Какая главная проблема НУШ, по мнению учителей? Результаты исследования

Какая главная проблема НУШ, по мнению учителей? Результаты исследования
21.03.2024

В конце 2023 года ОО «Смарт образование» с другими партнерами организовала опрос украинских преподавателей по внедрению НУШ в Украине.

Инициаторы стремились исследовать состояние внедрения образовательной реформы для 5-6-х классов и выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя и ученики.

Как проводили исследование?

Чтобы исследовать текущую ситуацию с внедрением «Новой украинской школы» в 5-6-х классах, исследователи решили провести опрос среди учителей-предметников, работающих в базовой средней школе.

В частности, в фокусе исследования оказались такие темы:

  • повышение квалификации,
  • учебные программы,
  • методы обучения,
  • факторы, мешающие внедрению реформы,
  • проблемы оценивания достижений учеников по новой системе,
  • психологическое состояние участников образовательного процесса.

Выборка опрошенных охватывала 600 респондентов со всей Украины. Это учителя и учительницы из городов и сел областей Украины, которые имеют разный возраст, подготовку и опыт преподавания.

Так, среди опрошенных были:

  • 30% в возрасте 40-49 лет;
  • 27% — 50-59 лет;
  • 20% — 30-39 лет;
  • 14% — более 60 лет;
  • 9% — 18-29 лет.

Больше всего в выборке представлены учителя, которые преподают украинский язык (20,5%) и украинскую литературу (16,5%), математику (19%), иностранный язык (17%).

Готовим урок по методике CLIL

Читать далее

Результаты опроса

Исследования социологов показали, что около 70% учителей преподают отдельные предметы, а не интегрированные курсы. Это может свидетельствовать об отсутствии желания менять стандартные подходы к работе, возможно, из-за перегруженности и недостаточной финансовой мотивации.

Кроме того, многие учителя испытывают неуверенность в работе с новым материалом, отсутствие достаточного методического или предметного инструментария для преподавания интегрированных курсов.

С начала полномасштабной войны 78% опрошенных почувствовали усиление:

  • тревоги,
  • страха,
  • печали,
  • гнева.

Между тем, 53,5% опрошенных ответили, что главным препятствием внедрения НУШ является истощенность из-за полномасштабной войны.

Среди других причин:

  • 51% — устаревшая система оплаты труда,
  • 41,1% — сокращение учебного времени из-за тревог и блэкаутов,
  • 37,6% — недостаточное материально-техническое обеспечение реформы,
  • 35,6% — нехватка качественных учебных материалов,
  • 27,4% — низкая мотивация внедрять НУШ,
  • 24,4% — нехватка качественного методического сопровождения.

Напомним, что украинские преподаватели могут принять участие в Global Teacher Prize и выиграть миллион гривен. Детали читайте по ссылке.