Учителя отмечают повышенную тревожность у учеников — результаты исследования образования
Российско-украинская война во многом изменила систему образования в Украине, и прежде всего в негативном смысле. К сожалению, весь процесс пришлось в очередной раз адаптировать в дистанционный формат в условиях боевых действий.
Но несмотря на это, система выдержала, и все участники образовательного процесса продолжили работу в новых условиях. Что, в свою очередь, повлияло на их производительность, моральное состояние и ожидания.
Как именно и в каких масштабах, исследовали благотворительный фонд savED, социологическая компания VoxPopuli Agency при поддержке Программы ULEAD с Европой и Министерства образования и науки Украины. Рассматриваем ключевые результаты исследования «Война и образование. 2 года полномасштабного вторжения».
Основное об исследовании
Анализ состоит из 2-х частей: 1) общенациональный опрос; 2) анализ кейсов доступа к образованию в прифронтовых общинах.
Так, в сентябре-октябре 2023 года опросили:
- 1 397 школьников;
- 1 288 родителей;
- 1 141 педагога;
- 146 представителей школьных администраций;
- 64 представителя органов местного самоуправления во всех областях Украины.
Отдельно было проведено по 7-9 глубинных интервью в 15 общинах областей, Днепропетровской, Запорожской, Киевской, Николаевской, Сумской, Харьковской и Черниговской которые имеют разрушения образовательной инфраструктуры и регулярно страдают от обстрелов.
Каково влияние 2-х лет войны на образование
Основной общий барьер, который мешал всем группам опрошенных — воздушные тревоги. Однако дальше педагоги, школьники и родители определили препятствия по-своему:
- преподаватели высказались о том, что им не хватает качественной техники и интернета, 55% опрошенных учителей а также проблемой является отсутствие сосредоточенности 54% опрошенных и нервозность и тревожность 43% опрошенных у учеников;
- в свою очередь ученики говорят, что им мешает то, что некоторые предметы сложнее изучать, 44% их слишком много 41% а еще сложно сосредоточиться 33% и перестать чувствовать тревожность. 27% Также среди проблем есть непонятное преподавание 21% некоторых учителей и нехватка техники. 17%
В то же время ответы родителей похожи на те, что давали ученики.
Кроме того, 44% учителей и 47% представительств администраций озвучили проблему увеличения рабочей нагрузки, если сравнить с периодом до полномасштабного вторжения рф.
Основные причины увеличения нагрузки, по словам педагогов: больше времени на подготовку к урокам в смешанном / дистанционном формате, необходимость выделять время на психоэмоциональную поддержку учеников и учениц, дополнительная нагрузка из-за вызовов безопасности, снижение собственной производительности из-за психоэмоционального состояния.
Вот еще несколько интересных фактов из исследования:
- 69% учителей говорят о снижении мотивации к обучению у школьников;
- об ухудшении успеваемости обучения говорят 64% педагогов и только 21% учеников;
- несмотря на это 61% преподавателей говорят, что довольны успехами своих подопечных. Такого же мнения родители и сами ученики — 57% и 61% соответственно;
- 40% школьников из тех, которые говорят о пробелах в знаниях, а таких 75% всех опрошенных, говорят и о помощи от учителей, в частности дополнительных заданиях, материалах для самостоятельной работы и т.п.
Чего ожидают от учебного года 2023-2024?
Опрос показал, что у 57% учеников обучение будет проходить в очном формате. В частности, таких больше всего в западных регионах страны. Еще 23% будут учиться дистанционно, а в 11% случаев формат будет смешанным, что наиболее актуально для прифронтовых областей.
В большинстве школ, в которых учатся и работают респонденты, есть укрытия. Однако одним из главных вызовов для дальнейшего обучения более 25% учителей называют недостаток технических средств.
Также они называют такие проблемы:
- снижение мотивации среди учеников;
- перебои с электроснабжением;
- неумение учиться самостоятельно;
- физическая опасность из-за войны.
51% учеников, 52% родителей и 58% учителей и учительниц ожидают, что успеваемость обучения улучшится. Только 6-9% ожидают ухудшения успеваемости в новом году.
Так, несмотря на сложную ситуацию респонденты надеются, что обучение будет приносить результат и положительно влиять на успеваемость. В то же время они признают, что у всех участников образовательного процесса есть определенные тревожные состояния. А особенно, у детей.
В частности, 26% учеников говорят, что им нужна психологическая и эмоциональная поддержка.