☝ Практика эмпатии в классе является одним из важнейших навыков, которым может владеть учитель, но не всегда легко реагировать на поведение студента с эмпатией, когда оно бывает довольно своеобразным. Однако согласитесь, таким образом вы развиваете взаимное доверие и отношения, когда демонстрируете студентам, что понимаете и уважаете их чувства.
Поэтому в этом блоге мы выясняем, что на самом деле предполагает эмпатия и как преподаватели могут применять ее на уроках.
Что такое эмпатия и какой она бывает?
Начнем, наверное, с того, что большинство привыкло к определению эмпатии, как к синониму «сочувствия» и «отзывчивости». Вот какое определение лучше подходит к этому действу:
- эмпатия — это социальный процесс понимания и узнавания эмоции и/или поведения другого человека, который часто может привести к переживанию таких же эмоций. Словом, это наша способность понимать внутренние миры других людей, осознавать их разность во всех своих проявлениях.
Основой эмпатии является не переживание эмоций, а понимание процессов, происходящих с человеком, больше — понимание процессов, как эмоциональных, так и в разрезе действий.
Большинство исследователей выделяют два вида эмпатии:
- когнитивную — мыслительный процесс познания другого человека, вовлеченный в анализ личностных качеств;
- эмоциональную — реакция аффективного типа, процесс реагирования ответными эмоциями на состояние другого человека. На неудачу мы можем отреагировать и состраданием, и даже небольшим злорадством.
Диапазон проявления эмпатии у разных людей достаточно широк, от едва заметного эмоционального отклика до полного погружения в мир чувств партнера по общению.
Почему нужны чуткие преподаватели?
Эмпатия нам нужна как важный элемент здоровых, конструктивных и просто успешных социальных отношений, поскольку она помогает лучше понять внутренние ориентиры, потребности и механизмы, которыми руководствуется другой человек. В соответствии с этим мы можем направлять собственное поведение для формирования экологического пространства, как на работе, так и дома.
Представьте, как важно правильно понимать, что чувствуют ваши ученики и коллеги! Больше об эмпатии и авторитете смотрите в видео:
Как эмпатия влияет на обучение?
Студенты испытывают спектр эмоций, таких как наслаждение, беспокойство и скука, когда они получают новые знания, сдают экзамены или стремятся общаться со своими одноклассниками.
Учителя тоже сталкиваются с этими эмоциями в классе и за его пределами, а их способность читать эмоциональные сигналы своих учеников и внимательно относиться к ним жизненно важна для формирования положительных отношений между учителем и учеником.
Понимание учителями точек зрения своих учеников и передача им этого понимания действительно влияет на их подход к преподаванию и на то, как они взаимодействуют со студентами.
Таким образом, учителя, проявляющие больше эмпатии, обычно развивают лучшие позитивные отношения со студентами и развивают свою практику, чтобы она была более социально и культурно чувствительна.
Эмпатия также в особенности актуальна для управления поведением в классе. В исследовании с участием учителей начальной школы оказалось, что те, кто проявлял большую когнитивную эмпатию, с большей вероятностью восприняли своих сложных учеников в положительном свете, имели более подробную интерпретацию их поведения и развивали тесные отношения с этими учениками по сравнению с учителями с менее развитыми когнитивными возможностями.
Преподаватели с большей когнитивной эмпатией:
- также продемонстрировали большую компетентность в решении проблемного поведения;
- использовали более эффективные стратегии решения проблем;
- сообщили о более низком уровне профессионального выгорания.
Несколько эффективных способов как стать более отзывчивым преподавателем?
1. Смоделируйте поведение.
Ваши учащиеся наблюдают за вами, даже когда вам кажется, что это не так. Продемонстрируйте сочувствие в классе, позитивное отношение и понимание ко всем, с кем общаетесь. Продолжайте это делать даже в коридорах, столовой и во время того, как вы говорите с другими преподавателями.
2. Попытайтесь передать эмпатию.
Чуткий учитель использует учебные моменты в классе, чтобы объяснить, что один ученик или даже персонаж в рассказе может ощущать в определенной ситуации. Это заставит ваших учеников думать об этой ситуации с точки зрения других людей.
3. Делайте акцент на общих ценностях и интересах.
Вместо того чтобы подчеркивать, чем ваши ученики отличаются, помогите им распознать, какие они могут иметь точки соприкосновения. Это охватывает такие вещи, как хобби и интересы или даже общее желание делать что-то хорошее на уроке.
4. Создайте безопасную среду для обсуждения.
Предоставьте своим ученикам широкие возможности уважительно обсудить свои отличия в контексте обсуждения в классе. Это позволяет учащимся осознать, что наличие отличий – это неплохо, и ведет их к здоровому уважению мыслей и взглядов других.
5. Используйте самораскрытие. self-disclosure
Когда это уместно, поделитесь историями или примерами своей жизни, чтобы общаться со студентами на более личном уровне. В конце концов, чуткий учитель — прежде всего человек.
6. Создайте возможности для сотрудничества.
Будь то групповые проекты или командные игры, позвольте участникам работать вместе и поддерживать связи благодаря их мотивации к победе или поражению в какой-либо деятельности.
А вот подробнее о силе эмпатии и как она меняет жизнь — слушайте в лекции от Kari Kampakis!
Какие еще способы могут понадобиться для развития эмпатии?
- Рефлексируйте. Вспомните, какие эмоции вы прожили в течение дня, через какие события и как в них чувствовали себя другие участники, насколько сильно это отличается от вас.
- Говорите об эмоциях. Выражайте эмоции, которые вы испытываете, и спрашивайте верно ли вы понимаете, что испытывает другой участник. Эта привычка в коммуникации не только повысит уровень эмоциональной палитры, но и значительно улучшит качество вашего общения.
- Слушайте активно. Проявляйте активный интерес к тому, что говорит другой человек, а также дайте ему или ей почувствовать себя услышанным.
- Не бойтесь нового. Самовоспитание эмпатии начинается с накоплением жизненного опыта и эмоционального багажа. Знакомьтесь с новыми людьми, общайтесь, слушайте с интересом, даже если это первый и последний small talk с этим человеком.
- Читайте. Особенно художественную литературу, пережить вместе с героями их историю, нырнуть в мысли, верования и понимание других — своеобразная беговая дорожка для нашей эмпатии.
Помните, что верно заложенное понимание других — это ключ к наиболее эффективному взаимодействию.
Эмпатия является важным инструментом как для учителей, так и для учащихся, чтобы учиться и расти в социальном, интеллектуальном и эмоциональном плане. К счастью, чуткий учитель может воспитать такое мышление даже у младших учеников. Используйте эти стратегии каждый день, и эмпатия станет вашим верным спутником как в жизни, так и в работе!
Поможет в этом тренинговый центр для учителей. А вот для того, чтобы лучше понять, как управлять своим классом, и на практике справиться с проблемами, которые ставит класс EFL, смотрите курс от Grade University.
Good luck!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)