Если вы читаете эти строки, поздравляем, ведь вы решились на курс CELTA. Или все еще сомневаетесь, стоит ли проходить обучение? Понимаем: и хочется, и колется. Но ведь мы здесь, чтобы помочь! И кто лучше опытных CELTA-тренеров знает, как обойти острые углы и может поделиться действительно эффективными советами? Именно их мы попросили рассказать нашим будущим CELTA-trainees, как и что нужно делать, когда у вас уже позади CELTA interview и весь процесс зачисления на курс.
До начала курса
Любой формат CELTA подразумевает, что вам нужно полностью посвятить свое время и усилия обучению. По совету CELTA-тренера нашего центра Хелен Тараненко 1) попросите свою семью поддерживать вас и помогать. А еще, если вы работаете, попросите администрацию заведения снизить вашу нагрузку. Если вы — репетитор, лучше отказаться от занятий на время прохождения CELTA full-time. Даже если эти вещи кажутся очевидными, все же некоторые кандидаты недооценивают всю серьезность курса CELTA. Не повторяйте их ошибки.
Еще одной ошибкой, по словам нашего CELTA-тренера Элеоноры Пазяк, является то, что кандидаты пытаются сделать все для получения наивысшей оценки в сертификате. Как известно, их три: Pass, Pass B и Pass A. Впрочем, стоит не забывать, что CELTA — не экзамен. Это очень короткий период времени, за который вам нужно усвоить огромный пласт новой информации, усовершенствовать свои teaching skills и получить новые. Поэтому 2) вашей целью должно стать развитие, а не высокая оценка. Несмотря на то, что 8 уроков могут показаться недостаточным временем для каких-либо изменений, многие кандидаты, по наблюдениям тренера, кардинально меняют свой стиль преподавания. CELTA состоится для вас, если вы станете лучше как преподаватель. Поэтому каждая ошибка — это шанс научиться новому и усовершенствоваться.
Во время преподавания уроков
Следующий лайфхак пригодится не только CELTA-trainees. Как быстро, планируя уроки, мы забываем об их целях, а стараемся подобрать веселые активности для студентов? «Сразу же», — говорит Кристофер Риз. Большинство учителей могут правильно определить цель урока, но забывают о ней, как только приступают к его планированию. Как этого избежать, Крис рассказывает в следующем видео:
3) Ваши цели на уроке должны быть вашим приоритетом. И тогда не только CELTA TPs, но и ваша работа в классе улучшится.
Лидия Симак, тренер CELTA, также говорит, что не стоит злоупотреблять заданиями или активностями, которые нравятся нам или студентам. Если вы не можете ответить на вопросы “Why do I need this in my lesson? How does this task help achieve my lesson aims?”, лучше не использовать такие задания. 4) Все, что вы делаете, должно способствовать достижению поставленных целей.
Как вы уже поняли, планирование уроков — важная часть курса. Ведь если вы продумали детали урока до мельчайших подробностей, то провести его гораздо легче, и вы будете излучать уверенность. Однако, как говорит Андрей Пигарев, план важен, но потребности студентов должны быть на первом месте. Тренер CELTA с многолетним опытом рекомендует посмотреть на урок глазами студентов. Это поможет понять, какие трудности могут возникнуть у студентов с заданием и как их преодолеть. Поэтому следует во время планирования выполнить задания, которые будут выполнять ваши студенты. И старайтесь не подсматривать ответы 🙂 Вы сразу увидите, где студентам понадобится объяснение, а где больше времени на выполнение задания. Студенты также могут задавать вопросы на уроке, и не всегда мы знаем на них ответы. Следовательно, следует предусмотреть эти вопросы и подготовить ответы заранее. Поэтому правило таково: 5) сначала вы — студент, а потом — преподаватель.
У многих кандидатов на курсе CELTA и коллег вообще существует проблема с таймингом на уроках — им часто не хватает времени на все запланированное и не остается времени на закрепление грамматики или новой лексики. Важнейшим этапом урока, по словам тренера CELTA Лидии Симак, является freer practice. Если вы никогда не доходите до этого этапа урока, ваши студенты лишены возможности успешно использовать только что изученную грамматику или лексику в своей речи. А если нет практики — нет и учебы. 6) Планируйте свои уроки в обратном порядке.
Подумайте о задании, которое вы хотите, чтобы студенты смогли успешно выполнить, правильно используя новый язык. Далее подумайте о presentation (этапе урока, который поможет учащимся понять значение), форме и произношении новой языковой единицы. Спланируйте надлежащую controlled practice, чтобы помочь студентам практиковать значение и форму нового языка в ограниченном контексте. В конце концов, придумайте короткий, но увлекательный lead-in, который определит тему вашего урока и поможет повысить интерес студентов. Все, что вы запланировали, должно помочь студентам воспроизводить новую лексику или грамматику на последнем этапе урока — freer practice.
Во время планирования уроков недостаточно думать только о том, что вы собираетесь делать и что будут делать студенты. Надо быть готовым к тому, что что-нибудь может пойти не так. Вернее ко всему, что может пойти не по плану. Так что 7) стоит серьезно отнестись к anticipated problems. И об этом более подробно расскажет Крис Риз:
Относительно курса CELTA в целом
Безусловно, на курсе CELTA есть чем заняться. Составление подробного плана, написание языкового анализа для урока и подготовка материалов занимает минимум 3 часа для одного TP (teaching practice). Вы также будете посещать теоретические инпуты и выполнять расширенные письменные задания, что тоже занимает достаточно много времени.
Как же тогда справиться со всем курсом? Самое главное, по мнению Андрея Пигарева, — 8) расставить приоритеты в том, что вы делаете и спланировать свое время. Прежде всего спланируйте время для работы и обучения, а также позвольте себе хорошо отдыхать. Перезаряжать батарейку важно, поскольку усталость накапливается, и становится все труднее выполнять, казалось бы, легкие задачи. “Сон — необходимая роскошь”, как мы говорим на курсе CELTA, особенно перед днем, когда вы должны обучать студентов.
Кроме того, начинайте выполнять задания курса как можно скорее, не оставляя их на последний день. Готовьтесь понемногу. Если вы делаете это вечером в преддверии важного дня, бессонная ночь гарантирована, а преподавать студентам с низким уровнем энергии очень сложно и не очень эффективно.
В общем вам нужно будет выполнить 4 достаточно объемных письменных задания, но не паникуйте. Тренеры будут вам помогать. У вас будут сессии, во время которых тренер ознакомит вас с тем, как выполнять каждое задание и специальные Q&A sessions, когда у вас будет возможность все прояснить перед тем, как сдавать письменную работу.
Поскольку вы будете иметь дело с большим количеством разной информации, Элеонора Пазяк рекомендует прочитать рубрики/инструкции перед сессией с тренером и подчеркнуть ключевую информацию. Поставьте знаки вопроса на полях, если вы чего-то не понимаете. Это поможет вам лучше понять инструкции тренера, сосредоточиться на непонятных частях и задать вопросы, если они все еще остались в конце встречи. 9) Начните работать над своим письменным заданием перед Q&A session, чтобы вы могли прояснить все, что может быть непонятным в процессе написания.
Также Элеонора советует не расстраиваться, если вам нужно сдавать задание повторно. Принимайте это, как еще один шанс улучшить свою работу. Обычно это несколько вещей, которые вам нужно исправить. Внимательно читайте комментарии своего тренера и задавайте вопросы, если что-то остается непонятным. Помните, что тренеры всегда готовы помочь.
Наконец, 10) относитесь ко всему новому положительно:
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)