⌛ На протяжении многих десятилетий процесс обучения подвергается разнообразным исследованиям и теоретическим обсуждениям. Несмотря на то, что некоторые теории никогда не покидают абстрактную плоскость, многие из них ежедневно применяются на практике в аудиториях. Преподаватели синтезируют множество теорий. Некоторые из них уже не новые. Однако все они созданы с целью улучшить результаты обучения студентов. Так какие же из них самые популярные и самые известные? Как применяются на занятиях английского? Имеют ли они вообще место быть в классе?
1. Теория множественного интеллекта
Теория множественного интеллекта, предложенная Говардом Гарднером, утверждает, что люди могут обладать различными типами интеллекта: музыкально-ритмическим, зрительно-пространственным, словесно-лингвистическим, логико-математическим, телесно-кинестетическими, межличностным, внутриличностным и натуралистическим и др. Предложенные типы интеллекта — это разные способы обработки информации человеком.
Теория множественного интеллекта изменила мир образования и педагогики. Сегодня многие учителя используют учебные программы, разработанные вокруг восьми типов интеллекта. Они планируют свои занятия с учетом приемов, которые соответствуют стилю обучения каждого отдельного студента.
- Вербальный / лингвистический интеллект предполагает, что объяснение и понимание происходит посредством использования слов — самого распространенного средства обучения. В наиболее традиционном понимании: учитель обучает, а студенты учатся. Однако студенты также могут помогать друг другу понять некоторые понятия. Хотя преподавание для других типов интеллекта чрезвычайно важно, впрочем, этот тип преподавания сосредотачивается на использовании языка и поэтому и в дальнейшем будет играть основную роль в изучении английского. Он предусматривает следующие виды работы: объяснение учителя, эссе и письменные задания, чтение, объяснение грамматики и речевых функций на основе учебника, упражнения на заполнение пробелов.
- Визуальный / пространственный интеллект предполагает, что объяснение и понимание происходит с использованием рисунков, графиков, карт и тому подобное. Этот тип обучения дает студентам наглядные подсказки, которые помогают в запоминании языка. Наверное, именно поэтому использование визуальных, пространственных и ситуативных подсказок является причиной того, что изучение языка в англоязычной стране (Канада, США, Англия и т.д.) является одним из наиболее эффективных способов изучения английского. Таким студентам больше подходит: создание mind maps, использование фотографий, рисунков и т.п. для мотивирования дискурса, видео, создание мультимедийных проектов, выделение текста различными цветами для обозначения времен или функций, Pictionary.
- Телесный / кинестетический интеллект предусматривает возможность использовать тело для выражения идей, выполнения заданий, создания настроения и тому подобное. Этот тип обучения сочетает физические действия с языковыми ответами и очень полезен для привязки языка к действиям. Иными словами, повторение фразы «I’d like to pay by credit card» в диалоге гораздо менее эффективно, чем то, что студент примет участие в ролевой игре, в которой он достает кошелек и говорит: «I’d like to pay by credit card». Используйте: подвижные игры (особенно популярны на детских занятиях английского языка), ролевые игры / драмы, пантомимы, игры с использованием выражений лица и тому подобное.
- Межличностный интеллект — это способность ладить с другими и работать с ними для выполнения заданий. Обучение в группе базируется на межличностных навыках. Студенты не только учатся, разговаривая с другими в аутентичной обстановке, но и развивают навыки английского языка, реагируя на других. Очевидно, что не все ученики имеют прекрасные навыки межличностного общения. По этой причине групповую работу нужно балансировать с другими видами деятельности. Лучшие виды деятельности: работа в малых группах, командные соревнования, ролевые игры с использованием диалогов, peer teaching.
- Логический / математический интеллект предусматривает использование логических и математических моделей для введения и работы с идеями. Грамматический анализ подпадает под этот тип обучения. Многие учителя считают, что программы преподавания английского языка слишком нагружены анализом грамматики, что имеет мало общего с коммуникативным подходом. Впрочем, используя сбалансированный подход, грамматический анализ имеет свое место на занятиях английского. Жаль только, что из-за определенных стандартизированных практик преподавания, этот тип обучения иногда имеет тенденцию доминировать в классе. Студентам с таким интеллектом подойдут: изучение грамматических правил и индуктивные объяснения, упражнения на распознавание ошибок, исправление ошибок на основе указаний учителя, разработка ментальных карт и других словарных карт и тому подобное.
- Музыкальный интеллект — это способность учиться и общаться с помощью мелодии, ритма и гармонии. Этот тип обучения иногда недооценивается в классах EFL. Известно, что английский язык очень ритмичный, поскольку говорящие делают акцент лишь на определенных словах; поэтому, музыка играет определенную роль в таких занятиях.
- Внутриличностный интеллект предполагает обучение через самопознание, что ведет к пониманию мотивов, целей, сильных и слабых сторон. Этот интеллект необходим для длительного изучения английского языка. Студенты, знающие об этом, могут решать основные проблемы, которые могут улучшить или помешать использованию английского языка. Виды работы: ведение дневника, оценивать сильные и слабые стороны обучения, а также собственный прогресс во времени, понять собственные цели, говорить о своей личной истории, и тому подобное.
- Натуралистический интеллект — это способность распознавать элементы окружающего мира и учиться. Подобно визуальным и пространственным навыкам, такой интеллект помогает студентам овладеть английским языком, необходимым для взаимодействия с окружающей средой. Поэтому лучшими видами деятельности станут: обучение на открытом воздухе, но на английском языке, покупки и другие экскурсии, сбор растений для изучения соответствующей лексики и тому подобное.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Зачем нужен lead-in на занятиях английского?
2. Таксономия Блума
Разработанная в 1956 году Бенджамином Блумом, таксономия является иерархической моделью целей обучения. Модель организует отдельные образовательные задачи, такие как сравнение понятий и определения слов, в шесть различных образовательных категорий: Knowledge, Comprehension, Application, Analysis, Synthesis, and Evaluation. Шесть категорий организованы в порядке сложности.
Лорин Андерсон и Дэвид Кратвол просмотрели эту структуру в 2001 году. Самым важным изменением стало изъятие «Synthesis» и добавления «Creation» как высшего уровня таксономии Блума. Итак, это самый сложный или требовательный когнитивный навык — или, по крайней мере, он является своеобразной вершиной когнитивных задач.
Таксономия Блума помогает педагогам устанавливать четкие учебные цели для студентов.
Ниже рассмотрим шесть уровней таксономии Блума, а также несколько примеров деятельности на каждом из них:
Level |
Typical Activities
|
Typical Action-Words
|
Knowledge
|
|
Arrange, Choose, Point, Pick, Name, Mime, Underline, Repeat, Recite |
Comprehension Этот уровень также часто встречается на занятиях начального уровня, чтения или практических занятиях после усвоения новой информации. Студентам часто предлагается передать информацию своими словами или интерпретировать значение чего-то.
|
|
Give Example, Indicate, Summarize, Explain, Discuss, Define, Describe, Specify |
Application Этот этап часто встречается в конце раздела или урока, или когда преподаватель дает домашнее задание или задание для самостоятельной работы. На занятиях студенты часто применяют изученное в практической жизненной ситуации или используют материал для решения определенной проблемы.
|
|
Demonstrate, Report, Model, Practice, Solve, Use, Develop, Communicate, Edit |
Analysis Здесь вещи начинают усложняться. Этот уровень часто встречается в больших проектах, эссе или академических занятиях ESL / EFL, хотя не ограничивается только этими ситуациями. На этом этапе студентов часто просят сравнить информацию или классифицировать ее, чтобы помочь им лучше понять различные задействованные компоненты.
|
|
Categorize, Investigate, Explore, Differentiate, Contrast, Analyze, Examine |
Evaluation Касается не только углубленных уровней, поскольку оценка применяется во время редактирования, обсуждение мнений и в течение уроков письма. Студентов на этом уровне просят не только оценивать информацию, которую они ранее анализировали, но и поддерживать свое мнение.
|
|
Criticise, Debate, Prioritize, Question, Consider, Assess, Verify, Recommend |
Creation Хоть обычно это касается занятий более продвинутого уровня, однако создание можно найти в творческих работах, исследовательских проектах и уроках бизнес-английского. На этом уровне студентам предлагается собрать информацию, чтобы сформировать новую идею, продукт или перспективу. Все дело в творческом мышлении.
|
|
Produce, Illustrate, Integrate, Hypothesize, Compile, Generate, Manage, Propose |
Таксономия Блума — отличный инструмент для планирования занятий, или просто когда вы не уверены, как двигаться дальше со своей темой или концепцией. Часто нам трудно подтолкнуть своих студентов к высшим уровням мышления и более сложным задачам, но использование такого ориентира может быть очень полезным.
3. Зона проксимального развития (ZPD) и скаффолдинг
Лев Выготский разработал ряд важных педагогических теорий, но две важнейшие его концепции — это зона проксимального развития и скаффолдинг (scaffolding).
По мнению Выготского, зона проксимального развития (ZPD) — это концептуальный разрыв между тем, что студент может и чего не может достичь самостоятельно. Выготский предположил, что лучший способ для учителей поддержать своих учеников — это определить зону проксимального развития и сотрудничать с ними для выполнения задач, находящихся вне ее. Например, учитель может выбрать сложный рассказ, который находится за пределами того, что легко усваивается учениками, и прочитать его на занятии. Затем он будет оказывать поддержку и мотивировать учеников совершенствовать свои навыки понимания чтения на протяжении всего занятия.
Вторая теория, скаффолдинг — это когда преподаватель приспосабливается таким образом, чтобы помогать студентам для того, чтобы обучение соответствовало способностям каждого ребенка. Например, излагая новую грамматическую концепцию, учитель сначала проходит с учениками каждый шаг, чтобы выполнить определенное задание. Когда студент начинает понимать концепцию, преподаватель постепенно уменьшает поддержку, отходя от пошагового руководства, далее лишь подталкивая и наводя студента, пока он не сможет полностью выполнить задание самостоятельно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 3 страха студентов, которые учат английский
Цель скаффолдинга — встретить студентов на уровне их способностей и направлять их шаг за шагом.
Скаффолдинг требует использования множества различных стратегий, каждая из которых имеет целью сделать обучение более значимым, а следовательно, и более успешным для студентов. Следующие приемы помогут лучше поддержать студентов:
Activate Prior Knowledge |
Воспользуйтесь тем, что ваши ученики уже знают. Напомните им о том, что они уже учили и помогите им вложить новую информацию в свой мозг, выясняя, что они уже знают о понятии, которых вы еще не учили. Предварительные знания также включают личный опыт студента. Давайте студентам возможность связать обучение с жизнью и делиться этими связями с другими.
|
Break It Down |
Разбейте новый материал на кусочки. Вместо того, чтобы подавать весь материал сразу и проверять на понимание в конце, дайте сложным концепциям собственное пространство, и оценивайте успехи учеников постепенно. Задавайте вопросы, чтобы убедиться, что все студенты поняли, прежде чем делать следующий шаг.
|
Teach Students to Learn (and Practice) |
Предоставьте студентам инструменты, позволяющие им управлять собственным обучением, а также предоставьте им достаточно практики для использования приобретенных знаний. Давайте своим студентам стратегии, а не ответы. Давайте им возможность ставить свои вопросы, делать прогнозы и выводы, научите их, что это нормально, когда они ошибаются.
|
Model |
Всегда показывайте желаемые результаты, прежде чем студенты выполнят задание. Помогите своим студентам понять, как выглядит успех, будь это перечень вопросов, или пример готового продукта, чтобы им было на что ссылаться, когда наступит их время самостоятельно продемонстрировать свое мастерство владения языком.
|
Provide Context |
Сначала загрузите новые темы всеми деталями, необходимыми для их понимания. Студенты слишком часто изучают новый материал в вакууме, и тогда ожидается, что они будут его правильно применять, но эффективное обучение происходит тогда, когда учителя помогают студентам наладить связи и подают целостную картину вместо, казалось бы, не связанных между собой частей.
|
Use Cues and Supports |
Наглядность облегчает понимание, запоминание и применение информации. Используйте организационные инструменты, такие как графические органайзеры, изображения, диаграммы и фотографии, реплики и песни, когда студенты учатся, пока они полностью не поймут и больше не будут нуждаться в скаффолдинге.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как преподавателю английского подготовиться к экзамену ТКТ?
4. Schema и конструктивизм
В теории Жана Пиаже говорится, что если совместить новые знания с имеющимися знаниями студентов (schema), они глубже поймут новую тему. Эта теория предлагает учителям принимать во внимание то, что их ученики уже знают, перед началом урока. Преподаватели применяют эту теорию чуть ли не каждый день, когда начинают уроки, спрашивая учеников, что они уже знают об определенной концепции.
Теория конструктивизма Пиаже, утверждающая, что люди конструируют значения с помощью действия и опыта, играет сегодня большую роль в школах. Конструктивистский класс — это тот класс, в котором студенты учатся действуя, а не пассивно поглощая знания. Конструктивизм проявляется во многих программах дошкольного воспитания, где дети проводят дни, занимаясь практическими занятиями.
Способы активизации предыдущих знаний на примере аудирования и чтения:
- задайте несколько общих вопросов и попросите ваших учеников обдумать идеи / знания по теме аудирования или чтения, или «What I want to know about…» (о теме);
- прочитайте текст, посмотрите видеоклип, послушайте, как другие обсуждают тему аудирования или чтения и т.п., чтобы стимулировать дискуссию;
- установите связь между темой текста и жизнью и опытом учащихся, чтобы подготовить их к успешному слушанию / чтению.
Если не activate schema во время преподавания английского языка как иностранного, ваши студенты могут быть не заинтересованы в аудировании и чтении, у них не будет цели или они даже не будут готовы к успешному аудированию и чтению.
5. Бихевиоризм
Бихевиоризм, как совокупность теорий, изложенных Б. Ф. Скиннером, предусматривает, что любое поведение является ответом на внешний стимул. На практике в школе бихевиоризм — это теория, согласно которой обучение и поведение учеников улучшатся в ответ на положительные подкрепления, такие как награды, похвалы и бонусы. Теория бихевиористов также утверждает, что отрицательное подкрепление — то есть, наказание — приведет к тому, что ребенок остановит нежелательное поведение. По словам Скиннера, эти методы повторного подкрепления могут сформировать поведение и улучшить результаты обучения.
Теорию бихевиоризма часто критикуют за неучет внутренних психических состояний студентов, а также за то, что иногда создается видимость подкупа или принуждения.
6. Спиральный учебный план (Spiral Curriculum)
Джером Брунер, автор теории спирального учебного плана утверждает, что дети могут осмысливать достаточно сложные темы и проблемы при условии, что они представлены в соответствии с возрастом. Брунер предлагает преподавателям ежегодно пересматривать темы (отсюда спиральный образ), и добавлять больше сложности и различных нюансов.
Например, дети учатся читать в первые годы начальной школы. В центре внимания учебной программы по чтению в детском саду, первом и втором классах, как правило, лежит обучения навыкам, которые необходимы для самостоятельного и успешного чтения текста. После того, как учеников научат читать, их просят читать для того, чтобы они могли научиться чему-то новому. Это пример спиральной учебной программы по чтению: обучение чтению перерастает в чтение ради обучения.
Понравился материал? Научиться разнообразным методикам преподавания и повысить свою квалификацию можно на курсах в Grade Education Centre.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)