Уже совсем скоро Grade Education Centre будет праздновать 15-летие. По этому случаю, в частности 12 ноября состоится первая офлайн-конференция центра после начала полномасштабного вторжения «Teaching Beyond: From Techniques to Efficacy».
Во время этого мероприятия трое наших преподавателей Андрей Пигарев, Елена Лисица и Лидия Симак расскажут о нетрадиционных методиках и стратегиях преподавания английского языка, поэтому предлагаем познакомиться с ними поближе.
Серию интервью-знакомств начнем с Елены Лисицы. Преподаватель английского языка и CELTA-тренер с почти 20-летним опытом работы рассказала, где черпает вдохновение, как готовится к урокам и кто является для нее идеалом в профессии.
О начале карьеры
Каким было детство и почему делом жизни выбрали именно преподавание?
Я родом из Киева, родилась в Киеве и всю жизнь живу именно здесь. Я всегда знала, что буду преподавать, при том, что у меня в семье нет ни одного учителя. Зато меня эта сфера всегда интересовала, в частности изучение языков.
Какой была первая работа и с чего начиналась преподавательская карьера?
Работать я начала еще в школе, в 5 или 6 классе. У меня был собственный «бизнес» — я писала сочинения для своих одноклассников. Например, были 5 сочинений на выбор: одно лучшее я оставляла себе, а остальные обменивала у одноклассников на шоколадки, фломастеры и так далее. Можно сказать, что это и была моя первая работа.
После школы я поступила в Киевский национальный лингвистический университет. Сначала очень хотела изучать французскую филологию. Однако я неправильно поняла критерии поступления, поэтому все-таки пошла на английскую филологию, а уже с третьего курса начала работать.
Так как я хорошо училась и почти все предметы закрывались «автоматом», то у меня даже было время готовить своих одногруппников к экзаменам.
Чем занимались после университета?
На самом деле, я мечтала остаться работать на кафедре и строить карьеру именно там, но, к сожалению, так не сложилось. Чуть позже я попала в другую организацию, но там нельзя было работать без CELTA.
Собственно, в этой компании я проработала 16 лет и выросла от менеджера, который работал с клиентами, до CELTA-тренера.
За все эти годы я получила огромный багаж знаний и опыта. Забавно, что потом мне звонили из университета и предлагали место на кафедре, но уже имея CELTA, я работала в международной организации.
Чем вы любите заниматься в свободное время?
Честно говоря, я люблю плавать. Около трех лет ходила в бассейн, занималась активно с тренером, но потом начался COVID, полномасштабная война, поэтому плавание отошло на второй план.
Также я люблю читать, в основном — это философская проза и графические романы. Не люблю читать детективы и easy-reading. Кроме того, люблю писать курсы английского языка для тех, кто совершенствует собственные знания английского языка 😊
Все о преподавании и методиках
У вас был опыт преподавания за рубежом?
Да, у меня есть такой опыт, но это были короткие тренинговые курсы. В частности, я проводила курсы DELTA в Чехии и работала в Стамбуле на тренинговых программах в течение 2 недель.
Благодаря этому опыту я получила возможность стремительно вырасти в карьерном плане.
Кто ваш идеал в профессии и откуда черпаете вдохновение?
Когда-то давно моим идеалом были спикеры на международных конференциях, но сейчас — это преподаватели в прифронтовых регионах.
Я не знаю, как можно преподавать, когда рядом летают ракеты. Видимо, нужно очень сильно любить свою работу, чтобы обучать в таких условиях.
Да и вообще, идеалом могут быть даже обычные преподаватели в школе: те, кто хотят развиваться, которые приходят на тренинги за свои деньги в свободное время, зная, что в школе их старания могут даже не поддержать.
А что касается вдохновения — то это, безусловно, студенты.
Для меня работа — это не просто труд, — это настоящая жизнь.
Когда я писала один из детских курсов — мой тренер сказала: «Студенты никогда не должны знать, как вы себя чувствуете». Эти слова запали мне в душу! Со временем я заметила, что это на самом деле так: сначала ты заходишь в класс, часто даже без сил, но уже после урока чувствуешь настоящий подъем и прилив сил!
На самом деле я очень люблю работать с младшей аудиторией — они для меня огромное вдохновение и источник энергии.
Есть ли у вас собственный алгоритм подготовки к урокам? Какой он?
Моя самая короткая подготовка к уроку была тогда, когда я ехала на работу и в этот момент меня попросили подменить коллегу, а времени на разработку плана урока вообще не было. У меня не было даже листа бумаги… Поэтому так выходила из ситуации и писала lesson plan на крошечном автобусном билете.
Однако, как правило, я начинаю готовить уроки с того, что просматриваю полный раздел, который должны пройти студенты. Я никогда не следую только учебнику, упражнение за упражнением, а стараюсь переделать задания на более интерактивные и практические.
В целом, учебник — это для меня основа, но далеко не все.
Именно по такому принципу я готовлю 3-4 урока заранее, а потом всегда делаю +1.
Опишите недостатки и преимущества своей профессии
Первый недостаток — это то, что отпуск — не отпуск. Ведь лето — это активное время для тренингов. И получается так, что летом нет времени отдохнуть, потому что ты тренируешь других, а осенью нет времени, ведь уже начался учебный год.
Второй — когда работаешь с детьми, то иногда особенно сложно найти общий язык с родителями. Часто бывают случаи, когда с ребенком ты сразу нашел общий язык, и с лучшими намерениями пытаешься объяснить кое-что родителям, а они тебя отталкивают.
Также минусом является то, что преподавание — это работа 24/7. Потому что в свободное время преподаватели или готовят уроки, или проверяются тесты.
Хотя, конечно, преимуществ очень много. Когда ты приходишь в класс, то обмениваешься мнениями, мыслями, набираешься жизненного опыта. Кроме того, люди, которые приходят учиться, все разные и со своими невероятно интересными историями.
Когда преподаешь для низких уровней, можно чувствовать синдром первой учительницы, что очень приятно. На высоких уровнях эта динамика уже другая, поскольку студенты ценят качество и сравнивают тебя с другими учителями.
И конечно, невероятно ценно (скрывать не буду), когда студенты пишут положительные отзывы после уроков ❤️
Были ли у вас студенты, для которых английский стал трамплином в карьерном росте?
Первым, кто пришел мне на ум, — это мой племянник. Он пошел на занятия в 10 лет на уровень Elementary, хотя его знания даже были немного выше. Парень был не очень трудолюбивый, но быстро учился.
Таким образом уже в 15 лет он дошел до CAE (C1 Advanced), поэтому я им очень горжусь. Впоследствии племянник поехал в лагерь в Швейцарию и именно тогда, мне кажется, у него изменилось мировоззрение. Он понял, что английский — это основной язык общения.
Сейчас он работает в международной компании и утверждает: если бы не английский — такую работу не получил бы.
О работе в Grade
Как вы оказались в Grade?
На самом деле все началось с того, что я работала в другой компании и проводила тренинги для молодых преподавателей. Именно туда время от времени приходили преподаватели из Grade. Символично, что группа последнего моего курса полностью состояла из преподавателей нашего центра.
Именно тогда я подумала: люди хорошо работают, а значит Grade — это отличная организация.
Уже после начала полномасштабной войны компания, где я работала, немного «посыпалась», поэтому я заинтересовалась работой в Grade: прошла испытательный срок, и вот я здесь, перед вами!
Ваш идеальный коллектив: какой он?
Идеальный коллектив — это офлайн (ред. — смеется). Это когда заходишь в учительскую и видишь, что люди реально болеют своей работой. А еще идеальный коллектив для меня — тот, что стоит рядом, всегда поддержит и поможет.
Что чувствуете накануне конференции?
На самом деле очень волнительно, потому что, как и для Grade, так и для меня, это будет первое масштабное оффлайн-мероприятие после начала полномасштабного вторжения.
Есть ли у вас лайфхаки, чтобы справиться со страхом публичных выступлений?
Со страхом я не делаю ничего, никак с ним не борюсь. Он просто есть и мне даже так легче, потому что ты чувствуешь определенную ответственность.
Конечно же, я стараюсь, чтобы за 2 недели до события у меня уже была готова презентация или хотя бы черновой вариант.
За неделю до мероприятия я снова возвращаюсь к репетиции выступления и постоянно проговариваю то, что должна озвучить перед людьми. Учу наизусть текст, что-то добавляю, что-то убираю, записываю на телефон и прослушиваю. Это все нужно для того, чтобы я чувствовала себя уверенно на сцене!
Советы для учителей, которые потеряли вдохновение и мотивацию
Конечно, я также неоднократно опускала руки и теряла мотивацию работать. Лично мне помогает то, что я всегда смотрю фильмы и читаю книги о преподавателях. Также я очень люблю читать о проблемных студентах, или же методическую литературу.
Однако, если я захожу в класс young learners, то у меня мотивация появляется всегда!
За что вы любите английский язык?
Английский для меня никогда не был предметом — это инструмент. Мне очень нравится преподавать, интересно узнавать психологию этого процесса. Кроме того, английский подарил мне много знакомств и огромный опыт общения с людьми.
Если же вы хотите лично познакомиться с Еленой — приходите 12 ноября в Peremoga Space, где состоится конференция для преподавателей.
Три ведущих специалиста — Андрей Пигарев, Елена Лисица и Лидия Симак — представят нетрадиционные методы и подходы к преподаванию английского. Кроме того, они создадут уютную и расслабленную атмосферу для педагогического сообщества!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)