Как говорить о войне в Украине на уроках — новое пособие от МОН

Как говорить о войне в Украине на уроках — новое пособие от МОН
5.02.2024

Новое пособие для учителей «Как говорить о российско-украинской войне в школе. Уроки стойкости, борьбы и побед» презентовали 5 февраля.

Это гайд от Министерства образования Украины для учителей о том, какие ресурсы, методики и идеи использовать для уроков о российско-украинской войне.

Посмотреть пособие можно по ссылке.

Содержание пособия

Прежде всего в материале описывают с какой целью его можно использовать. В частности он актуален для:

  • воспитательного часа;
  • часа общения с учениками или классного часа;
  • уроков гражданской и исторической, языково-литературной образовательных отраслей.

В общем учитель может организовать любую активность с учениками на эту тему, однако главная цель — это помочь формированию гражданской позиции, навыкам медиаграмотности и устойчивости к пропаганде врага в условиях российско-украинской войны.

Все материалы разделены на 3 блока по содержанию.

  1. Объяснение, почему эти уроки нужны, что такое информационная война, какова роль школьников в создании определенных нарративов, и о каких историях с войны им нужно знать.
  2. Ключевые события войны, манипуляции рф и противодействие им, а также разъяснение, что такое война и народная война, как чтить память.
  3. Как обсуждать войну, передавать личные истории, что такое персонификация войны и как достичь безопасности в военных условиях.

Так, МОН дает советы не только по общим понятиям, но и подробно прописывает механику организации урока, дает список полезных источников и примеры занятий.

Также многие идеи разделены по разным возрастным категориям, поэтому пользоваться ими могут учителя начальной, средней и старшей школ.

Говорим об Украине на уроке английского

Советы

Где смотреть презентацию?

Презентация пособия состоялась в онлайн-формате, посмотреть ее можно на официальном YouTube-канале МОН. Во время мероприятия выступили различные эксперты, в частности психологи, кандидаты исторических наук, авторы учебников, а также министр образования и науки Украины Оксен Лисовый.

На презентации спикеры поднимали следующие вопросы:

  • что именно стоит рассказывать школьникам о войне, на чем акцентировать;
  • как во время беседы не травмировать детей;
  • как учителям настроиться на разговор;
  • какие техники, задания и формы можно использовать;
  • как это — писать о войне, если она еще продолжается.

Дети, подростки находятся в том же информационном пространстве, что и взрослые, и так же болезненно переживают все события вокруг них. Но в отличие от взрослого человека, который уже сформирован как личность, имеет инструменты для самореализации, может пойти воевать, волонтерить, помогать разными способами, находить роль для себя в этой беде, подросток или ребенок не имеют этой свободы.

Поэтому очень важно дать им опору, помочь сформировать психологическую устойчивость и выйти из этого испытания более сильным гражданином. Уверен, что это пособие будет полезным для учителей и системы образования в целом.

Оксен Лисовый

Ранее мы писали, что 10 февраля Международный благотворительный фонд savED и исследовательское агентство ‘Vox Populi’ при поддержке МОН презентуют результаты исследования «Война и образование. Два года полномасштабного вторжения».

Это опрос школьников, их родителей и педагогов о том, как война повлияла на образование в Украине и как организовывать обучение в таких условиях.

Читайте, как зарегистрироваться на мероприятие и где смотреть онлайн.