Почему молодые учителя теряют желание работать в школах: результаты исследования
В Украине ежегодно уменьшается количество молодых учителей, которые хотят преподавать в учебных заведениях. Сейчас средний возраст украинского педагога — 46 лет. Почему украинские специалисты теряют интерес к профессии?
Специалисты «Института образовательной аналитики» провели исследование, которое выявило ряд проблем украинских учителей. Именно эти вопросы являются причиной уменьшения количества желающих работать в школе.
Низкая заработная плата
Абсолютное большинство учителей не устраивает их зарплата. Сейчас без надбавок молодые специалисты со стажем работы до 3 лет получают примерно 11 200 гривен, а это около 1,5 минимальной заработной платы в Украине.
К слову, надбавки можно получить за
- 27 уроков в неделю, то есть полторы ставки в течение месяца,
- обязанности классного руководителя,
- проверку письменных работ.
Часть опрошенных были удивлены, что вообще существует такой вид доплат.
Плохое качество наставничества
Почти половине учителей не назначили педагога-наставника в начале их работы.
То есть у молодых специалистов не было человека, который должен был бы помочь адаптироваться в учебном заведении и поделиться опытом об организации обучения.
Около 33% молодых педагогов рассказали, что общение с наставником было чисто формальным.
К тому же ментор «давил авторитетом» на нового учителя, перебрасывал на него свои задачи и только критиковал.
В то же время 17% опрошенных сказали, что полностью удовлетворены поддержкой наставника.
Чрезмерная нагруженность
Только четверть преподавателей довольны нагрузкой в учебных заведениях. Тогда как другие чувствуют обратное. К слову, это не зависит от возраста и стажа работы в школе.
Молодые учителя сообщили, что в начале работы им делегировали работу старшие коллеги:
- требовали ведения документации за них,
- принуждали к бесплатному ведению кружков,
- требовали участия в конкурсах и написания научных работ,
- заставляли выходить на замены без доплат,
- просили приобщаться к ремонтным работам в образовательном учреждении.
Кроме того, учителям звонили в нерабочее время и поручали срочную работу.
Нерелевантное высшее образование
Большинство молодых педагогов не удовлетворены знаниями, которые они получили в высших учебных заведениях. Учителя говорят, что начинали работать «на ощупь», то есть получали знания методом «проб и ошибок».
По их мнению, кроме профильных дисциплин следовало бы научить:
- ведению документации,
- методам работы со «сложными» учениками,
- коммуникации с родителями.
В то же время молодые специалисты отметили, что их отношения с учениками преимущественно сложились нормально. 40% учителей чувствуют любовь к детям и близость с ними. Только 2% опрошенных имеют проблемы со школьниками.
Напомним, в Украине продолжается реформа образования. В то же время внедряются полезные инициативы. Например, чтобы упростить работу преподавателям, уже создали образовательный помощник. Больше об онлайн платформе JustClass можно почитать по ссылке.