☝ Если в вашем классе или группе есть ребенок с дислексией, вы должны прилагать определенные усилия, чтобы он стал успешным в усвоении языка.
«Dyslexia is not a disability, it’s a different ability» — девиз преподавательницы нашего центра Алены Украинской, которая специализируется на преподавании английского для таких учеников или учениц.
Сегодня мы вместе с ней поделимся советами по обучению различных языковых навыков детям с дислексией, проверке аудирования, чтения, письма и грамматики, а также секретами сдачи языковых экзаменов.
Как тренировать и проверять аудирование?
При планировании работы по развитию навыков аудирования, следует помнить, что когда люди с дислексией воспринимают речь на слух, то у них возникает одна типичная проблема:
если в тексте для аудирования встречаются новые слова, они мгновенно теряют понимание всего предложения или даже текста.
Это происходит из-за того, что они физически не способны понимать слова из контекста.
Другая причина этой проблемы — нехватка времени. Во время чтения дети могут остановиться, подумать, догадаться или даже найти это слово в словаре, зато во время прослушивания такой возможности нет.
Как может помочь преподаватель? Во-первых, перед тем как приступить непосредственно к выполнению задания по аудированию, стоит заранее научить детей определенным словам — pre-teach vocabulary.
На помощь придут изображения, которые являются беспроигрышным вариантом в случае с дислексиками.
Во-вторых, минимизируем в тексте количество слов с похожим звучанием, например, eight и ate, no и know. Даже если ребенок знает оба слова, он может сбиться с толку.
Трудности возникают с заданиями, в которых нужно слушать и читать одновременно. Поэтому лучшим решением будет применение рисунков, один из которых является ответом на вопрос. Тогда ученику или ученице нужно будет выбрать ответ просто глядя на рисунок. Например:
Если же невозможно использовать рисунки, и нужно, чтобы ребенок все же прочитал варианты ответов, необходимо делать эти ответы максимально короткими: одно или два слова. Например:
Часто, когда в группе есть дети с дислексией, преподавателю нужно включать аудиозапись дважды и более раз. Если текст слишком длинный, учитель может делить его на части, останавливаться, и давать детям возможность отвечать на вопросы к нему.
На экзаменах для детей Cambridge YLE, если ребенок имеет специфические трудности с обучением, такие как дислексия, авторизованные центры помогают сдавать экзамены по английскому языку.
Вы можете заранее попросить специальную версию теста по аудированию, что даст возможность получить дополнительное время на тестирование.
Работник центра по вашей просьбе может:
- останавливать аудиозапись перед каждой частью теста, чтобы дать достаточно времени для прочтения вопроса;
- останавливать аудиозапись в определенные моменты в течение каждой части теста, чтобы дать достаточно времени для написания одного или нескольких ответов;
- останавливать аудиозапись после каждой части, чтобы дать достаточно времени на проверку ответов.
Чтение — главная проблема детей с дислексией
Для того чтобы ребенок-дислексик комфортно работал с текстом, он должен быть интересным. Задача для учителя — подобрать произведение, которое будет хотеться дочитать до конца.
Это не значит, что текст должен быть коротким. Конечно, сначала мы читаем меньшие по объему тексты. Однако, когда они становятся длинными, нужно обязательно делить их на абзацы.
Таким образом, вы сможете разбирать разные части текста на уроках, или начинать на занятии и заканчивать работать с ним дома. Главное, делать это постепенно — частями.
Если в тексте есть новые слова, их не должно быть слишком много. Если все же незнакомых слов достаточно много, замените их синонимами только для учеников с дислексией, или добавьте их перевод на родном языке.
Также сделайте акцент на произношении этих слов, ведь ребенку нужно ассоциировать их значение с произношением.
Если учитель решает изменить текст для ребенка-дислексика, стоит также позаботиться о грамматических структурах в нем. Ведь при наличии сложных и новых грамматических структур, ему будет очень трудно понять такой текст.
Когда говорим о тексте, который должен читать ученик с дислексией, не лишним будет позаботиться и о его виде. Для того чтобы ребенок мог легче воспринимать текст, готовьте его учитывая такие моменты:
- размер шрифта не может быть меньше 13 или 14;
- между абзацами и строками нужно делать отступы;
- не используйте курсив, потому что его очень трудно читать;
- не подчеркивайте целые предложения, а только слово или фразу;
- если есть необходимость выделить слово, фразу или важную информацию — используйте жирный шрифт или цветные хайлайтеры.
Лучшими упражнениями для тренировки чтения являются такие, где ребенок слышит и читает текст одновременно, хотя ему будет не просто. Однако, такие задания помогают развивать навыки технического чтения и восприятия текста на слух.
Если нет возможности или с учебником не предусмотрена аудиозапись, запишите на диктофон или телефон ребенка произношение незнакомых слов, чтобы он мог их послушать и выучить.
Когда мы заканчиваем читать текст, обычно переходим к заданиям на проверку его понимания. Лучшими в этом случае являются вопросы True/False, когда нужно выбрать правдивое или не правдивое утверждение, или multiple choice, когда надо выбрать вариант ответа A, B, C.
Не стоит давать вопросы с открытым ответом, где нужно самостоятельно отвечать.
Кембриджские экзамены для детей, к примеру, имеют задания, содержащие рисунок, предложение с его описанием и варианты ответов Yes/No. Такие задания под силу дислексикам, ведь привлекают различные органы чувств и проверяют понимание прочитанного.
Также на задания по чтению нужно давать ребенку дополнительное время. Он понадобится для того, чтобы прочитать сами вопросы, тексты или написать ответы.
Экзамены Cambridge YLE предусматривают, что дислексики могут получить дополнительные 25% от обычного времени. Если тест занимает один час, им добавляются 15 минут.
Впрочем, ребенок может попросить более 25% дополнительного времени, или если учитель считает, что оно понадобится, экзаменационный центр предоставит это.
Также если ученик или ученица с дислексией сдает экзамен, они могут получить увеличенные печатные копии бланков с заданиями.
Тогда бланк с вопросами модифицируется и все, что не нужно для ответа на вопрос, удаляется. Все слова в этих бланках имеют одинаковый размер шрифта.
Осваиваем навыки письма
Если в начале изучения языка, мы обращаем внимание на правописание — spelling, то дальше детям нужно научиться письму в различных его формах:
- письма,
- записки,
- открытки,
- эссе.
Это самые трудные задания для детей с дислексией. Они делают много орфографических ошибок, а также им чрезвычайно трудно построить сам текст.
Ребенку без этой особенности достаточно показать образец письменного сочинения, разобрать его структуру, и он сможет написать свое письмо. В то же время ученик с дислексией этого сделать не может. Поэтому учителю нужно подготовить шаблоны, в которых он или она должны заполнить пропуски.
Тем, кто с легкой или средней формами дислексии, можно дать задание в виде текста с пропущенными словами. Разместите все варианты в отдельной таблице, чтобы между ними можно было выбирать и заполнять пропуски.
В более сложном случае на каждый пропуск предложите 3 варианта ответов, например, A, B или С. Тогда ребенок сможет выбирать правильный ответ среди трех.
Экзамен Cambridge YLE Starters для самых маленьких, например, содержит еще и рисунки к каждому слову.
К большому сожалению есть дети, которые не могут овладеть письмом. Однако есть выход — позволить им пользоваться компьютером и печатать текст вместо написания.
Особенно если страдает почерк и его невозможно разобрать. То есть имеется в виду дисграфия, которая часто сопровождает дислексию.
Это же самое касается и экзамена для детей, на котором они могут писать ответы с помощью компьютера или текстового процессора. Однако нельзя использовать проверку правописания, грамматики или функции тезауруса.
Из соображений безопасности тестирования, в первую очередь, будет использоваться аппаратное обеспечение экзаменационного центра. Однако использование собственного ноутбука также может быть разрешено при условии соблюдения всех правил тестирования.
Когда нет возможности воспользоваться компьютером с клавиатурой, можно обратиться к специальным технологиям, с помощью которых ребенок просто записывает свой голос на диктофон, а впоследствии программа переводит текст в письменную форму.
К сожалению, это невозможно сделать на экзамене, впрочем, если почерк очень трудный для чтения, вы можете попросить экзаменационный центр сделать расшифровку такой работы.
Что это значит? В конце экзамена ребенок прочитает свои ответы копировщику — работнику центра, включая все знаки препинания. Он запишет точную копию ответов, включая ошибки в грамматике, орфографии или пунктуации.
Грамматика и лексика
Ребенок-дислексик имеет две основные проблемы при изучении грамматики: использование терминов для объяснения грамматики и нехватка времени.
Например, когда учитель объясняет грамматическое правило с использованием понятий, таких как названия членов предложения и частей речи, тогда теряется внимание ребенка. Поэтому лучше обучать грамматике с помощью примеров.
Кроме того, дислексику нужно гораздо больше времени для того, чтобы выучить новую грамматическую структуру. Впрочем, все возможно!
Не начинайте обучение грамматике с объяснения правила. Это будет полезно не только дислексикам, но и другим ученикам. Современные учебники, все больше используют технику «guided discovery», основанную на использовании накануне прочитанного текста или прослушанной аудиозаписи.
Для детей с этой особенностью нужно сделать так, чтобы они сначала сами увидели или заметили эту структуру в тексте — noticing. Ребенок ее подчеркивает, находит много примеров этой структуры.
Впрочем, помните, если в тексте много новых слов, сделать это будет невозможно. Если используется текст по аудированию, дайте script и попросите найти и подчеркнуть новую структуру самостоятельно.
Далее, когда мы объясняем правило, следует использовать мультисенсорный подход. В таком случае используем разные цвета для разных частей речи, например, красный — подлежащее, зеленый — сказуемое. Таким образом удастся избежать ошибок с порядком слов в предложении.
Также учителю следует готовить разнообразные практические задания. Самое первое из них должно всегда быть устным. Следующее — с минимальным использованием письма. Поэтому подойдут multiple choice и matching.
Относительно изучения новой лексики, не нужно в один день учить слова, которые похожи между собой. Любые слова похожие по звучанию изучаются отдельно.
Известно, что обычному человеку с новым словом нужно встретиться минимум 7 раз, чтобы его запомнить. Впрочем, ребенку с дислексией это нужно сделать не менее 100 раз: где-то услышать, прочитать, сказать, использовать в предложении, написать, обвести, вылепить или обработать любым другим образом.
Другая проблема заключается в том, что даже если ученик знает это слово, он может его забыть, и ему нужно время, чтобы его вспомнить. Во время говорения и слушания дети испытывают трудности из-за этого.
За один урок рекомендуется учить не более 7 новых слов и особое внимание обращать на произношение. В начальной школе новые слова всегда учим с рисунками или флешкарточками, которые также обязательно вклеиваем детям в тетрадь.
Вы также можете использовать родной язык детей. Они довольно часто придумывают смешные ассоциации и таким образом их запоминают, ведь это вызывает определенные приятные эмоции.
Также хорошие способы:
- писать слова на песке;
- лепить слова из пластилина;
- играть в игры;
- показывать слова жестами;
- показывать маленькие кусочки рисунка и отгадывать;
- писать пальцем на ладони или на спине; петь.
По меньшей мере следует использовать 6 разнообразных заданий.
Дети с дислексией безусловно нуждаются в дополнительной поддержке, а еще их не следует оценивать наравне с другими детьми.
Как уже говорилось выше, Кембриджский университет разрабатывает экзамены таким образом, чтобы их мог сдать каждый. Эти идеи также можно использовать и во время обучения.
Комментарии
Дуже вдячна за корисну статтю! Так багато деталей та нюансів ,які допоможуть в процесі навчання! Чекатиму курсу ! Дуже необхідні знання!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)