Навыки мышления высшего порядка (HOTS) — популярное в американском образовании понятие. Оно отличает навыки критического мышления от результатов обучения низшего порядка, достигаемых с помощью запоминания. HOTS включают синтез, анализ, размышления, осмысление, применение и оценку (synthesizing, analyzing, reasoning, comprehending, application, and evaluation).
Преимущественно во время преподавания английского, а также в самих учебных пособиях, преподаватели и студенты переходят от конкретного мышления (здесь и сейчас) к абстрактному мышлению: сложному и аналитическому; творческому и оценочному. Поговорим о том, как преподаватели могут помогать студентам развивать LOTS и HOTS на занятиях английским языком.
HOTS и таксономия Блума
HOTS базируются на различных таксономиях обучения, особенно на той, которую создал Бенджамин Блум в своей книге 1956 года «Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals». Навыки мышления низшего порядка (LOTS) предусматривают запоминание, тогда как мышление высшего порядка требует понимания и применения этих знаний. Поэтому навыки мышления высшего порядка отражаются тремя основными уровнями таксономии Блума: анализ, оценка и созидание.
Студенты, способные мыслить, — это те, кто может применить знания и навыки, которые они усвоили, в новых контекстах. Рассмотрим каждый уровень и то, как мышление высшего порядка применяется в обучении.
- Анализ — четвертый уровень пирамиды Блума, предполагающий использование студентами собственного суждения для анализа знаний, которые они усвоили. На этом этапе они начинают понимать основную структуру знаний, а также способны различать факты и мнения. Например, студенты могут изучить форму и употребление настоящего неопределенного времени, объяснить, почему мы используем его в определенных контекстах, ситуациях, описать разницу между двумя временами.
- Оценка — пятый уровень таксономии Блума, требует от студентов делать выводы о взаимосвязи между источниками, такими как эссе, статьи, художественные произведения, лекции преподавателей и даже личными наблюдениями. Например, студент может сделать вывод о связи между тем, что он прочитал в статье, и тем, что наблюдал сам. Ученики могут изменить предложения так, чтобы они рассказывали о них самих (make sentences that are true for you) или составить предложения в определенном времени, используя представленные образцы, примеры и тому подобное.
- Созидание — самый высокий уровень таксономии Блума — способность генерировать, разрабатывать новые идеи, концепции. Например, студенты могут описать свой распорядок дня или рассказать о своем выходном дне, используя то или иное время.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Советы тем, кто идет на CELTA, от участницы Global Teacher Prize Ukraine 2019 Марианны Климчук
Применение на занятиях
Иногда учителям не удается применить HOTS для обучения иностранному языку, поскольку они имеют неправильное представление о том, что студенты не могут выполнять задания на высших уровнях познания, пока их уровень владения английским языком не станет более совершенным. Однако доступ к HOTS имеет больше общего с типом представленной на занятии деятельности и насколько эффективно она проводится, и гораздо меньше с тем, насколько хорошо владеет языком студент. С помощью визуальных изображений, реалий, взаимодействия со сверстниками и более масштабных задач, разбитых на конкретные этапы, студенты могут быть и будут успешными на всех уровнях.
Ниже предлагаем три способа включить HOTS в свои планы уроков и, собственно, занятия.
- Начните сначала. Когда вы пишете цели урока, обязательно включите action verbs таксономии Блума. Мы писали о них в статье о 6 самых популярных теориях в области преподавания английского языка. Использование таких глаголов, как list, recall, use, create, interpret, apply, и rank, сосредоточит внимание преподавателя и студента на когнитивных задачах, а не на перечне видов деятельности, которые следует отметить как выполненные после окончания урока. Диаграммы глаголов Блума на английском прекрасно подходят для размещения в классе или у вашего стола при планировании уроков. Для использования с цифровыми и технологическими заданиями ознакомьтесь сGlobal Citizen’s digital taxonomy verbs infographic.
- Разрабатывайте задания, которые задействуют весь спектр навыков. Используйте одинаковые глаголы в целях урока и мотивируйте студентов участвовать в мероприятиях на различных уровнях в течение всего урока. Студенты могут сортировать картинки для классификации предметов (анализ), оценивать работу друг друга с помощью рубрики или контрольного списка (оценка) или описывать понятие своими словами (понимание). Полезное колесо таксономии от Independent Educational Consultancy содержит уровни, глаголы и предлагает меры по решению потребностей каждого. Здесь также есть соответствующие навыки обучения / мышления для всех.
- Задавайте вопросы. Вместо «yes / no» questions или «What did you put for exercise 3?», ставьте вопросы, которые требуют от студентов задействовать все типы мышления. Вопрос о том, какое изобретение может быть важным для группы людей, или какого персонажа из истории студент хотел бы встретить, побуждают их оценивать или синтезировать ключевую информацию, а не просто ее повторять. Если вы добавите больше вопросов к глаголам и заданиям, то привлечете студентов к обсуждениям высшего порядка, которые являются критически важными для использования языка.
Привлечение HOTS на занятиях английского может обеспечить здоровые и увлекательные вызовы для учащихся, а также сделает их более интересными и для них самих, и для вас. А как вы используете HOTS в разных контекстах?
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)