Понимание речи на слух является важной частью изучения иностранного языка. Развивая умение хорошо слушать и слышать, студенты гораздо быстрее смогут точно воспроизводить речь, уточнять свое понимание грамматики и развивать собственный словарный запас. Сегодня предлагаем полезные активности и методы, направленные на совершенствование навыков аудирования.
Те, кто изучает язык, часто думают, что все их трудности связанные с аудированием обусловлены недостаточным знанием английского. Однако у носителей языка также могут возникать трудности с восприятием речи на слух. Мы, как преподаватели, должны дать возможность своим студентам понять все процессы, связанные с прослушиванием.
КТО ТАКОЙ «GOOD LISTENER»?
«Быть хорошим слушателем значит сотрудничать с говорящими и активно просить разъяснить то, чего ты не понимаешь. Некоторые носители языка, в том числе дети и подростки, очень стесняются делать это. Эффективное аудирование также предусматривает сопереживание говорящему и попытки увидеть вещи с его / ее точки зрения», — пишет Гудит Уайт в своей книге.
Небольшие фрагменты, из которых состоит прослушивание, такие как распознавание определенных звуков или слов в потоке речи, идентификация ударения в слове и предложении, или распознавание и понимание функции конкретных интонационных моделей часто называют «снизу вверх» или «bottom-up». Чтобы отличить их от прослушивания «сверху вниз» или «top-down», в котором слушатели используют более глобальные подсказки относительно значений, таких как собственные знания по теме или о способе организации определенного вида разговорного текста. Конечно, хорошие слушатели сочетают оба уровня прослушивания, ведь это помогает им понять, о чем идет речь, но при обучении иногда полезно сосредоточиться только на одном из них, в зависимости от потребностей конкретных студентов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как использовать перевод в изучении языков?
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Большинство преподавателей на «уроке по аудированию»стремятся соблюдать ряд знакомых шагов, которые уже стали удобными и привычными:
- do a ‘warm-up’ on the topic of the listening passage
- set some ‘gist’ questions for the students to answer
- play the track, and ask the students to answer gist questions
- check the answers
- set some tasks that require the students to listen for details
- play the track again, probably once for each task
- check the answers
- use the topic or the language of the listening text as input for an ‘extension’ or ‘transfer’ activity in which the students use other skills, for example, writing, or speaking.
В следующем видео тренер Деде Уилсон демонстрирует активности, которые следует выполнять до и после прослушивания. Это поможет вашим студентам получить максимум пользы от упражнений по аудированию на уроке:
Упражнения по аудированию, которые мы предлагаем сегодня, имеют цель помочь студентам осознать социальные и психологические аспекты навыка аудирования, которые часто игнорируются при обучении второму или иностранному языку. Они также продемонстрируют некоторые стратегии экономии времени, такие как прогнозирование того, что будет сказано дальше, и понимание смысла. Существует ряд мер, сосредоточенных на выявлении отдельных слов и “chunks” в потоке речи, а также на интонации, отдельных звуках и других аспектах прослушивания “снизу вверх”.
Упражнение «Звуки тишины«
Это упражнение можно выполнять на любом уровне, чтобы научиться полностью сосредоточиться на аудировании и улучшить концентрацию.
Попросите учеников закрыть глаза и сосредоточиться на 30 секунд. Слушая, они должны сосредоточиться на звуках, например, шагах в коридоре, тикающих часах, у кого-то ворчит живот и т.д. Через 30 секунд спросите, какие звуки они услышали. После этого попросите студентов послушать снова с закрытыми глазами. На этот раз вы будете выполнять какое-то действие, а они должны отгадать, что вы делаете, с помощью звука, который услышат.
Например:
- writing on the board
- crumpling some paper and throwing it in the bin
- opening the window
- eating a sweet and crumpling the wrapper
- jumping on the spot
- drinking some water from a glass
- pushing a chair under a desk
- drumming your fingers on the desk.
Это также хорошее упражнение для разогрева в начале занятий по развитию навыков аудирования.
РЕКОМЕНДУЕМ: 10 выступлений TED для преподавателей английского
Упражнение «Вверх по тропе«
Это задание побуждает студентов на любом уровне предположить, что они услышат дальше.
Скажите студентам, что вы собираетесь рассказать им историю, и вы будете делать паузы время от времени и спрашивать их, что по их мнению произойдет дальше. Сначала можно продемонстрировать как выполнять задание: вы зачитываете первое предложение, а ученики выражают предложения относительно того, что может быть дальше.
Расскажите историю, останавливаясь, чтобы студенты могли сделать свои прогнозы. Вы можете заранее научить их нужной лексике, а потом спросить, о чем может идти речь в истории, содержащей эти слова.
Упражнение «People’s sounds«
Подготовьте фотографии неизвестных людей: одной будет достаточно на двух-трех учеников. Подготовьте одну картинку для себя, выберите звук, на котором хотите сосредоточиться, и сложите воображаемое описание работы, увлечений, предпочтений и т.д. для человека на снимке. Звук должен часто появляться в описании. Например, если вы выбрали звук /i:/, то ваше описание может быть примерно таким:
Взято из книги Listening (Oxford Resource Books for Teachers) by Goodith White, 1998, p.58
Объясните студентам, что вы собираетесь описать образ жизни этого человека, и вы хотите, чтобы они догадались, на каком звуке вы сосредоточены. Держите фото и опишите человека на нем, тогда как ученики пытаются отгадать звук. Возможно, вам придется прочитать описание несколько раз.
После этого разделите студентов на пары и дайте каждой паре рисунок. Попросите их написать краткое описание образа жизни человека на их рисунке, ориентируясь на определенный звук. Пары по очереди зачитывают свои описания, а остальные пытаются отгадать звук, на котором они сосредоточены.
Упражнение «Filtered listening»
Нам также нужно помогать студентам выбирать важную информацию в ситуации, когда есть фоновый шум.
Найдите в учебнике два отрывка для прослушивания примерно одинаковой длины, которые студенты выполняли некоторое время назад. Один должен быть с мужскими голосами, другой — с женскими. Напишите пять вопросов на понимание для каждого отрывка. Сделайте достаточно копий каждого набора вопросов для каждой половины класса.
Разделите класс на две половины и распределите каждый набор вопросов на половину класса. Скажите ученикам, что они должны прослушать и ответить на вопросы своего аудирования. Проблема заключается в том, что одновременно будут играть два отрывка, и они должны пытаться игнорировать другой отрывок и просто сосредоточиться на своем. Включите два отрывка одновременно, пока ученики стараются выполнить свое задание. Вероятно, вам придется несколько раз проигрывать один и то же трек.
Напоминаем, что недавно мы писали о том, по каким критериям выбирать курсы преподавателям английского. А также у нас продолжается набор на курсы CELTA с ранним бронированием.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)