✨ Произношение имеет важное значение для взаимопонимания и успешного общения. Поэтому с уверенностью можно сказать, что в устной речи нет неважных звуков.
Естественно, допускается некая градация гласных. Например, некоторые произносят «bath» как /bæθ/ или /bɑːθ/, однако плохая артикуляция может существенно влиять на разборчивость речи. Сегодня поговорим о том как сделать речь понятной и научиться выговаривать звуки правильно.
Как подойти к обучению звукам?
В своем подходе Sound Foundations Эдриен Андерхилл, выделяет три уровня, на которых должно происходить изучение звуков определенного языка:
- Уровень 1: Отдельные звуки.
- Уровень 2: Отдельные слова.
- Уровень 3: Cвязная речь.
Первый уровень
На первом уровне преподаватели и студенты развивают собственное глубокое понимание того, как возникают звуки. Для этого они:
- используют и управляют своими речевыми органами,
- ориентируются на внутренние ощущения, возникающие во время напряжения мышц,
- и соотносят их с тем, что слышат их уши.
Это дает ученикам, в том числе детям, способность изменять и подстраивать свой артикуляционный аппарат к продуцированию новых звуков.
Второй уровень
На втором уровне мы показываем, что отдельные слова состоят из «потока звуков», отличающегося от суммы отдельных фонем. Стоящие рядом звуки меняют друг друга, поскольку голосовые мышцы соединяют их между собой или, наоборот, сокращают.
Третий уровень
На третьем уровне мы знакомимся с ударением в словах, и, наконец, последние сливаются в поток речи, который отличается от суммы отдельных слов.
Звуки упрощаются и уменьшаются, таким образом, фокус внимания смещается от отдельных слов к фразам, то есть от ударения слова, относительно фиксирующегося, к ударению в предложении и интонации, которую выбирает говорящий.
Каждый из трех уровней акцентирует внимание на разных вещах, и каждый может применяться отдельно или в сочетании с другим, если у учащихся возникает такая потребность, которую учителю следует удовлетворить на любом этапе урока.
Автор книги «How to Teach Pronunciation», Джеральд Келли, считает:
Каждый раз, когда кто-то говорит на уроке, произношение должно быть предметом для рассмотрения.
Преподавая звуки по отдельности, мы хотим помочь ученикам успешнее произносить конкретные фонемы, влияющие на их взаимопонимание с другими и разборчивость их речи.
- Использование таблицы фонем английского языка должно стать приоритетом, особенно, если она изложена в понятном для учеников формате и объясняет связи между звуками. Ее можно использовать при работе со словарем, а также для обучения новым и повторения уже изученных звуков.
- Звуки будут запоминаться значительно лучше, если ассоциировать фонемы с определенными идеями. Это также очень весело. Вот несколько идей:
Идеи для занятий
Кроме использования таблицы фонем, дриллов, повторения и ассоциации звуков с идеями, предлагаем следующие задания, которые можно использовать для практики как гласных, так и согласных звуков на всех уровнях. Они пригодятся, если вы хотите повторить или привлечь внимание учащихся к определенным звукам.
Фонемное бинго
Подготовьте карточки для игры в бинго с различными фонемными символами для каждого ученика. Количество символов в каждой карточке должно быть одинаковым. Например:
- Вы называете звуки один за другим, а ученикам следует вычеркивать те, которые у них на карточке.
- Несколько усложнить задачу можно, произнося слова, в которых есть тот или иной гласный звук.
- Ученики вычеркивают, и сразу же пишут собственное слово с нужным звуком.
- Когда карточка заполнится, следует крикнуть «Бинго!».
- Проверьте правильность заполнения карточки.
Если вы обучаете учеников начальных классов, игру можно поиграть с фониксами. Смотрите, как это работает!
Виселица (Hangman)
Эта игра сложнее, чем традиционная, ведь при использовании букв выбирают лишь из 26, тогда как фонем — аж 44!
- Учитель показывает, как играть в игру, с помощью примера на доске.
- Игроки пытаются отгадать слова, предлагая фонемы, которые могут в них содержаться.
- Если догадка неправильная, рисуется линия на доске, и постепенно линии складываются в форму виселицы с висящим на ней человечком.
- Выписывайте неправильные догадки, чтобы они не повторялись.
Рекламные слоганы
Покажите ученикам несколько известных или популярных рекламных роликов по телевидению или YouTube со слоганом, который легко запоминается. Их можно найти, например, здесь.
- Дайте ученикам задание выбрать продукт и создать новый слоган с использованием фонемы, с которой начинается название продукта.
- Фонему следует использовать как можно большее количество раз.
- Ограничьте их во времени.
- Можно также дать подобную задачу с использованием двух «проблемных» звуков, например, /w/ и /v/.
Скороговорки
Их можно использовать для работы над сложными согласными фонемами. Используйте уже известные скороговорки, хотя можно дать ученикам задание придумать собственные. Это поможет им самим понять, какие звуки вызывают у них затруднения
Использование скороговорок позволит вам:
- повторить — чем больше ученики произносят звуки, тем лучше их запоминают;
- сосредоточиться на артикуляции;
- попрактиковаться в mouth positioning;
- не думать, с чего начинать урок (warm-ups);
- выявить слабые стороны в произношении ваших учеников.
Коллективное письмо
Это задание из книги Дж. Келли «How to teach pronunciation». Его можно выполнять в парах или в группах.
- Учитель выбирает «проблемный» звук.
- Учащимся предлагается написать строки стихотворения по следующим критериям:
некоторые строки должны начинаться с личных местоимений, а предложение следует писать, например, в прошедшем времени.
- Последнее слово каждой строки должно заканчиваться звуком, который вы отрабатываете.
- Строки записываются на полоски бумаги и собираются в коробку.
Вот, например, что написали ученики уровня Intermediate:
- Is this seat free?
- He had a cup of tea I damaged my knee Would you like coffee?
- ‘To be’ or not ‘to be’
- I sat under a tree
- I got stung by a bee
- Yesterday I lost my key
- I want to be free
После этого дайте ученикам задание составить из написанных строк стихотворение. Из приведенного выше получился вот такой шедевр:
Yesterday I lost my key
I sat under a tree
I damaged my knee
I got stung by a bee
He had a cup of tea
Would you like coffee?
I want to be free
‘To be’ or not ‘to be’
Как видите, использование фонематической таблицы можно легко интегрировать с нетрадиционными материалами и использовать ее на всех уровнях. Это также поможет вам открыть новые и практические способы восприятия, диагностики и реагирования на потребности учащихся.
Если вы попробуете использовать предложенный подход, то увидите, что произношение может быть физической, зрительной, слуховой, пространственной, эмоциональной, а также интеллектуальной деятельностью.
Пусть ваши эксперименты с нашими идеями на уроках будут успешными!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)