В современной неустанной жизни мы стремимся получать знания быстрее, больше и качественнее. Поэтому возникают новые подходы, которые призваны сделать обучение более эффективным и приятным. Они базируются на различных навыках, которые помогают нам исследовать окружающий мир.
Например, чтение и аудирование, также известные как receptive skills, позволяют нам получать новую информацию, прорабатывать содержание, пополнять свои знания и, таким образом, изучать язык и не только.
И, оказывается, читать и слушать можно по-разному. Возможно, вы уже слышали ранее о подходах «top-down» и «bottom-up», которые абсолютно противоположны по принципу использования, но оба одинаково необходимы для изучения иностранных языков.
Потому сегодня разберем в деталях, что это за подходы, зачем они нужны и как их использовать на занятиях по английскому. Let’s start!
«Top-down»
Итак, начнем с подхода «top-down». Как и «bottom-up», он обозначает процесс понимания устного или письменного контента.
Идея состоит в том, что ученик прорабатывает текст, начиная «сверху», то есть с собственных базовых знаний или общего содержания. Это также включает:
- предварительные знания о теме / мире / авторе;
- ситуативные знания;
- контекстуальные знания;
- мнимые образы / ожидания, которые сформировались до или во время восприятия текста (schemata);
- предположения, основанные на связи между словами.
Далее ученик постепенно продвигается к семантике «вниз», анализируя синтаксические и фонологические особенности текста.
Чем этот метод может быть полезен?
Подход «top-down» лучше всего подойдет для более продвинутых учеников, уже знакомых в определенной степени с целевым языком в тексте или для тех, кто может самостоятельно работать с новым материалом.
Применяйте «top-down» для того, чтобы дать ученикам возможность изучать язык интуитивно или когда значение целевых паттернов можно получить с помощью большого количества контекстных подсказок.
Благодаря методу и соответствующим активностям вы можете привлечь неуверенных учеников к более независимой работе с языком и научить их работать самостоятельно.
Активности «top-down»
В этом разделе расскажем, какие упражнения помогут привлечь базовые знания учеников для изучения целевого языка и как их реализовать на уроке.
Прогнозирование
Это одна из самых известных активностей «top-down». С помощью предположений ученики пытаются догадаться, о чем пойдет речь в тексте.
То есть, они могут предложить ключевые понятия или ответить на определенные вопросы.
Навыки прогнозирования позволяют ученикам привлечь свои знания о местах, людях, событиях или предыдущий опыт чтения аудирования для того, чтобы быть готовыми к получению новой информации, а потому лучше понять и структурировать текст.
Для максимального раскрытия потенциала прогнозирования предоставьте ученикам лишь некоторые отрывки из текста: это может быть первый или последний параграф предложение или некоторые фрагменты из середины. Основываясь на этой информации, ученики смогут предположить о чем идет речь в начале / конце или же о развитии истории и важных аспектах текста.
Предварительный просмотр
Подобно прогнозированию, это упражнение активирует предварительные знания, заинтересовывает и настраивает учеников на нужный лад. Они могут посмотреть на название текста, подзаголовки и изображения. Это позволит ученикам получить первые представления о будущем содержании.
Например, работа с картинками будет эффективна для детей или студентов на начальных уровнях.
Прежде чем слушать или читать текст, вспомните с учениками важную лексику: попросите назвать предметы на рисунке или описать героев и их действия.
Словарные ассоциации
Такая «top-down» активность станет хорошим способом активирования словарной базы учеников для изучения новых концептов из будущего текста. Создание семантических карт semantic mapping предусматривает проведение мозгового штурма brainstorming и структурирование идей.
Для начала можно использовать некоторые слова из текста, часто ключевые понятия выделены жирным шрифтом.
После того как ученики выстроят все возможные тематические связи, карта станет обобщением слов и идей, которые они встретят в тексте. Ученики могут выполнять это задание в парах или группах с последующим обсуждением концептов.
Во время упражнения также обязательно учитывайте уровень учеников, чтобы тема и содержание соответствовали их знаниям и интересам.
Согласованное чтение
Обычно ученики сначала читают слушают текст, а затем отвечают на вопросы после него. Предлагаем адаптировать это задание под метод «top-down».
Для этого внесите необходимые изменения в вопросы после текста и предложите ученикам просмотреть их перед прочтением. аудированием Такая активность поможет активизировать базовые знания о контенте и целевом языке.
Вопросы и заметки
В этом упражнении ученики самостоятельно создают вопросы, ответы на которые они ожидают получить в тексте.
Они могут использовать некоторую информацию из текста, например название, подзаголовки, ключевые слова, изображения и другое.
Таким образом, главной задачей при чтении будет найти необходимые ответы.
В качестве альтернативного задания, перед прочтением аудированием ученики могут записать все, что они знают по теме, а также, что они хотели бы узнать. Тогда во время чтения они смогут проверить свои знания и восполнить пробелы с помощью информации, которой им не хватало.
«Bottom-up»
Восприятие информации по принципу «bottom-up» происходит посредством «декодирования». Процесс состоит в более глубоком анализе текста, начиная с наименьших языковых единиц, то есть «снизу» и постепенно продвигаясь «вверх»:
фонемы → слоги → слова → обороты → предложения → текст → … → значение, контекст и базовые знания.
Иными словами, ученик, который читает слушает текст, формулирует общее понимание, соединяя сначала наименьшие элементы во все большие структуры.
Чем этот метод может быть полезен?
Метод «bottom-up» применяют, как правило, на начальных этапах обучения, когда ученики приобретают вокализованные навыки чтения. Эффективнее всего он работает для изучения сложных языковых явлений, которые могут озадачить без должной подготовки. например, неправильные или многокомпонентные формы
С одной стороны подход «bottom-up» подойдет ученикам, которые нуждаются в помощи учителя при изучении нового материала. С другой же, он влияет на более глубокое и детальное понимание текста.
Так как стратегия состоит в том, чтобы ученики могли «декодировать» текст, начиная с самых маленьких до самых больших элементов с помощью базовых навыков.
Активности «bottom-up»
Какие же упражнения и задания подойдут для отработки техники «bottom-up»? Рассмотрим в этом разделе.
Распознавание и связи
Практика начинается с распознавания звуков, букв, слов, а также произношения и правописания. Далее, в соответствии с уровнем учеников, можно выполнять более сложные активности.
- Сначала ученики приобретают навык чтения путем установления связей между звуками и буквами, например, что «ph» произносится как [f].
- Далее в ход идут более сложные языковые формы, как, например, эллипсис:
You can hear the sound, but (you) can’t see where it comes from.
- На продвинутых уровнях дело доходит, в частности, до перефразирования:
Some education specialists are struggling to get children’s attention during the learning process. The experts complain that youngsters are often too distracted by their gadgets.
Ученики таким образом учатся распознавать синонимы или соответствия в тексте и непроизвольно расширяют свой словарный запас.
Выноски из текста
Эта активность подойдет для учеников среднего уровня владения языком и состоит в выделении подобных элементов в тексте. Примером могут служить следующие задания:
- подчеркнуть личные — me, us, them, etc, или указательные местоимения — this, that, those, etc, и определить, к какому слову они относятся;
- удалить из текста союзы и попросить учеников заполнить пробелы;
- определить пропущенные слова (более сложные термины) в тексте.
В подобных заданиях ученики должны уметь обосновать свой выбор, — так они научатся правильно идентифицировать связи между ключевыми идеями в тексте.
Декодирование
Продвинутые уровни способны выполнять более кропотливые задания, например, разбор сложных предложений, что особенно важно для изучения академического языка. Такие упражнения охватывают в частности:
- определение подлежащего, сказуемого и обстоятельства в предложении и анализ связей между ними;
- определение оборотов в предложении и связи между ними с помощью союзов;
- поиск в тексте слов или фраз, которые описывают мнение автора по поводу определенной идеи;
- анализ косвенной речи;
- сравнение синонимов и их значений в соответствии с контекстом.
Tips
На самом деле, внедрить подход «bottom-up» на уроке очень просто. Обычно учебники предлагают текст только для работы над грамматическими формами или для обсуждения.
Учитель, в свою очередь, всегда может добавить интересное задание. Достаточно только задать ученикам несколько простых вопросов, например:
- What does the word «others» in line 17 refer to?
- Why does the writer use the verb «assassinate» rather than «kill»?
- How would the sense change if he used «murder» instead?
Такие задания займут всего несколько минут, но помогут сфокусировать внимание учеников на важных деталях в тексте, чего подход «top-down», например, не предполагает.
Обязательно попробуйте оба подхода во время практики чтения и аудирования на своих занятиях по английскому языку. Однако не забывайте, что следует учитывать уровень и потребности ваших учеников. Так вы получите максимально успешный результат!
А напоследок предлагаем изучать еще больше новых подходов к преподаванию английского языка на платформе Grade University. Опытные менторы познакомят вас с современными техниками и инструментами, дадут полезные советы и помогут имплементировать новые знания и навыки в тичерскую практику. Переходите по ссылке и выбирайте интересные воркшопы, курсы и вебинары!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)