подходящие для различных типов студентов, в зависимости от того каким образом они лучше усваивают информацию.
- Студенты получают возможность взять на себя ответственность за свое обучение. Быть самомотивированным, автономным — хорошая привычка для любого студента. Давая асинхронные задания для выполнения вне обычного занятия, вы позволяете студенту взять под контроль определенную часть своего обучения.
- Такой подход способствует взаимодействию студентов и построению сообщества. Когда студенты учатся онлайн, иногда может возникать отсутствие взаимодействия между ними или наоборот: в случае обучения в классе студент может вообще не взаимодействовать с другими студентами! Хороший способ развить определенное взаимодействие между своими учениками — это проводить веселые асинхронные мероприятия, которые поощряют сотрудничество, например, discussion boards / forums. Возможно, ваши студенты никогда не будут встречаться, но это не означает, что они не смогут почувствовать себя частью сообщества.
- Преподаватель имеет возможность взаимодействовать со студентами на их уровне и с помощью инструментов, которые они используют. Вы будете удивлены насколько хорошо, например, дети разбираются в технологиях.
- Преподаватель получает мгновенный фидбэк. Вы сразу же можете видеть что работает, а что нет, и улучшать свою работу.
Модели смешанного обучения
Поскольку смешанное обучение становится все более популярны, развиваются различные модели гибридного обучения. Какая модель подходит именно для вашего класса зависит от потребностей ваших учеников. Возможно, некоторые из них требуют большего внимания, тогда как другие опережают учебную программу. Ниже приведем основные модели смешанного обучения и поделимся некоторыми идеями о том, как можно воплотить их в жизнь.
Ротационная модель — это стратегия смешанного обучения, которую относительно легко реализовать. Все студенты могут работать на своих уровнях, а обучение можно легко дифференцировать. Учитель создает различные станции. Студенты перемещаются от станции к станции и выполняют задания онлайн или в физическом классе. Студенты должны выполнить задания на всех станциях. Например:
Станция 1. Работа студентов в группах. Например, на этой станции может происходить тимбилдинг и укрепляться уверенность студентов. Вы можете разделить их на группы. Раздайте каждой группе карточки с написанными предложениями. Один студент зачитывает текст на карточке, другие должны отреагировать на него жестом или действием. В зависимости от уровня учащихся, карточки с заданиями могут быть более простые или сложные.
Станция 2. Онлайн обучение. К примеру, на этой станции происходит визуальное и аудиальное обучения. Студенты должны посмотреть видео или прослушать диалог и выполнить задание. Они могут работать как в парах, так и индивидуально.
Станция 3. Работа в группе с преподавателем. Здесь каждая группа со своими потребностями и уровнем. И вы работаете со студентами, выполняя задания, соответствующие их потребностям.
Модель Flex предоставляет большинство контента онлайн, но в традиционных школьных условиях. Учитель в процессе обучения выступает в роли фасилитатора и оказывает помощь индивидуально или небольшой группе студентов, когда это необходимо. Эта модель предоставляет большие возможности для индивидуализации с точки зрения темпа и содержания. Целесообразно использовать такую модель в подготовке к экзаменам, например, ВНО или IELTS.
Модель Face-to-face Driver — хороший вариант для классов, где студенты имеют разный уровень навыков и умений. Эта модель ближайшая к традиционному обучению, поскольку большинство уроков проводятся один на один. Онлайн-обучение проводится для отстающих учеников для того, чтобы дополнить обычные уроки. Например, вы можете давать задания студентам, которые имеют трудности с грамматикой или усвоением слов, а они могут работать над практическими заданиями дома. Таким образом эти студенты получают необходимую практику и дополнительное время, необходимое для усвоения материала.
Модель Online Driver возлагается исключительно на онлайн-обучение. Студенты работают удаленно и получают инструкции и заданиям через онлайн-платформу. Педагог выступает в роли фасилитатора и дает студентам возможность зарегистрироваться и присоединиться к обмену сообщениями онлайн, если они нуждаются в дальнейшей помощи. Эта модель хорошо работает для студентов с хроническими заболеваниями, студентов, которым нужна гибкость по выполнению других обязательств, или учеников, которые хотят прогрессировать гораздо быстрее, чем это было бы возможно в традиционных школьных условиях.
В следующих публикациях мы подробнее расскажем об активностях, которые лучше всего подходят для смешанного обучения детей и взрослых. А вы уже попробовали смешанное обучение? Какая модель, по вашему мнению, лучше всего работает?
Кстати, напомним, что сейчас открыта регистрация на курсы повышения квалификации от Grade Education Centre. Присоединяйтесь и получите самую желанную преподавательскую квалификацию в мире!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)