Задумывались ли вы, сколько ресурсов используете при подготовке и проведении занятий по английскому❓
Учебники, тетради, словари, распечатки, карточки, аудиозаписи, видео и еще множество различных средств — все это должно помогать сделать занятия интересными и разнообразными.
Однако, по мнению экспертов по педагогике, они лишь ограничивают возможности студентов в обучении.
Что не так с материалами, которые учителя английского используют каждый день? Разберемся с этим в нашем блоге, который раскрывает главные принципы Dogme — современного подхода в преподавании иностранных языков.
Поэтому let’s get down to it!
Dogme — что это за подход?
Подход Dogme, который также считается новым течением в педагогике, заключается в обучении посредством естественного общения и взаимодействия между учениками, избегая использование учебников и вспомогательных материалов.
Это движение возникло как реакция на устаревшие методы, слишком сфокусированные на соблюдении плана и прохождении каждого юнита, которые приводили к пренебрежению спонтанными запросами и возможностями во время обучения.
Сломать старую систему решились в 2000 году Scott Thornbury и Luke Meddings. Немного позднее они опубликовали книгу «Teaching Unplugged: Dogme in English Language Teaching», которая завоевала много поклонников по всему миру.
Прежде всего в своих трудах педагоги отмечают важность смещения фокуса с материалов преподавания на самих учеников и их потребности в обучении.
Dogme по своей природе напоминает некоторые другие популярные подходы. Например, такие, как:
Подход | Описание |
---|---|
CLT |
Оба подхода направлены на развитие коммуникативных навыков учеников и подчеркивают важность естественного взаимодействия. |
TBL |
Принцип обучения состоит в использовании правдоподобного контекста, который отвечает запросам учеников. Это предоставляет широкие возможности выбора лингвистических ресурсов: учитель не придерживается прописанных заданий из учебника, а позволяет ученикам самим создавать условия обучения. |
Humanistic Approaches to Teaching | Акцент именно на потребностях учеников и их активном вовлечении в процесс. Этого можно добиться, если ученики сами будут создавать контент. Они могут, например, принести на занятия интересующие их материалы: статьи, подкасты, видео, книги и так далее. |
Принципы Dogme
Как уже отмечалось, подход нацелен на практику коммуникации, приближенной к реальным условиям. А роль учителя заключается не в предоставлении сухой информации, а в содействии изучению языка.
Давайте рассмотрим главные принципы, по которым можно охарактеризовать Dogme!
Фокус на разговор / Conversation-driven
Следует понимать, что эффективная коммуникация не результат, а необходимое условие для обучения. Разговор позволяет ученикам использовать не отдельные структуры и предложения, а выражать полноценную мысль.
Кроме того, эта активность готовит к реальным условиям общения вне класса.
Задача учителя здесь — создать для учеников благоприятные условия для самовыражения и взаимодействия друг с другом.
Минимум ресурсов / Materials-light
Обычные учебники ориентированы на тренировку определенных паттернов, что не способствует естественной коммуникации и оставляет учеников безразличными к процессу.
Суть заключается в том, чтобы использовать ресурсы, которые содержат уместную и культурно-соответствующую информацию.
В качестве альтернативы печатным материалам можно использовать локальные ресурсы или созданный самими учениками контент.
Внезапная речь / Emergent language
Вместо скучного изучения и отработки грамматических правил ученики используют в процессе общения те знания, которые уже имеют и формируют новые навыки посредством взаимодействия друг с другом.
Задача учителя — обеспечить такие активности, которые будут провоцировать интерес и возможность самостоятельно экспериментировать с языком.
Фокус на ученика / Learner-centered
В подходе внимание уделяется каждому отдельному ученику, его интересам и потребностям в обучении.
Учитель должен учитывать индивидуальные цели и проблемные аспекты каждого и уметь адаптировать процесс обучения в соответствии с требованиями класса.
Критическое мышление / Critical Thinking
Dogme способствует развитию критического мышления, что позволяет ученикам самостоятельно анализировать язык.
Они не заучивают слова и грамматику, а пытаются понять, как использовать язык в разных контекстах.
Учитывая главные принципы подхода, следует отметить, что Dogme является универсальным подходом, который можно применять для обучения разных возрастных групп и уровней.
Однако, ввиду того что такая форма обучения достаточно инновационна, внедрять ее следует осторожно.
Скорее всего, Dogme будут лучше воспринимать либо абсолютные новички, которые не знакомы с другими методиками, либо продвинутые студенты, которые любят экспериментировать.
План урока по Dogme
К занятию по подходу Dogme следует готовиться, как и к любому другому занятию. Хотя, конечно, план урока будет отличаться от традиционного. Поэтому предлагаем придерживаться нескольких ключевых этапов во время подготовки!
Этап 1: Тема
Выберите тему для занятия. Она должна быть интересна ученикам, то есть соответствовать их запросу.
Это может быть что угодно: личные интересы, современные события, поп-культура и подобное.
Этап 2: Брейншторминг
Определившись с темой, проведите соответствующий языковой брейншторминг по поводу лексики, идиоматических выражений, грамматических структур, которые могут быть полезны в дальнейшем.
Этап 3: Взаимодействие
Подготовьте активности, которые предполагают активное взаимодействие учеников между собой и с учителем.
Это могут быть ролевые и другие игры, дебаты, обсуждения и так далее.
Этап 4: Ситуативное обучение
Будьте готовы к тому, что занятие может развиваться своим ходом, в соответствии с потребностями и интересами учеников.
Не бойтесь отойти от плана, если есть определенный запрос.
Этап 5: Критическое мышление
В течение занятия побуждайте учеников к размышлению: задавайте вопросы, которые будут провоцировать анализ, оценку и умозаключения относительно изучаемых языковых единиц и структур.
Категории активностей
В этом разделе рассказываем о трех основных категориях упражнений, которые будут наиболее эффективными при проведении занятия по подходу Dogme. А именно:
- Разговорные упражнения Conversation-Driven Activities
Эти упражнения направлены на то, чтобы привлечь учеников к естественному обсуждению любых тем, относящихся к их опыту или сферам интересов.
В зависимости от возраста и уровня ваших студентов, упражнения могут быть структурированы или не структурированы.
Например, обсуждение в кругу Conversation Circles — типичная активность подхода Dogme. Во время упражнения учитель побуждает учеников высказывать мнение и развивать новые речевые навыки.
Преимуществом упражнения является возможность коммуницировать в комфортной среде, без оценивания и улучшать английский в приближенных к реальности условиях.
- Упражнения на взаимодействие Collaborative Activities
Подобные активности развивают как независимость ученика в обучении, так и навыки кооперации с одногруппниками. Выполнять упражнения ученики могут в парах и группах.
Вы также можете привлечь современные технологии, например, онлайн-инструменты и социальные сети для поощрения коммуникации и совместной работы.
- Упражнения с использованием аутентичных материалов Real-Life Materials-Based Activities
Материалы, которые можно использовать для таких упражнений, включают любые носители из реальной жизни: видео, статьи, журналы, песни, подкасты и все, что может привлечь учеников к изучению языка.
С помощью таких ресурсов можно тренировать все необходимые навыки: reading, speaking, listening и writing, а также использовать английский в ситуациях, напоминающих реальные.
Однако обязательно следите за соответствием материалов возрасту и уровню ваших учеников.
Типы упражнений
Далее вы найдете несколько вариантов упражнений, которые позволят провести эффективное занятие по подходу Dogme.
Разговоры тет-а-тет
Разделите учеников на пары и попросите обсудить с партнером тему или ответить на вопросы. В зависимости от уровня ваших студентов, вы можете предоставить дополнительные подсказки или советы, которые помогут структурировать их беседу.
Следите за процессом выполнения активности: предоставляйте обратную связь provide feedback и исправляйте ошибки, error correction если есть такая необходимость.
Расширение словаря
Знакомить учеников с новой лексикой можно не только с помощью скучных списков и карточек. Вместо этого внедряйте слова в обучающий контент с помощью обсуждений и коммуникативных упражнений.
Побуждайте учеников находить новые единицы, анализировать, если возможно, узнавать значение из контекста использовать и закреплять их в дальнейшей разговорной практике.
Групповые обсуждения
Для этого упражнения разделите учеников на небольшие группы, каждой представьте тему для обсуждения.
Побуждайте учеников высказывать свое мнение и предлагать идеи, а также развивать беседу с помощью дополнительных вопросов и выражения реакций.
Dictogloss
Достаточно известное упражнение на тренировку навыков listening, note-taking и communicating. Прочтите ученикам любой отрывок и попросите записывать важные детали во время прослушивания.
После этого разделите учеников на пары или группы. Вместе с партнерами они должны воспроизвести текст как можно точнее. Проверьте результат и исправьте распространенные ошибки.
Уместно будет также наградить каким-нибудь бонусом тех, кто справился лучше всего.
Ролевые игры
Подготовьте заранее сценарии типичных жизненных ситуаций, например:
- заказ еды, услуг, товаров;
- разговор с коллегой, другом;
- беседа в маркете, на вечеринке, на вокзале.
Попросите учеников разыграть роли в парах или группах. Такая активность будет способствовать улучшению важных коммуникативных навыков, которые обязательно понадобятся студентам в ежедневном общении вне класса.
Примеры других активностей, которые пригодятся при обучении по подходу Dogme, вы найдете по ссылке.
Надеемся, подход Dogme пришелся вам по душе и вы обязательно попробуете эту современную технику на своих занятиях. Да, подход имеет свои вызовы и нужно быть достаточно опытным, чтобы суметь поддержать динамику обучения и подстроиться под неожиданные запросы.
Узнайте больше об инновационных методиках преподавания и становитесь лучше в своем деле. Как именно? Например, получите международную квалификацию по преподаванию английского языка — CELTA — в Grade Education Centre.
Интенсивный курс предполагает 120 часов интерактивного обучения, овладение новыми техниками и навыками, разбор теории и практики, поддержку профессиональных тренеров и приобретение неоценимого опыта!
Комментарии
Дякую за статтю. Я не знала раніше про такую методу, але я її використовувала інтуїтивно. )) Але дуже цікаво теор базу отримати, та переглянути семінар або демо урок. Дякую ще раз.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)