Какая главная проблема НУШ, по мнению учителей? Результаты исследования
В конце 2023 года ОО «Смарт образование» с другими партнерами организовала опрос украинских преподавателей по внедрению НУШ в Украине.
Инициаторы стремились исследовать состояние внедрения образовательной реформы для 5-6-х классов и выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя и ученики.
Как проводили исследование?
Чтобы исследовать текущую ситуацию с внедрением «Новой украинской школы» в 5-6-х классах, исследователи решили провести опрос среди учителей-предметников, работающих в базовой средней школе.
В частности, в фокусе исследования оказались такие темы:
- повышение квалификации,
- учебные программы,
- методы обучения,
- факторы, мешающие внедрению реформы,
- проблемы оценивания достижений учеников по новой системе,
- психологическое состояние участников образовательного процесса.
Выборка опрошенных охватывала 600 респондентов со всей Украины. Это учителя и учительницы из городов и сел областей Украины, которые имеют разный возраст, подготовку и опыт преподавания.
Так, среди опрошенных были:
- 30% в возрасте 40-49 лет;
- 27% — 50-59 лет;
- 20% — 30-39 лет;
- 14% — более 60 лет;
- 9% — 18-29 лет.
Больше всего в выборке представлены учителя, которые преподают украинский язык (20,5%) и украинскую литературу (16,5%), математику (19%), иностранный язык (17%).
Результаты опроса
Исследования социологов показали, что около 70% учителей преподают отдельные предметы, а не интегрированные курсы. Это может свидетельствовать об отсутствии желания менять стандартные подходы к работе, возможно, из-за перегруженности и недостаточной финансовой мотивации.
Кроме того, многие учителя испытывают неуверенность в работе с новым материалом, отсутствие достаточного методического или предметного инструментария для преподавания интегрированных курсов.
С начала полномасштабной войны 78% опрошенных почувствовали усиление:
- тревоги,
- страха,
- печали,
- гнева.
Между тем, 53,5% опрошенных ответили, что главным препятствием внедрения НУШ является истощенность из-за полномасштабной войны.
Среди других причин:
- 51% — устаревшая система оплаты труда,
- 41,1% — сокращение учебного времени из-за тревог и блэкаутов,
- 37,6% — недостаточное материально-техническое обеспечение реформы,
- 35,6% — нехватка качественных учебных материалов,
- 27,4% — низкая мотивация внедрять НУШ,
- 24,4% — нехватка качественного методического сопровождения.
Напомним, что украинские преподаватели могут принять участие в Global Teacher Prize и выиграть миллион гривен. Детали читайте по ссылке.