Количество часов, которое работают учителя в Украине и за ее пределами — острая тема. Вокруг темы нагрузки педагогов ведутся дискуссии годами. Поэтому главная тенденция в мировом образовании — создать определенные рамки для работы учителей, которые не превышают нормы законодательства, а также уменьшить количество так называемой «бумажной работы» в пользу работы непосредственно в классе, с учениками.
В Украине законодательством предусмотрено, что трудовая неделя составляет 40 часов. Эта нагрузка распространяется и на учителей, однако на практике педагоги работают больше, а рабочий день становится абсолютно ненормированным.
Сегодня предлагаем взглянуть на количество рабочего времени в разных странах мира и узнать их опыт по нормализации рабочего дня для учителя!
В своем анализе мы опирались прежде всего на ежегодное исследование Организации экономического сотрудничества и развития «Education at a Glance 2023». Поэтому вы можете самостоятельно просмотреть первоисточник и найти еще больше интересных фактов о функционировании школ в разных странах! Ну, а мы начинаем с Украины.
Украина
Педагогическая нагрузка, то есть количество часов проведенных непосредственно на уроках, в Украине составляет 18 часов, однако есть также опции 0,5 ставки — 9 часов и 1,5 ставки — 27 «урочного времени».
Количество рабочих часов вне уроков украинским законодательством, к сожалению, не регулируется, что приводит к перегрузке преподавателей.
Согласно трудовому кодексу — рабочая неделя должна длиться не более 40 часов. То есть, преподаватель имеет 22 часа в неделю для:
- подготовки к урокам,
- календарного планирования,
- проверки работ учеников,
- заполнения документации,
- классного руководства,
- родительских собраний,
- дополнительного общения с учениками, которым нужна помощь,
- совещаний,
- повышения квалификации,
- и еще множества обязанностей, которые косвенно относятся к учебному процессу.
Достаточно ли 20 часов на все это — вопрос риторический. Из-за отсутствия адекватного расчета времени на «внеурочные» дела, сказать сколько реально работает украинский учитель невозможно. По данным некоторых опросов количество рабочего времени достигает 90 часов в неделю.
Уже не первый год говорится о реформировании подхода к работе учителя. Звучали предложения изменить количество «урочных», подсчитать общее количество рабочего времени и другие. Однако, пока все остается как есть.
Часы, которые тратят учителя во всем мире
Начнем сравнение с ближайшего соседа — Польши. Согласно исследованию за год учитель в Польше имеет 483,3 часа педагогической нагрузки, что составляет примерно 12 часов «урочного» времени в неделю. Однако, в целом учитель отрабатывает 1432 часа в год.
Для сравнения — украинский учитель работает примерно 1400 часов в год, если считать продолжительность недели по закону.
В Венгрии тем временем учитель тратит 640 часов/год на преподавание в классе, а в целом преподавательская деятельность занимает 1656 часов в год.
Страны Балтии имеют другую систему.
- В частности, в Латвии преподаватель 63% всего времени тратит именно на преподавание в классе — это целых 832 часа в год из 1320 общих рабочих.
- В Литве результат немного хуже. Здесь преподаватель 854 часа в год тратит на работу в классе, а в целом работа занимает 1512.
- Ну и хуже всего ситуация в Эстонии, где только 37% или 574 часа учитель уделяет урокам, тогда как общая сумма рабочего времени составляет 1540.
Давайте посмотрим на другие цифры:
Страна | Общее количество рабочих часов в год | «Урочное» время в часах | Процент от общего времени, потраченного на преподавание |
---|---|---|---|
Люксембург | 1228 | 739 | 60% |
Израиль | 1267 | 649,6 | 51% |
Португалия | 1368 | 667,3 | 48,8% |
Колумбия | 1720 | 836 | 48,6% |
Испания | 1425 | 665 | 46,7% |
Франция | 1607 | 720 | 44,8% |
Нидерланды | 1659 | 720 | 43,4% |
Словакия | 1560 | 561 | 36% |
Корея | 1520 | 543 | 35,8% |
Швейцария | 1866 | 637,5 | 34,2% |
Германия | 1759 | 610 | 34% |
Чехия | 1688 | 573 | 33,9% |
Турция | 1576 | 520 | 33% |
Норвегия | 1687 | 552 | 31% |
Япония | 1728 | 507,5 | 29% |
Шотландия (UK) | 1365 | 855 | 62% |
Хотя время преподавания является существенным компонентом рабочей нагрузки учителей, другие виды деятельности, такие как оценивание учеников, подготовка уроков, проверка ученических работ, повышение квалификации и собрания коллектива, также следует принимать во внимание анализируя требования к ним в разных странах.
Несмотря на то, что преподавание является основным видом деятельности для учителей, во многих странах они тратят большую часть своего рабочего времени на другие виды деятельности, кроме преподавания.
В 21 стране, которые предоставили данные как по преподаванию, так и по общему рабочему времени учителей старшей школы, 43% рабочего времени учителей в среднем тратится на преподавание, причем эта доля варьируется от 34% в Чехии, Японии, Норвегии, Польше и Турции до не менее 50% в Израиле, Латвии, Литве, Люксембурге и Великобритании.
Хотя доля рабочего времени, потраченного на преподавание, имеет тенденцию к увеличению количества учебных часов в год, существуют разительные различия между странами.
Например:
Колумбия и Латвия имеют похожее количество учебных часов — 836 и 832 часа соответственно, но в Колумбии 49% рабочего времени учителей тратится на преподавание, тогда как в Латвии целых 63%.
В некоторых других странах учителя уделяют аналогичную долю своего рабочего времени преподаванию, несмотря на то, что количество часов преподавания значительно отличается. Например, и в Колумбии, и в Португалии учителя старшей школы тратят на преподавание около 49% своего рабочего времени, но в Португалии они преподают 667 часов, тогда как в Колумбии — 836 часов.
Согласно исследованию самая неблагоприятная картина складывается в Японии, где не только рекордное количество рабочих часов, но и наименьший процент времени на уроках от общего количества.
Это приводит к выгоранию, неудовлетворению и снижению качества образования.
Опыт Британии и США
Британские учителя сталкиваются с перегрузкой на работе и это острая проблема. Все потому, что каждый педагог имеет аж 20-25 часов «урочного» времени.
А кроме уроков, британские коллеги выполняют те же задачи, что и украинские педагоги — планирование уроков, проверку заданий, подготовку материалов, проведение встреч с родителями, совещаний, участие в мероприятиях по профессиональному развитию.
По закону на другую внеурочную деятельность преподавателям остается 17 часов в неделю, однако в реальности эта цифра варьируется в зависимости от предмета и опыта каждого конкретного специалиста.
Исследование показывает, что в среднем преподаватель в Британии работает 57 часов в неделю, а преподавание занимает менее половины общего времени. Основной ресурс забирает административная деятельность.
Учителя часто бастуют, поэтому правительство вынуждено оперативно реагировать на проблемы педагогов. Сейчас инициативная группа, сформированная правительством, работает над уменьшением нагрузки на преподавателей.
Таким образом вы можете увидеть, что проблема сверхурочной работы у преподавателей является глобальной и здесь мы мало чем отличаемся от Британии. А что же в США?
По данным образовательного профсоюза США National Education Association учителя за 2022-2023 год работают около 53 часов в неделю. Это в основном аж на 15 часов больше, чем предусмотрено контрактом.
В профсоюзе уверяют, что даже увеличение заработной платы не улучшит условия труда и общее настроение учителей. Нужны более фундаментальные изменения, поэтому рекомендовано:
- расширить перечень доплат за дополнительные виды деятельности, связанные со школой, и обеспечить справедливое распределение суммы компенсации,
- улучшить условия труда, чтобы существенно изменить уровень удовлетворенности учителей,
- выделить больше времени для выполнения учителями задач, которые они обычно выполняют в нерабочее время, или уменьшить количество времени, которое учителя тратят на предоставление социальной, эмоциональной и поведенческой поддержки ученикам, увеличив количество школьных консультантов, медсестер или психологов.
Опыт Финляндии
Система образования в Финляндии всемирно известна своим актуальным и комфортным подходом к каждому ученику. Условия, в который учатся школьники в этой стране является примером для других. Однако, как работают учителя?
Количество часов, которые учителя должны проводить в школе, определяется их «урочными». Однако, учителя обязаны быть доступными 2-3 часа в неделю конкретно для сотрудничества с родителями и коллегами.
Фактическое недельное рабочее время финских учителей, согласно исследованиям, является одним из самых низких среди других стран.
Средний показатель для большинства составлял 38 часов в неделю, тогда как в Финляндии среднее недельное рабочее время учителей — всего 32.
Больше всего времени финские педагоги тратят на преподавание и подготовку уроков, что также является положительным фактором и выделяет страну среди других.
По сравнению с другими странами, финские учителя меньше времени тратят на административные задачи, сотрудничество с коллегами и консультирование учеников. Внеклассные мероприятия, например, у финских педагогов занимают максимум один час в неделю, тогда как в Японии этот показатель составляет почти восемь часов.
По результатам опроса большинство учителей в Финляндии очень довольны своей работой — эта доля составляет аж 91%.
Более того, финские педагоги гораздо реже меняют свою профессию, чем представители других отраслей.
В частности этого результата удалось достичь благодаря высокой оплате, реформам и уменьшению количества «бумажной работы» в пользу уроков и подготовки к ним.
Что можно изменить?
Проблемы и достижения других стран, описанные выше, актуальны и для Украины. Учителя жалуются и на низкую зарплату, и на тяжелые условия работы, и конечно же на постоянные переработки. При этом переработки происходят не из-за количества уроков, а именно из-за большой нагрузки другими обязанностями.
Конечно, стратегии выхода из этого положения звучат все громче, а обещаний становится все больше. Вот недавно в информационном пространстве появилась новость, что количество рабочих часов для учителей хотят увеличить и законодательно закрепить отметку в 36 часов, что вызвало шквал дискуссий.
Однако, на самом деле власти отмечают, что 36 часов — это лишь предложение, а также объясняют, что в это время будут учтены не только уроки, но и подготовка к ним, проверка заданий.
Почему такой вариант был предложен? Все просто:
это время поможет реально учесть сколько часов тратит учитель на уроки, выйти из «серой зоны», потому что закон пока не регламентирует количество рабочих часов у учителей.
Кроме цифры в 36 часов звучат также предложения изменить «урочное» время на число, которое будет кратно 5, ведь имеющиеся сейчас 18 часов — советский рудимент, со времен когда обучение было шестидневным.
Касаемо оплаты труда предложения разнятся:
- кто-то предлагает увеличить базовую ставку, но уменьшить количество дополнительных выплат по определенным категориям. Особенно важным это станет для молодых специалистов без категории и других заслуг.
- Также предлагают наоборот увеличить надбавки, а также создать дополнительную систему вознаграждений для молодых специалистов.
Какой еще опыт может перенять Украина?
- Отмена родительских собраний. Вместо этого ввести обязательные встречи с родителями каждого ребенка для короткого разговора дважды в год. Конечно, при необходимости учитель может инициировать встречи чаще.
- Проблемами поведения отдельных учеников в классе должен заниматься школьный психолог. Убрать этот пункт из зоны ответственности учителя.
- Письменные задания могут проверять ученики самостоятельно. Задача преподавателя ввести это как игру, а также предоставить образец, по которому осуществляется проверка.
- Можно проработать механизм по которому подготовкой раздаточных материалов и заполнением документации будут заниматься специальные сотрудники — ресепшн школы. Тогда преподаватель не будет заниматься печатью, сортировкой бумажек, а также заполнением типовых документов.
- Создание общей базы планов уроков, видео и аудио, тестов и других необходимых ресурсов совместно с другими коллегами. Затем все преподаватели могут пользоваться этими материалами, а раз в год вместе наполнять и осовременивать их.
На самом деле для улучшения необходимо прислушаться к самим учителям и услышать их мнение, а также прекратить еще больше нагружать педагогов работой. Поэтому, мы с радостью выслушаем ваш опыт и мнения относительно будущего в работе украинского учителя в комментариях! Возможно, именно ваше предложение может изменить нынешнее положение.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)