Платиновый партнер Cambridge Assessment English

Лицензия UA007

Ярославов Вал, 13/2-б
  Золотые Ворота
info@grade.ua
confirm

Спасибо!

Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.

callback-phone-icon

Обратный звонок

  • Имя и фамилия
  • Телефон

Даю согласие на обработку моих персональных даных с целью определения уровня английского языка и предоставления других образовательных услуг

confirm

Спасибо!

Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.

5.08.2019

Юлия Чорна - photo
Юлия Чорна
Контент-менеджер
Eye icon Spinner

Отдельные звуки в английском: как учить и тренировать их произношение

Отдельные звуки в английском: как учить и тренировать их произношение

В устной речи все звуки важны, однако иногда некоторые из них становятся ключевыми для понимания и успешного общения. Конечно, допускается некоторая градация гласных (например, отдельные спикеры могут произносить «bath» как /bæθ/ или /bɑːθ/), однако, плохая артикуляция может значительно повлиять на разборчивость речи.

В своем подходе к изучению фонем – Sound Foundations approach – Эдриен Андерхилл, выделяет три уровня, на которых должно происходить изучение звуков определенного языка:

  • Уровень 1. Отдельные звуки.
  • Уровень 2. Отдельные слова.
  • Уровень 3. Cвязная речь.

На первом уровне, как он отмечает, учителя и учащиеся развивают собственное глубокое понимание того, как возникают звуки. Для этого они используют и управляют своими речевыми органами, ориентируются на внутренние ощущения, возникающие во время напряжения мышц, и соотносят их с тем, что слышат их уши. Это дает ученикам способность изменять и подстраивать свой артикуляционный аппарат к продуцированию новых звуков.

На втором уровне мы показываем, что отдельные слова состоят из «потока звуков», отличающегося от суммы отдельных фонем. Стоящие рядом звуки меняют друг друга, поскольку голосовые мышцы соединяют их между собой или, наоборот, сокращают.

Затем мы знакомимся с ударением в словах, и, наконец, последние сливаются в поток речи, который отличается от суммы отдельных слов. Звуки упрощаются и уменьшаются, таким образом, фокус внимания смещается от отдельных слов к фразам, то есть от ударения слова, относительно фиксирующегося, к ударению в предложении (усилению) и интонации (мелодии), которую выбирает говорящий.

Каждый из трех уровней акцентирует внимание на разных вещах, и каждый может применяться отдельно или в сочетании с другим, если у учащихся возникает такая потребность, которую учителю следует удовлетворить на любом этапе урока. Отдельные звуки в английском: как учить и тренировать их произношение

Автор книги «How to Teach Pronunciation», Джеральд Келли, считает: «Каждый раз, когда кто-то говорит на уроке, произношение должно быть предметом для рассмотрения». Преподавая звуки по отдельности, мы хотим помочь ученикам успешнее произносить конкретные фонемы, влияющие на их взаимопонимание с другими и разборчивость их речи.

  • Использование таблицы фонем английского языка должно стать приоритетом, особенно, если она изложена в понятном для учеников формате и объясняет связи между звуками. Ее можно использовать при работе со словарем, а также для обучения новым и повторения уже изученных звуков.
  • Звуки будут запоминаться значительно лучше, если ассоциировать фонемы с определенными идеями. Это также очень весело. Вот несколько идей:
How to Teach Pronunciation by Gerald Kelly, 2001

How to Teach Pronunciation by Gerald Kelly, 2001

Кроме использования таблицы фонем, дриллов, повторения и ассоциации звуков с идеями, предлагаем следующие задания, которые можно использовать для практики как гласных, так и согласных звуков на всех уровнях. Они пригодятся, если вы хотите повторить или привлечь внимание учащихся к определенным звукам.

Фонемное бинго

Подготовьте карточки для игры в бинго с различными фонемными символами для каждого ученика. Количество символов в каждой карточке должно быть одинаковым. Например:

фонемное бинго

Вы называете звуки один за другим, а ученикам следует вычеркивать те, которые у них на карточке.

Несколько усложнить задачу можно, произнося слова, в которых есть тот или иной гласный звук. Ученики вычеркивают, и сразу же пишут собственное слово с нужным звуком. Когда карточка заполнится, следует крикнуть «Бинго!». Проверьте правильность заполнения карточки.

Если же вы обучаете учеников начальных классов, игру можно поиграть с фониксами. Смотрите, как это работает!

Виселица (Hangman)

Эта игра сложнее, чем традиционная, ведь при использовании букв выбирают лишь из 26, тогда как фонем – аж 44!

Учитель показывает, как играть в игру, с помощью примера на доске. Игроки пытаются отгадать слова, предлагая фонемы, которые могут в них содержаться. Если догадка неправильная, рисуется линия на доске, и постепенно линии складываются в форму виселицы с висящим на ней человечком. Выписывайте неправильные догадки, чтобы они не повторялись.

Рекламные слоганы

Покажите ученикам несколько известных или популярных рекламных роликов по телевидению или YouTube со слоганом, который легко запоминается. Их можно найти, например, здесь. Дайте ученикам задание выбрать продукт и создать новый слоган с использованием фонемы, с которой начинается название продукта. Фонему следует использовать как можно большее количество раз. Ограничьте их во времени.

Можно также дать подобную задачу с использованием двух «проблемных» звуков, например, /w/ и /v/.

Скороговорки

Их можно использовать для работы над сложными согласными фонемами. Используйте уже известные скороговорки, хотя можно дать ученикам задание придумать собственные. Это поможет им самим понять, какие звуки вызывают у них затруднения

Использование скороговорок позволит вам:

  • повторить – чем больше ученики произносят звуки, тем лучше их запоминают;
  • сосредоточиться на артикуляции;
  • попрактиковаться в mouth positioning;
  • не думать, с чего начинать урок (warm-ups);
  • выявить слабые стороны в произношении ваших учеников.

Отдельные звуки в английском: как учить и тренировать их произношение

Коллективное письмо

Это задание из книги Дж. Келли «How to teach pronunciation». Его можно выполнять в парах или в группах. Учитель выбирает «проблемный» звук. Учащимся предлагается написать строки стихотворения по следующим критериям: некоторые строки должны начинаться с личных местоимений, а предложение следует писать, например, в прошедшем времени. Последнее слово каждой строки должно заканчиваться звуком, который вы отрабатываете. Строки записываются на полоски бумаги и собираются в коробку.

Вот, например, что написали ученики уровня Intermediate:

Is this seat free?

He had a cup of tea

I damaged my knee

Would you like coffee?

‘To be’ or not ‘to be’

I sat under a tree

I got stung by a bee

Yesterday I lost my key

I want to be free

После этого дайте ученикам задание составить из написанных строк стихотворение. Из приведенного выше получился вот такой шедевр:

Yesterday I lost my key

I sat under a tree

I damaged my knee

I got stung by a bee

He had a cup of tea

Would you like coffee?

I want to be free

‘To be’ or not ‘to be’

Как видите, исп