Что нужно и чего не нужно делать в mixed-ability class?

mixed-ability

Очень часто нам приходится работать в группах, в которых учатся студенты с разными степенями подготовки, разного возраста, разной скоростью работы, а также у них разный опыт изучения языка и цели. Такие группы называют «mixed-ability classes». В шутку можно сказать, что если в группе есть двое студентов, то это уже “a mixed-ability class”.

В декабре в образовательном центре Grade прошел Professional Development Day для наших преподавателей. На этот раз мы учились у нашей коллеги — Алены Украинской, которая преподает общий и бизнес английский, а также работает с детьми с дислексией. Алена провела практический воркшоп, где каждый преподаватель смог узнать о том как работать с “mixed-ability classes”.

Достаточно трудно подобрать единое определение этого термина, поскольку все студенты имеют разные возможности, разное отношение и разные стили обучения. Однако перед каждым преподавателем встает ряд проблем, связанных с таким классом: сильные ученики быстро выполняют задания, а остальные только начинают; сильные начинают раздражаться или мешать; сильные ученики быстро отвечают на вопросы, не оставляя слабым времени даже подумать и т.д. Таких проблем множество.

Что делать преподавателю в таком классе?

Студентов необходимо поощрять и поддерживать, независимо от скорости обучения. При этом можно разделить их на пары, чтобы они поддерживали и мотивировали друг друга. Также важно давать время на выполнение определенного задания, а не объем работы. Например: 

А) у вас есть пять минут, составьте как можно больше предложений о любимой книге;

Б) составьте семь предложений о любимой книге.

В классе, где ученики имеют разный уровень английского, подходит только второй вариант задания, поскольку он не ограничивает сильных студентов, а также дает возможность более слабым показать, что они знают. При этом работают все, но каждый на своем уровне.

DOs и DON’Ts

  1. Всегда иметь дополнительные задания для тех, кто закончил раньше (fast finishers).
  2. Учитывать разные стили обучения студентов, их сильные и слабые стороны. Например, некоторым студентам необходимо видеть задание, чтобы выполнить его.
  3. Не используйте родной язык студентов. Иначе, они будут еще долго просить перевести задания/предложение/слово.
  4. Не пишите отдельные планы для разных учеников, можно адаптировать свои классные и домашние задания.
  5. Используйте открытые вопросы, чтобы не ущемлять студентов в их ответах. Открытые вопросы имеют множество вариантов ответов, в то время как у закрытых — только один.

Пример закрытого задания: I watched / had TV yesterday.

Пример открытого задания: I _____________ yesterday.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 6 заданий для самоконтроля студентов на уроках английского

Советы по чтению

Есть три варианта, которые можно использовать в классе с разным уровнем английского у студентов:

  1. Адаптировать текст, который предлагается студентам. (differentiating the input). Например, заменить некоторые слова более легкими синонимами для более слабых студентов или наоборот, сделать текст более сложным для сильных студентов.
  2. Изменить задания, которые студенты выполняют после прочтения текста (differentiating the process). Например, сильные студенты пишут полные ответы на вопросы, более слабые могут выбирать True/False, или выполнять задание на выбор одного ответа.
  3. Изменить результат (differentiating the outcome). Здесь очень уместно использовать открытые вопросы, где каждый учащийся может показать свои знания и не ограничивается длинной предложения или количеством слов. Важно установить ограничение по времени для выполнения задания, но не ограничивать объем работы.

Советы по аудированию

Советы по аудированию очень похожи на советы для чтения, кроме адаптации аудиозаписи. Но вполне можно адаптировать процесс выполнения и конечный результат. Например, студенты с более низким уровнем отвечают на вопросы «да» или «нет», а более сильные студенты должны ответить «почему».

Как еще можно помочь выполнить задания по чтению и аудированию?

  • обсудить варианты ответов на аудирование/чтение (guessing, ask to predict);
  • дать варианты ответов слабым ученикам;
  • визуальная поддержка;
  • написать более одного слова в ответе для сильных студентов;
  • использовать слова в ответах для отвлечения внимания (distractors) для сильных студентов.

В целом анализ потребностей студентов является главным условием для правильного подбора заданий: какие задания им нравятся? Какие навыки необходимо развивать больше всего? Лучше работать в паре или самостоятельно? Необходимо понять, какой стиль обучения подходит студентам, учитывая сильные и слабые стороны каждого из них. Таким образом, вы демонстрируете поддержку, а студенты чувствуют, что преподаватель заинтересован в результате работы.

Хоть работать со студентами разного уровня непросто, мы, как преподаватели, становимся более опытными, креативными, учим наших учеников быть терпеливыми и толерантными, а особенно это важно для детей и подростков.

Новые группы по подготовке к TKT Module 1, 2, 3!