Dogme – это подход к преподаванию, который утверждает, что преподавание должно ориентироваться на того, кто учится, а не руководствоваться имеющимися ресурсами, в том числе и учебниками. Это относительно новое движение в ELT начала группа преподавателей, которые выступили против преподавания, обремененного ресурсами, и утверждают, что если ученики не заинтересованы, они и не будут учиться, и поэтому все материалы должны создавать сами ученики, как и уроки, которыми управляют они, а не учитель . О том, что такое метод Dogme и как его использовать на уроках английского, пойдет речь далее.
ВЫДЕРНУТЬ ИЗ РОЗЕТКИ
Впервые о методе Dogme стало известно в 2000 году из статьи Скотта Торнбери «A Dogme for ELT», где он критиковал чрезмерное использование дополнительных материалов при обучении иностранному языку, что, по его мнению, затрудняет и усложняет процесс обучения. Названием и основным принципом для нового подхода в преподавании иностранного языка послужило авангардное кинематографическое движение «Догма 95», одним из идеологов которого стал знаменитый датский кинорежиссер и сценарист Ларс фон Триер. Впрочем, такая связь не тесная.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как обучать грамматике методом Guided Discovery
Сторонник Скотта Торнбери, Люк Меддингс, утверждает, что с одной стороны применение дополнительных материалов помогает преподавателю разнообразить урок, а с другой стороны не дает возможности отступить от учебного плана, выйти за рамки той или иной темы урока, и тем самым подавляет инициативу, исходящую непосредственно от учеников. В качестве альтернативы Скотт Торнбери и Люк Меддингс предлагают отказаться от всех материалов и перейти к живой беседе преподавателя и учеников, основанной на реальном жизненном опыте, с помощью той грамматики и лексики, которой они владеют на данном этапе обучения. Данная точка зрения описана в книге Скотта Торнбери и Люка Меддингса “Teaching Unplugged: Dogme in English Language Teaching”. Смысл названия книги с учетом значения слова “unplug” (англ. отключиться, выдернуть вилку из розетки) можно толковать, как “обучение без учебника”1.
ПРИНЦИПЫ МЕТОДА
У метода Dogme есть десять ключевых принципов. Их описывает Скотт Торнбери в статье “Dogme: Dancing in the Dark” в ответ на дискуссию, которая разгорелась на просторах Интернета. Очевидно, что “здесь многое перекликается с “заповедями” других трансформативных педагогик, таких как гуманистическая, критическая, педагогика возможности, рубежная педагогика и тому подобное. Действительно, одним из удовольствий догматической дискуссии было указать на эти связи. Словом, в Dogme нет ничего очень оригинального”, – пишет Скотт Торнбери.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УРОК ПО МЕТОДУ DOGME?
Когда Торнбери сказал, что «there is nothing very original in Dogme», он имел в виду, что многие учителя, которые придерживаются принципов Dogme, на самом деле лишь используют некоторые из аспектов коммуникативного подхода, гуманистической и критической педагогики, а также других «materials-light» подходов, когда преподают английский.
Dogme предусматривает возвращение ученика в центр процесса изучения языка. Предыдущие коммуникативные методы преподавания языка опирались на решение учителя или учебные программы касательно контента урока, а также на традиционное расположение столов и стульев в классе и ограниченные планы уроков. Сторонники метода Dogme, наоборот, в общем предпочитают расположение стульев учителя и учащихся в круге (что дает студентам возможность выбирать языковой фокус или тему для занятия) и использованию очень малого количества ресурсов – многие выбирают маркеры для доски, ручку и немного бумаги.
Изображение из личного блога Скотта Торнбери.
Урок по методу Dogme базируется на трех основных принципах:
- ориентирован на разговор;
- небольшое количество материалов;
- сосредотачивается на новых языковых единицах, которые возникают во время урока.
Разговор занимает едва ли не основное место в преподавании языка по методу Dogme в том смысле, что “направление урока определяется тем, что возникает в разговоре между преподавателем и учениками” (Дженни Райт, Кристина Ребуфет-Бродус “Experimental Practice in ELT: Walk on the wild side”, 2013, с.117). Поэтому учитель выполняет роль фасилитатора, который помогает ученикам четко формулировать и высказывать свои идеи, а также как языкового советника, который обращает внимание на соответствующие языковые моменты. Идея о “fluency comes first” выходит из метода коммуникативных задач (TBL). Dogme также опирается на идею коммуникации как “обмена и согласования содержательных сообщений” (Meddings & Thornbury 2009, с.9) из коммуникативного подхода. Однако Dogme выходит за рамки этой точки зрения, поскольку разговор должен вестись о “людях, которые находятся в аудитории”, чтобы быть действительно значимым для учащихся.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как проводить уроки по CLIL
По мнению авторов метода, “быть не обремененным материалами” не обязательно означает, что на уроке на допускется использования учебников, но они не должны диктовать или отвлекать от возможностей чему-то научиться. Материалы должны поощрять диалогическое обучение, а это значит, что “и учителя, и ученики делают весомый вклад, благодаря которому размышления учеников об определенной идее или теме помогают двигаться вперед” (“Experimental Practice in ELT: Walk on the wild side”, с. 126). Это означает, что материалы должны создаваться на местах и всегда быть интересными для студентов, поскольку это увеличит вероятность того, что действительно произойдет изучение языка.
Последний из трех ключевых принципов – сосредоточить внимание на новом языковом материале, возникающем в процессе разговора. Dogme рассматривает речь учащихся как процесс и продукт обучения. Метод опирается на представлении коммуникативного подхода об учебной программе, ориентированной на ученика, где акцент был бы больше на процессе общения, чем на продукте (то есть знании языка). Последний появляется тогда, когда грамматика ученика при выполнении заданий превращается в грамматику курса.
Так как же провести урок? Природа Dogme – достаточно непредсказуемая. Поэтому не существует единого правильного плана урока, в котором бы точно отображались разнообразие и возможности выбора “typical Dogme lesson”. Вместо того, чтобы как-то линейно изобразить урок по методу Dogme, Дженни Райт и Кристина Ребуфет-Бродус в своей книге “Experimental Practice in ELT: Walk on the wild side” предлагают блок-схему, отражающую множественность выбора, которая есть у преподавателя.
Взято из книги Дженни Райт и Кристины Ребуфет-Бродус “Experimental Practice in ELT: Walk on the wild side”.
Также вы можете посмотреть запись семинара для учителей, где Люк Медингс преподает по методу Dogme для группы учащихся среднего уровня. После этого идет оживленная дискуссия с аудиторией.
Метод Dogme идеальный для экспериментов. Он подходит как преподавателям, зависимым от учебников, так и тем, кто не имеет доступа к материалам или ресурсам из-за технических или финансовых затруднений. В конце концов, с ним могут экспериментировать и те, кто чувствует, что они много времени проводят у ксерокса, слишком часто полагаются на технологии и неумолимо раздают ксерокопии своим студентам. Даже для опытного, искусного и квалифицированного преподавателя Dogme может стать вызовом. А вы уже готовы попробовать?
Напоминаем, что недавно мы писали о mingle activities на уроках английского.
Комментарии
Дякую за статтю. Я не знала раніше про такую методу, але я її використовувала інтуїтивно. )) Але дуже цікаво теор базу отримати, та переглянути семінар або демо урок. Дякую ще раз.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)