☝ Если в классе или группе, где вы преподаете, есть ребенок с дислексией, преподаватель английского и не только должен прилагать определенные усилия чтобы этот ребенок стал успешным в усвоении языка. «Dyslexia is not a disability, it’s a different ability» — девиз преподавательницы нашего центра Алены Украинской, которая специализируется на преподавании английского для детей с дислексией. Сегодня мы вместе с ней делимся советами по обучению различных языковых навыков детей с дислексией, проверке аудирования, чтению, письму и грамматике, а также секретами сдачи языковых экзаменов для таких детей.
КАК ТРЕНИРОВАТЬ И ПРОВЕРЯТЬ АУДИРОВАНИЕ?
При планировании работы по развитию навыков аудирования, следует помнить, что когда люди с дислексией воспринимают речь на слух, то у них возникает одна типичная проблема: если в тексте для аудирования встречаются новые слова, они мгновенно теряют понимание всего предложения или даже текста . Это происходит потому, что дети с такой особенностью физически не способны понимать слова из контекста. У обычного ребенка это не вызывает затруднений, ведь слушая или читая текст, он может понять значение того или иного слова из контекста. Другая причина того, что они не понимают незнакомых слов, — нехватка времени. Во время чтения дети могут остановиться, подумать, догадаться или даже найти это слово в словаре, зато во время прослушивания такого времени нет.
Как может помочь преподаватель? Во-первых, перед тем как приступить непосредственно к выполнению задания по аудированию, стоит заранее научить детей определенным словам — pre-teach vocabulary. На помощь придут карточки с изображениями, которые являются беспроигрышным вариантом в случае с дислексиками.
Во-вторых, минимизируем в тексте количество слов с похожим звучанием, например, eight и ate, no и know и т.д. Даже если ребенок знает оба слова, она может сбиться с толку.
Трудности возникают и с заданиями, в которых нужно слушать и читать одновременно. Поэтому лучшим решением будет применение картинок, одна из которых является ответом на вопрос. Тогда ребенку нужно будет выбрать ответ просто глядя на картинки. Это должно облегчить выполнение задачи. Например, на экзаменах Cambridge YLE, есть подобные задания:
Если же невозможно использовать рисунки, и нужно, чтобы ребенок все же прочитал варианты ответов, необходимо делать эти ответы очень короткими: одно или два слова. К примеру:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 4 лайфхака, которые помогут сдать любой экзамен по английскому языку
Часто, когда в группе есть дети с дислексией, преподавателю нужно включать аудиозапись 2 и более раз — то есть столько, сколько нужно. Если текст слишком длинный, учитель может делить его на части, останавливаться, и давать детям возможность отвечать на вопросы к нему.
На экзаменах для детей Cambridge YLE, если у ребенка есть специфические трудности в обучении, такие как дислексия, авторизованные центры помогают ему сдавать такие экзамены по английскому языку. А именно: вы можете заранее попросить специальную версию теста по аудированию, что даст ребенку возможность получить дополнительное время на тестирование.
Работник центра по вашей просьбе может:
- останавливать аудиозапись перед каждой частью теста, чтобы дать ребенку достаточно времени для того, чтобы прочитать вопросы;
- останавливать аудиозапись в определенные моменты в течение каждой части теста, чтобы дать ребенку достаточно времени для написания одной или нескольких ответов;
- останавливать аудиозапись после каждой части, чтобы дать ребенку достаточно времени на проверку ответов.
ЧТЕНИЕ — ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ДЕТЕЙ С ДИСЛЕКСИЕЙ
Для того, чтобы ребенок-дислексик комфортно работал с текстом, он должен быть интересным. Задача для учителя — подобрать текст, который будет мотивировать ребенка дочитать его до конца. Это не означает, что текст должен быть коротким. Конечно, сначала мы читаем короткие по объему тексты, однако, когда они становятся длинными, нужно обязательно делить их на абзацы. Таким образом, вы сможете разбирать различные части текста на уроках, либо начинать на занятии и заканчивать работать с ними дома. Главное, делать это постепенно — по частям.
Если в тексте есть новые слова, их не должно быть слишком много. Если все же, незнакомых слов достаточно много, замените их синонимами только для студентов с дислексией, или добавьте их перевод на родной язык. Также остановитесь на произношении этих слов, ведь ребенку нужно ассоциировать их значение с произношением.
Если учитель решает изменить текст для ребенка-дислексика, стоит также позаботиться о грамматических структурах в нем. Ведь при наличии сложных и еще и новых грамматических структур, ребенку будет очень трудно понять такой текст.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как построить занятие английским, если студенты не умеют читать?
Когда мы говорим о тексте, предназначенном для ребенка с дислексией, не лишним будет позаботиться и о его внешнем виде. Для того, чтобы ребенок мог легче воспринимать текст, готовьте его имея ввиду:
- размер шрифта. Он не может быть меньше 13 или 14;
- между абзацами и между строками нужно делать отступления;
- Не используйте курсив. Детям с дислексией очень трудно читать такой текст;
- Не подчеркивайте целые предложения. Можно подчеркнуть слово или фразу;
- если есть необходимость выделить слово, фразу или важную информацию в тексте, используйте жирный шрифт или цветные хайлайтеры.
Лучшими упражнениями для тренировки чтения являются упражнения, где ребенок слышит и читает текст одновременно. Это помогает развивать навыки технического чтения и восприятия текста на слух. Если нет возможности или учебником не предусмотрена аудиозапись к тексту, запишите на диктофон или телефон ребенка произношение незнакомых слов, чтобы он могла их прослушать и выучить.
Когда мы заканчиваем читать текст, как правило, переходим к заданиям, проверяющим его понимание. Здесь, безусловно, лучшим заданием для детей-дислексиков, будут вопросы True / False, когда ребенок выбирает правдивое ли утверждение или ложное, или multiple choice, когда ребенок должен выбрать вариант ответа A, B, C. Не стоит задавать вопросы с открытым ответом , где ребенку нужно самостоятельно отвечать.
В Кембриджских экзаменах для детей (YLE), к примеру, есть задания, содержащие рисунок, предложения, описывающие его, и варианты ответов Yes / No. Такие задачи также под силу дислексикам, ведь привлекают различные органы чувств и проверяют понимание прочитанного:
Также на задания по чтению нужно давать ребенку дополнительное время. Это необходимо для того, чтобы, например, прочитать сами вопросы, текст или написать ответы. На экзаменах Cambridge YLE предусмотрено, что дислексики могут получить дополнительные 25% от обычного времени. Итак, если тест занимает один час, ребенок получит дополнительные 15 минут. Впрочем, ребенок может попросить более 25% дополнительного времени, или если учитель считает, что оно понадобится, экзаменационный центр предоставляет такое время.
Также если ребенок с дислексией сдает экзамен, он может получить увеличенные печатные копии бланков с заданиями. Тогда бланк с вопросами модифицируется, и все, что не нужно для ответа на вопрос, например, рамки вокруг текстов, удаляется. Все слова в этих бланках имеют одинаковый размер шрифта.
ОСВАИВАЕМ НАВЫКИ ПИСЬМА
Если в начале изучения языка, мы обращаем внимание на правописание — spelling, то дальше детям нужно научиться письму в различных его формах: письма, записки, открытки, эссе и др. Правда заключается в том, что это наиболее трудные задачи для детей с дислексией. Они делают много орфографических ошибок, а также им очень трудно построить сам текст.
Ребенку без этой особенности достаточно показать образец письменного произведения, разобрать его структуру, и он напишет свое письмо, то ребенок с дислексией этого сделать не может. Поэтому учителю нужно подготовить шаблоны, в которых ребенок должен заполнить пробелы. Ребенку с легкой или средней формами дислексии можно дать задание в виде текста с пропущенными словами. Эти слова разместить в отдельной таблице, и ребенок должен будет выбрать нужные слова, чтобы заполнить эти пробелы.
В более сложном случае на каждый пропуск предложите 3 варианта ответов, например, A, B или С. Тогда ребенок сможет выбирать правильный ответ среди трех.
Экзамен Cambridge YLE Starters для самых маленьких, например, содержит еще и рисунки к каждому слову.
К большому сожалению, есть дети, которые не могут овладеть письмом. Однако есть выход — позволить им пользоваться компьютером и печатать текст вместо написания, особенно если страдает почерк, и невозможно разобрать, что ребенок пишет. То есть имеется в виду дисграфия, которая часто сопровождает дислексию.
Это же касается и экзамена для детей, на котором они могут писать ответы с помощью компьютера или текстового процессора. Однако нельзя использовать проверку правописания, грамматики или функции тезауруса. По соображениям безопасности тестирования, в первую очередь, будет использоваться аппаратное обеспечение экзаменационного центра, например, ПК или ноутбук. Однако использование собственного ноутбука также может быть разрешено при условии соблюдения всех правил тестирования.
Когда нет возможности воспользоваться компьютером с клавиатурой, можно обратиться к специальным технологиям, с помощью которых ребенок просто записывает свой голос на диктофон, а затем программа переводит текст в письменную форму. К сожалению это невозможно сделать на экзамене, впрочем если почерк ребенка очень тяжелый для чтения, вы можете попросить экзаменационный центр скопировать (сделать расшифровку) такой работы. Что это значит? В конце экзамена ребенок прочитает свои ответы копировальщику — работнику центра, включая все знаки препинания. Он запишет точную копию ответов, включая ошибки в грамматике, орфографии и пунктуации.
ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА
Ребенок-дислексик имеет две основные проблемы при изучении грамматики: использование терминов для объяснения грамматики и нехватка времени. Во-первых, учитель объясняет грамматическое правило посредством использования понятий, например, названий членов предложения и частей речи, теряя внимание ребенка. Поэтому лучше обучать грамматике с помощью примеров. Во-вторых, дислексик требуется гораздо больше времени для того, чтобы изучить новую грамматическую структуру. Впрочем все возможно.
Не начинайте обучение грамматике с объяснения правила. Это будет полезно не только дислексикам, но и другим ученикам. Современные учебники, все больше используют технику «guided discovery», основанную на использовании накануне прочитанного текста или прослушанной аудиозаписи. Для детей с этой особенностью нужно сделать так, чтобы они сначала сами увидели заметили эту структуру в тексте — noticing. Ребенок ее подчеркивает, находит много примеров этой структуры. Впрочем помните, если в тексте много новых слов, сделать это будет невозможно. Если используется текст по аудированию, дайте ребенку script и попросите найти и подчеркнуть новую структуру самостоятельно.
Далее, когда мы объясняем правило, следует использовать, как уже говорилось в предыдущей статье, мультисенсорный подход. В данном случае используем различные цвета для различных частей предложения, например, красный — подлежащее, зеленый — сказуемое. Таким образом удастся избежать ошибок с порядком слов в предложении.
Также учителю следует подготовить разнообразные практические задания. Первое задание должно всегда быть устным. Следующее — с минимальным использованием письма. Поэтому подойдут multiple choice и matching.
При изучении новой лексики, не нужно учить слова, которые похожи между собой, в один день. Любые слова похожи по звучанию изучаются отдельно.
Известно также, что для того, чтобы обычный человек запомнил новое слово, он должна встретиться с ним как минимум 7 раз. Впрочем ребенку с дислексией это нужно сделать не менее 100 раз: где-то услышать, прочитать, сказать, использовать в предложении, написать, обвести, вылепить или обработать любым другим образом.
Другая проблема заключается в том, что даже если ребенок знает это слово, он может его забыть, и ему понаобится время, чтобы его вспомнить. Во время говорения и слушания дети испытывают трудности именно из-за этого.
За один урок рекомендуется учить не более 7 новых слов и особое внимание обращать на произношение. В начальной школе новые слова всегда учим с рисунками или флэш-картами, которые также обязательно вклеиваем детям в тетрадь.
Вы также можете использовать родной язык детей. Дети довольно часто придумывают смешные ассоциации на родном языке и таким образом их запоминают, ведь это вызывает определенные приятные эмоции. Также хороший способ — писать слова на песке или лепить их из пластилина, играть в игры, показывать жестами, показывать маленькие кусочки рисунка и отгадывать, писать пальцем на ладони или на спине, спеть. Необходимо использовать как минимум 6 различных заданий.
Дети с дислексией безусловно нуждаются в дополнительной поддержке, а еще их не следует оценивать наравне с другими детьми, ведь они — особенные. Как уже говорилось выше, Кембриджский университет разрабатывает экзамены таким образом, чтобы их мог сдать каждый. Эти идеи можно использовать и во время обучения.
Напоминаем, что недавно мы также писали о том, как правильно начинать занятия английским.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)