⌛ Не так давно без персональных гаджетов и интернета заинтересовать ребенка было довольно просто. Дети с нетерпением ждали мультиков по телевизору и сказки на ночь.
Маленький мозг не был перенасыщен информацией, а простые истории обеспечивали развитие фантазии и лучший поток мыслей.
Сегодня все изменилось и нужно изрядно постараться, чтобы привлечь внимание современного ребенка, заставить его слушать внимательно и анализировать услышанное.
В чем сложность?
Каждый преподаватель английского понимает, что навыки аудирования являются фундаментальными для языкового развития young learners, ведь это основной источник для восприятия и усвоения языка, поэтому имеют значительное влияние на дальнейшее его использование.
Сложность обучения состоит в соревновании учителя со множеством отвлекающих факторов, которые создают у детей чувство конкуренции и заставляют реагировать мгновенно.
Поэтому дети становятся настойчивыми и громкими, часто говорят без умолку, реагируют еще до завершения мысли, не имеют терпения дослушать до конца и не отделяют важную информацию.
Поэтому задача учителя пресекать бездумное слушание и, наоборот, — формировать навыки внимательного слушания и вознаграждать их применение. Как это сделать?
В этом вам поможет наш блог и рекомендации с техниками и активностями, которые помогут научить детей воспринимать речь на слух эффективно и интересно.
Ключевые аспекты
Во время обучения young learners необходимо учитывать особенности и потребности этого возраста и помнить об определенных условиях, которые следует соблюдать в процессе.
Развлекательная составляющая
Как вы понимаете, это обязательное условие обучения маленьких учеников. Лучше всего справиться с этим помогут игры и интерактивные задания. Начинайте с простого, например, с предоставления инструкций, как в игре «Simon Says» или с фантазирования и предсказания, как в «Story Chain».
И, конечно, логичным будет использовать звуки, музыку и песни. Их положительное влияние на изучение языка было доказано неоднократно. К примеру, добавьте музыкальное сопровождение к истории или звуки к определенным предметам или темам.
Использование музыки и звуков возможно с первых занятий, они помогут ученикам создать ассоциации и лучше запомнить новые слова и выражения. Применение такого подхода также позволяет снять напряжение и делает обучение более простым и веселым.
Мотивация
Главная мотивация young learners — это возможность поделиться своим опытом со сверстниками. Поэтому задания и материалы для аудирования должны повышать интерес учеников и поддерживать их активность в процессе.
Дети любят игры, анимацию, визуальные эффекты и разные интересные вещи, которые можно рассматривать, слушать, изменять, использовать.
Обеспечьте с помощью этих средств ученикам условия, при которых они смогут применить свое воображение и креативность. Используйте упражнения, которые будут провоцировать любопытство и позволят использовать энергию рационально.
Вовлеченность в обучение
Для того чтобы научиться воспринимать речь на слух ученики должны использовать не только уши, но и глаза. А еще необходимо завоевать их внимание и расположение. Вы должны убедиться, что дети полностью углублены в процесс, их не отвлекают посторонние предметы и развлечения, и они не только слышат, но и внимательно слушают. Что для этого нужно?
Следует понимать, что young learners пребывают на том этапе развития, когда они активно собирают информацию и накапливают опыт. Они учатся интерпретировать сигналы и использовать приобретенные знания.
Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы создать на занятии условия максимально приближенные к жизни. Это позволит ученикам развить стратегии понимания устных сообщений и сформировать связи с реальным миром.
Поэтому задания для аудирования должны отражать настоящий детский опыт и их ежедневные открытия.
Следует также проверять, насколько качественно ученики воспринимают информацию. Для этого разделите занятие или тему на несколько этапов. После каждого подводите итоги, задавайте вопросы. Учеников высшего уровня можно попросить сделать обобщение самостоятельно и задать вопросы друг другу. Так вы поймете, кто слушал внимательно, а кто — нет.
Повторение
Не стоит повторять много раз одну и ту же мысль. Если кто-то из учеников прослушал то, что вы сказали, он/она почувствует, что пропустил что-то важное и будет внимательнее в следующий раз.
Однако будьте осторожны с этим способом и не будьте слишком категоричны, ведь существует вероятность, что ученики потеряют интерес и отстранятся от обучения.
Отслеживайте и поддерживайте их внимание и вовлеченность.
Материалы для YL
Как уже отмечалось, материалы должны отвечать интересам ваших учеников и основываться на опыте из реальной жизни. Попытайтесь взглянуть на мир детскими глазами. Поинтересуйтесь их ежедневными делами и увлечениями. Составьте список тем, соответствующих возрасту и культуре вашего класса.
Кроме того, задания должны соответствовать уровню учеников. Они должны иметь ресурс для их выполнения, иначе демотивации и информационной перегрузки не избежать.
Адаптируйте материалы к потребностям ваших учеников. Перед выполнением аудио задания, познакомьте учеников с новыми словами, выполните упражнение, проанализируйте возможные ответы. Это позволит ученикам чувствовать себя увереннее во время прослушивания записи.
И, конечно, аудиоматериалы должны содержать мотивирующие задания, быть веселыми, визуально привлекательными для ребенка, а также разжигать дух соревнования, чтобы использование целевого языка было еще более интересным.
Хороший пример
В конце концов, вы должны быть хорошим примером для ваших учеников. Внимательно слушайте, что ребенок хочет вам сказать. Young learners охотно учатся и подражают тому, что они видят вокруг себя.
Что касается использования аудио, для эффективного обучения не всегда нужно устраивать «карнавал», чтобы заинтересовать детей.
Вы всегда можете использовать свой голос: рассказать или прочитать интересную историю, модерировать квиз, игру или другую активность. Помните, что важен не формат, а контент.
Техники и активности
Этот раздел посвящен практической составляющей обучения восприятию речи на слух. Здесь вы найдете действенные техники, стратегии и активности.
На основе аудирования можно выполнять самые разные упражнения. Попробуйте все возможные типы активностей для развития максимального количества навыков ваших маленьких учеников.
Total Physical Response (TPR)
TPR — это метод обучения, основанный на координации языка и физических действий. Это могут быть:
- инструкции для тренировки моторики: shake your head, clap your hands, point to your knee, etc.;
- инструкции по использованию предметов: pick up your pencil and put it into a pencil case;
- инструкции с использованием чисел, знаков, изображений: go to the wall poster with fruits and point to a banana.
Типы заданий
К таким упражнениям можно отнести, например:
- TPR songs and fingerplays,
- TPR Yes/No cards,
- TPR storytelling,
- Syllable clapping,
- Rhyming word activities.
А также:
- Listen & Do: любой вариант упомянутых инструкций,
- Listen & Produce (Draw/Color): ученики могут создать что-то, описание чего они слышат (рисунок, фигурку из пластилина, оригами или что угодно своими руками),
- Listen & Repeat/Mime: повторение, имитирование после прослушивания,
- Listen & Identify: определить символы, знаки, рисунки,
- Listen & Read (model for pronunciation): прослушать отрывок, как модель произношения, и прочитать по примеру.
Bottom up
Как заинтересовать учеников и убедить их слушать внимательно? К примеру, когда им необходимо уловить важные детали и выполнить задание на их основе. Тогда ученики будут мотивированы прослушать аудио для выделения необходимой информации. Такой подход называется «bottom-up processing».
Это могут быть задания типа:
- Listen & Respond
- Listen & Write
- Listen & Complete/Match/Fill in gaps
- Yes/No statements
- Dictation
Одно аудио, разные задания
Для такого упражнения на аудирование выберите песню, историю или видеосюжет. Ученики будут слушать одно аудио несколько раз, выполняя разные задания. К примеру:
- первое прослушивание: ученики должны понять основную мысль;
- второе прослушивание: ученики выполняют задание типа «Fill in the gaps», «Complete the sentence», «Match the phrases».
- третье прослушивание: ученики могут проверить ответы, написать продолжение или выполнить другое письменное задание в соответствии с их уровнем.
Top down
Существует и противоположный метод — «top-down processing», который позволяет детям усваивать новую информацию на основе уже имеющихся знаний.
Благодаря реалистичным заданиям, которые будут провоцировать естественную любознательность и разжигать воображение, ученики остаются мотивированными и вовлеченными в обучение и смогут эффективно использовать целевой язык в реальных обстоятельствах.
К таким активностям можно отнести:
- Word association tasks: формирование ассоциаций по теме,
- Making questions/suggestions: сформировать вопрос к теме и прослушать ответы,
- Looking at pictures before listening: формирование догадок о будущей аудиозаписи,
- List of things/facts: сформировать представление о теме или запрос и что хотели бы узнать, прослушать и сравнить,
- Listen & Predict/Guess: спрогнозировать, что будет дальше,
- Key points: прочитать основные пункты, определить по аудио, что было упомянуто,
- The story ending: прослушать часть истории, придумать концовку, сравнить с записью,
- News headlines: спрогнозировать по заголовку о чем будет идти речь, сравнить с настоящими новостями на аудиозаписи.
Подробнее о методах Bottom up и Top down вы можете узнать по ссылке.
На уроках по аудированию научите ваших young learners также:
- быть открытым и принимать чужое мнение;
- позволять собеседнику полностью высказаться и обдумать его позицию;
- подождать, пока собеседник остановится, прежде чем задавать вопросы;
- поддерживать зрительный контакт;
- подводить итоги в разговоре, чтобы проверить правильно ли понял то, что было сказано.
Понимая специфику обучения аудированию учеников младшего возраста, вы сможете достичь лучших результатов в развитии их listening skills. Используйте наши советы по техникам и активностям, делайте ваши занятия интересными и полезными и учите детей познавать мир через английский язык.
Позаботьтесь также и о своем профессиональном развитии. Поднимайтесь выше по карьерной лестнице вместе с Grade Education Centre и получайте международную сертификацию по преподаванию английского CELTA и DELTA. Оттачивайте свое мастерство, приобретайте новые навыки и опыт, становитесь лучшим в своем деле!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)