Как можно научиться чему-либо, не совершив при этом ни одной ошибки? Правильно, — никак. Поэтому ошибаться нормально, более того, ошибаться нужно, ведь это позволяет лучше понять и запомнить правила.
Действительно, исправление ошибок является неотъемлемой составляющей преподавания английского языка. Поэтому следует понимать, как делать это эффективно, чтобы не навредить, а наоборот — помочь ученикам правильно усвоить новые знания, развить и закрепить языковые навыки в их собственном темпе, а также создать безопасные и комфортные условия для обучения.
Итак, далее мы расскажем, какие ошибки могут допускать ученики, как они помогают в изучении и преподавании языка, когда и как их следует исправлять и какие техники пригодятся на ваших занятиях.
Почему это важно?
«На ошибках учатся» — это знают все. И действительно, когда ученики совершают ошибки, они получают возможность научиться: ошибки указывают, на что следует обратить внимание, какие сделать выводы и что важно запомнить.
Поэтому ошибки отображают уровень знаний и определяют:
- что ученик знает и понимает,
- как хорошо он может оперировать английским,
- какие сложности возникают при использовании языка,
- какие пробелы в знаниях существуют.
А значит, это позволяет учителю понять:
- какие правила следует объяснить,
- какие языковые структуры необходимо отработать,
- и какие особенности обучения следует учесть.
Почему нужно обязательно исправлять ошибки? Потому что есть риск, что ученики будут постоянно повторять их, а впоследствии запомнят неверные паттерны, исправить которые будет уже гораздо сложнее.
И в приоритете должны быть прежде всего ошибки, которые влияют на успешность коммуникации. Исправлять их следует конструктивно и отзывчиво.
Предоставьте ученикам необходимую поддержку, побуждайте их преодолевать вызовы и обеспечьте возможность общаться по-английски без страха критики.
Все это позволит создать благоприятную атмосферу для обучения и развить у студентов уверенность в применении знаний.
Когда и как исправлять ошибки?
Следует понимать, что ошибки бывают разными, поэтому исправлять их тоже следует по-разному. Если это простая оплошность, mistake то ученик допустил ее случайно и может самостоятельно ее исправить.
Это может быть оговорка, употребление неправильного слова или мелкая грамматическая погрешность.
Серьезная же ошибка error указывает на то, что ученик еще не знает чего-либо или забыл известное. Именно здесь в игру вступает учитель, чтобы помочь исправиться и направить развитие навыков верным путем.
Отличить оплошность от ошибки достаточно просто: если ученик с легкостью исправил себя и может объяснить, почему следует говорить/писать именно так, это оплошность.
Если же у ученика возникают сложности с формулировкой предложений и он продолжает повторять ту же ошибку, тогда эту тему следует рассмотреть подробнее.
Далее поговорим об оптимальном тайминге для исправления ошибок во время свободной речи fluency-based lessons и при отработке правил. accuracy-based lessons
Свободная речь
Когда главной целью занятия или активности является практика свободного говорения, наилучшим решением будет сначала следить за работой учеников, записывая при этом основные ошибки или те, которые часто повторяются.
Если вы будете прерывать речь студентов, это может смутить их и демотивировать.
Лучше перенесите разбор ошибок на конец занятия или активности. Это может быть как индивидуальный фидбэк, так и обсуждение ключевых моментов со всем классом.
Вы также можете, например, подготовить на следующее занятие викторину, которая будет содержать ошибки, что вы записали. Такая активность поможет их исправить.
Отработка правил
Занятия или активность, которые направлены на отработку точности и правильности речи, например, произношение новой лексики или применение грамматического правила в диалоге, могут предусматривать немедленное исправление ошибок.
Учитывая тот факт, что вы только что объяснили новую тему, можете сначала предложить ученикам самим исправить ошибку или запросить помощь остального класса.
В подобных ситуациях фокусироваться следует именно на актуальных ошибках, не отмечая тех, что не касаются темы занятия, ведь это может опять же препятствовать использованию target language.
Если ученики часто допускают одинаковые ошибки после презентации темы, вернитесь к объяснениям и убедитесь, что все хорошо усвоили материал.
Что можно и нужно делать:
- внимательно относитесь к потребностям и предпочтениям ваших учеников; вы можете спросить в начале курса, какой тип исправления ошибок им больше по душе: многие любят сразу исправлять ошибки, другие же предпочитают свободную речь;
- оставайтесь эмпатичными и терпеливыми: объясните ученикам, что делать ошибки — это нормально, побуждайте их не бояться экспериментировать и повторять попытки снова и снова;
- предоставляйте ученикам возможность самостоятельно исправлять свои ошибки и привлекайте к этому весь класс — некоторые обучаются лучше, когда их исправляют товарищи, а не учитель;
- используйте визуальную составляющую: это могут быть жесты, мимика или другие наглядные средства, которые сигнализируют о необходимости исправить ошибку.
Чего делать не следует:
- как уже отмечалось, не исправляйте каждую ошибку, которую допускают ученики; сконцентрируйтесь только на target language и убедитесь, что студенты получают пользу от вашего метода обучения;
- никогда не ругайтесь и не повышайте голос на учеников; никакая агрессия, проявление нетерпения или сердитое выражение лица не будут уместны; ученики (особенно маленькие) хорошо считывают настроение и эмоции, так что следите за собой;
- не используйте такие слова как «no», «wrong», «incorrect» при исправлении ошибок, ведь они негативно влияют на формирование уверенности у учеников, а также на building report с преподавателем;
- и опять-таки, не прерывайте учеников, когда они сконцентрированы на выполнении задания, — это собьет их фокус и будет только мешать обучению; кроме того, прерывание мысли чревато демотивацией и даже чувством стыда и, как следствие, утратой желания применять свои знания в дальнейшем.
Практические советы
Что же касается конкретных способов и техник исправления ошибок, то их существует много. Попробуйте применять разные, чтобы понять, какие из них лучше соответствуют потребностям учеников, а также вашему стилю преподавания. Листайте!
Repetition with correction
Один из самых простых способов исправления ошибок — это повторить то, что сказал ученик, но без ошибки. Это позволит ему сразу запомнить правильный вариант без лишнего акцента.
Делать это нужно непосредственно, как будто в обыденном разговоре. Например, так:
Student: «I have been to London in 2021».
Teacher: «So, you went to London in 2021?»
Ваш ответ должен звучать как естественный фидбек с небольшой трансформацией-уточнением.
DEC
Выше мы уже упоминали о DEC delayed error correction — именно так называется техника отложенного исправления ошибок, когда вы сначала записываете и запоминаете их, а в конце занятия или активности разбираете.
Такой метод экономит время и не отвлекает учеников от задания.
Real-time correction
Еще одним вариантом может быть, так сказать, «параллельное» исправление. Здесь тоже речь идет о фиксировании ошибок во время задания, однако их можно сразу транслировать ученикам, например на доске. Так же может быть актуально для онлайн-занятий с виртуальной доской и групповыми чатами.
Такой способ позволит ученику увидеть свою ошибку и исправить ее в процессе речи, не теряя мысли и не сбивая свой фокус с основного задания. Это также помогает формировать и запоминать правильные паттерны сразу.
Sentences with mistakes
Разделите учеников на команды. Напишите на доске предложения, которые содержат ошибки. Попросите команды установить, что не так с предложениями и записать правильный вариант. Ученики должны уметь объяснить свои исправления. За каждое правильное предложение команда получает балл.
Как альтернатива, это может быть полноценный текст-история с наиболее распространенными ошибками. Исправить их клас может самостоятельно после занятия — в качестве домашнего задания.
Такая техника позволяет ученикам не только выявить и исправить свои ошибки в собственном темпе, но и исследовать их в контексте, приближенном к жизни, и эффективно применить полученные знания в реальной коммуникации.
Visual signals
Жесты и мимика, о которых мы говорили в предыдущем разделе, могут быть чрезвычайно полезны в преподавании и исправлении ошибок. Например, только лишь удивленное выражение лица может дать ученикам понять, что они допустили ошибку, поэтому имеют возможность исправить ее самостоятельно.
Вы также можете демонстрировать беззвучную артикуляцию, если услышите ошибку в произношении или жестом указать, например, что ученик забыл добавить «s» к глаголу третьего лица единственного числа или использовать пальцы для обнаружения пропущенного слова. обычно, артикля
Если предложение должно быть в прошлом, покажите рукой назад, а неправильный порядок слов можно продемонстрировать, перекрестив руки.
Разработайте собственную систему жестов и выражений лица для исправления распространенных ошибок в использовании грамматических структур, времен, лексики и произношения. Такие средства позволяют предоставить мгновенный фидбек, так же без прерывания хода мыслей учеников.
Phonemic chart
Еще одним очень полезным визуальным средством станет фонетическая таблица с изображением всех звуков английского языка. Можно просто указать на правильный звук — так ученик поймет, где ошибся и попытается исправиться самостоятельно.
Использовать ее будет удобно во время практики произношения, особенно для таких звуков как «th», например, в словах «throw» и «there», а также для разных «s» в словах «see», «was» и «sure».
Repetition
Есть несколько способов указать на ошибку, используя при этом технику повторения, например:
- повторить за учеником предложение с ошибкой, но в форме вопроса;
- повторить предложение до момента, когда была допущена ошибка;
- противопоставить два предложения — с ошибкой и без, и предложить ученикам обсудить их и выбрать правильный вариант.
Reminders
Ну и напоследок можно прибегнуть к превентивным мерам, таким как постеры с ошибками, которые ученики допускают чаще всего. Это могут быть любые огрехи — лексические, грамматические, структурные, фонетические.
Здесь предлагаем вам проявить креативность и использовать цветные маркеры и наклейки и изобразить, например, ошибку и правильный вариант. Или даже привлечь к созданию таких постеров учеников — так они точно запомнят правильные языковые формы.
Кроме того, в процессе обучения вам не нужно будет исправлять учеников, а лишь указать на соответствующий постер, и они смогут сделать это самостоятельно.
Применяя экологические техники исправления ошибок, вы сможете создать благоприятную атмосферу для обучения, где все будут чувствовать себя комфортно и уверенно, даже когда ошибаются.
Дополните собственный стиль преподавания эффективными методами error correction, дайте ученикам время привыкнуть и не забывайте хвалить их даже за маленькие успехи. Тогда ошибки перестанут огорчать, а станут способом изучать английский.
Подумайте также и о личностном развитии. Grade Education Centre организовывает по этому поводу «НЕметодичну конференцію», которая состоится в Киеве 10 ноября.
Мы будем говорить не только о преподавании, но и возможности жить полноценной жизнью в современных образовательных реалиях. Регистрируйтесь, и до встречи!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)