🖐🏼 До ЗНО остается все меньше времени, а у некоторых наших студентов все еще есть трудности с аудированием. И это не удивительно, ведь часто на уроке нам не хватает времени на тренировку этого навыка, или кроме школьных занятий студенты больше нигде не услышат “этот английский”, или же и то и другое. Сегодня делимся с вами некоторыми советами и ресурсами, которые помогут подготовить выпускников к этой секции ЗНО.
Навыки аудирования на внешнем независимом оценивании проверяются наиболее распространенным способом: кандидаты прослушивают аудиозаписи и выполняют письменные задания с множественным выбором или утверждениями True и False.
Для того чтобы помочь студентам лучше справиться с этой секцией, нужно разобраться, что отличает аудирование на экзамене от того, что мы обычно слушаем в реальной жизни.
- в реальной жизни прослушивание является частью социального взаимодействия, то есть мы всегда можем прервать собеседника, если что-то не понимаем, и мы можем немедленно соотносить то, что слышим, с определенным контекстом (если знаем что-то о говорящем, теме и т.п.);
- мы можем выбирать, что слушать и когда (например, в зависимости от наших интересов);
- в большинстве случаев у нас есть некоторые визуальные подсказки, которые помогают нам понять, что мы слышим;
- мы обычно не отвечаем на то, что слышим, письменно и редко отвечаем на вопросы о том, что мы только что слышали.
Экзаменационные комиссии с каждым годом пытаются сделать задания для аудирования на ЗНО все более похожими на ситуации в реальной жизни. Однако из-за стресса ученикам довольно трудно воспринимать с интересом темы аудирования. Наша задача при подготовке к ЗНО состоит в том, чтобы дать студентам больше практики и нарастить их уверенность, а также вооружить полезными стратегиями.
Стратегия 1. Предвидеть
Если мы научим студентов предвидеть то, что они могут услышать, а не просто читать рубрику и задания, они смогут лучше подготовиться к прослушиванию звукозаписи. Например, после того, как студенты прочли инструкцию “You will hear five people talking about experiences connected with school”, попросите их подумать:
What predictions can you make from the following rubrics about:
- the speaker or speakers?
- the context of speaking?
- the sorts of things that will be mentioned in the text?
- the length and style of the extract?
После этого ученики слушают и проверяют, были их прогнозы правильными или неправильными. Это упражнение взято из книги How to Teach for Exams, Сэлли Берджес и Кэти Хед (2005).
Стратегия 2. Сосредоточить внимание на ключевой информации
Важно научить студентов делать выводы на основе предварительных знаний и здравого смысла. Объясните им, что не нужно волноваться, если они не понимают каждого слова из звукозаписи, которую они прослушивают. И что это вполне нормально.
Следующее упражнение поможет студентам сосредоточиться на ключевой информации. Во время воспроизведения записи во второй раз студенты записывают ключевые слова или фразы. Вы можете ограничить их количество от 5 до 15 в зависимости от продолжительности трека. После этого разделите студентов на несколько групп и попросите их восстановить текст, а затем сравнить его с реконструкциями других студентов. Наконец, сравните созданные тексты с оригиналом и укажите на разногласия в них.
Название этого упражнения — Dictogloss, и вы можете узнать о нем больше, посмотрев видео:
Стратегия 3. Распознавать отношение и чувства собеседников в аудиозаписи
Мы должны научить учащихся понимать, что имеет в виду каждый говорящий, его эмоции и мысли. Люди в аудиозаписи могут выражать разный спектр эмоций и свое отношение к ситуации: от сильного несогласия до легкой критики.
Попробуйте такое задание. Разделите студентов на две группы. Одна смотрит видео без звука и пытается угадать, о чем говорят люди только по их жестам и мимике. Вторая группа слушает видео, не смотря его. Они должны догадаться, о чем идет речь, а также об отношениях собеседников между собой. Также попросите студентов обратить внимание на интонацию и выдвинуть гипотезу о настроении, которое она передает. Далее две группы дискутируют на этот счет. Затем они снова просматривают уже полное видео вместе.
Стратегия 4. Распознавать отвлекающие маневры — distractors
Дистракторы — слова или фразы, которые кажутся нам правильным ответом, но на самом деле неправильные. Дистракторы чаще всего встречаются в диалогах, где кто-то что-то говорит, а затем его исправляет другой человек. Это означает, что вы слышите одну и ту же информацию в двух версиях, одна из которых правильная, а другая — неправильная. И если вы невнимательно слушаете, то неправильный ответ очень легко выбрать. Поэтому нужно подчеркнуть студентам, что следует максимально концентрировать внимание, когда они слышат, как один говорящий исправляет другого.
На самом деле, есть только один способ эффективной борьбы с дистракторами: делать как можно больше практических тестов. Наверняка, одним из лучших сайтов в этом плане является Exam English. Этот ресурс предназначен для людей, которые готовятся к международным экзаменам по английскому языку. Здесь вы найдете множество бесплатных онлайн-тестов по важнейшим международным экзаменам. Если вы готовите студентов к ЗНО, можете попробовать прослушать тесты по подготовке к KET, PET и FCE. Также можно практиковаться на материалах предыдущих экзаменов:
ЗНО 2020: аудирование (основная сессия)
Стратегия 5. Научиться слышать paraphrasing
На экзамене наши студенты, скорее всего, не услышат ответа, изложенного точно такими же словами, что и в вопросе. Ключевые слова, которые дают ответ — это обычно перефразирование слов, употребляемых в вопросе, то есть выражающих одно и то же по-разному, используя разную лексику, грамматику и даже порядок слов.
Когда мы слушаем естественную речь, мы обычно перефразируем все в собственной голове. Лишь изредка мы повторяем дословно то, что сказал другой человек. Поэтому умение излагать услышанное своими словами чрезвычайно важно, особенно при изучении иностранного языка.
Следующее упражнение поможет вашим ученикам научиться распознавать отношение и чувства собеседника, а также применять и распознавать paraphrasing. Задание выполняется в парах.
Шаг 1
Студенты выбирают тему (можно из предложенных преподавателем). Тема должна быть такой, чтобы студентам было легко выражать противоположные взгляды. К примеру, “Reading paper books vs. reading e-books”. Задача студентов в паре выбрать противоположные позиции и привести как можно больше аргументов в свою пользу во время диалога. Дайте студентам на выполнение задания 2 минуты. Вот как может выглядеть разговор:
A: Digital books are cheaper.
B: Your device may go obsolete and you could lose the book.
A: You can carry thousands of books on your device with no extra weight, и так далее.
Шаг 2
Теперь ученики по очереди высказывают свое мнение, но задача собеседника отвечать на утверждение другого со словами “So what you mean is …” и перефразировать услышанное. Если перифраз правильный, он говорит: “Yes, that’s what I mean” или возражает, если напарник не прав. Например:
A: E-books can be purchased instantly anywhere you are and you can start reading them right away.
B: So, what you mean is that I can just order a book, get it on my device instantly, open it and start reading it, even when I am traveling.
A: Yes, that’s what I mean.
По завершении спросите студентов об их впечатлениях от упражнения, а также что они чувствовали, когда перефразировали высказывания.
Надеемся, наши советы пригодятся вам, а ЗНО не превратится в «Злорадство Над Одиннадцатиклассниками». Желаем удачи и хороших результатов! А если вы хотите улучшить свои навыки преподавания, приглашаем вас на курсы для учителей.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)