Все люди переживают опыт перемен, новизны и неопределенности. Это, например, такие важные события как начало обучения в школе или переезд из дома. Такой опыт также включает более повседневные события: смена работы, необходимость думать об альтернативном транспорте, когда разрядился автомобильный аккумулятор, или неожиданные гости, которые присоединяются к вам за ужином.
Кроме того, мы можем вносить изменения на месте, исходя из определенных ситуаций в классе, часто без предварительного осознания. Способность адаптироваться к изменениям и называется адаптивностью.
Если говорить об учителе, это умение приспособиться к таким вещам как смена ролей, должностных обязанностей, материалов для обучения и расписания. Если учитель не умеет учитывать эти разные аспекты преподавания, ему будет трудно дать своим студентам лучший опыт обучения, который они могли бы получить. Поэтому, конечно, это навык, который нужно развивать.
Почему умение приспосабливаться столь важно для учителя?
Как и наша жизнь вне школы, так же и наша рабочая жизнь — и особенно будни учителей — полна изменчивых, новых и неопределенных ситуаций. К примеру, на работе мы постоянно:
- имеем дело с разными студентами, на которых должны реагировать должным образом;
- сталкиваемся с неожиданными ситуациями в классе или изменениями в расписании, в которых нам нужно ориентироваться;
- общаемся с новыми коллегами, учениками и родителями;
- интегрируем новые и изменчивые знания, полученные во время профессионального обучения, в собственную практику преподавания.
Все эти ситуации требуют от нас адаптации, чтобы успешно ориентироваться в них. Адаптация может заключаться, например, в корректировке темпа урока для лучшей вовлеченности студентов, чтобы минимизировать разочарование, когда урок идет не по плану, или адаптировать свой подход к сотрудничеству, чтобы хорошо работать в паре с новым коллегой.
Кроме того, в связи с постоянным развитием технологической индустрии, мы, учителя, должны быть в состоянии идти в ногу с инновациями, которые могут быть полезны для наших студентов. Мы должны знать, как использовать новые технологии и инструменты в лучших интересах наших студентов. А это может потребовать изменения способа преподавания, например, определенной темы и, возможно, ежегодно!
Когда преподаватели обладают хорошими навыками адаптивности, они, как правило, даже лучше чувствуют себя. А это в свою очередь отражается на достижениях студентов.
Адаптивность на примере обучения младших школьников
Еще одним примером адаптации может служить, например, обучение младших школьников. Учитель окончил университет и всю жизнь учил взрослых, готовил студентов к экзаменам или работал в старшей школе, и вдруг ему приходится работать с младшими школьниками. Учителя долгое время работали по старой программе, а теперь нужно преподавать английский по стандартам НУШ. Учитель получил образование в университете и пришел работать в школу. Таких примеров, по сути, множество.
Обучение детей заметно отличается от обучения взрослых. Часто эти отличия достаточно ярко выражены, и, в то же время, положительные. К примеру, дети имеют больше энтузиазма и стремятся угодить своему учителю. Это способно привести к тому, что они пытаются выполнять задания, даже если не полностью его поняли.
Однако некоторые отличия труднее увидеть, и они, как правило, оказывают более негативное влияние на обучение. Как следствие, для преподавателей английского языка жизненно важно знать характеристики и потребности школьников, чтобы иметь возможность адаптировать свои уроки.
Можно выделить три основных вектора, в направлении которых обучение английскому можно адаптировать к потребностям младших школьников:
- условия обучения;
- управление классом;
- обучение навыкам и системам.
Условия обучения
Стадии развития, через которые проходят дети, определенно сильно отличают их от взрослых. Это следует учитывать для того, чтобы преподаватель мог создать оптимальные условия обучения. Адаптация состоит в том, что следует принять во внимание:
- контекст, в котором дети учат язык. Он должен быть естественным, реальным и иметь значение для студентов;
- связи с другими предметами, языком и реальной жизнью студентов, ведь младшие школьники не умеют мыслить абстрактно;
- значимые и понятные возможности для изучения английского, позволяющие детям понять, что английский уместно и следует изучать;
- баланс между лингвистическими и когнитивными задачами, чтобы студенты оставались мотивированными и вовлеченными в урок;
- необходимо вызвать интерес, чтобы сделать процесс обучения интересным, актуальным и приятным сам по себе;
- отношение к каждому ребёнку, как к личности, и поддержка их обучения должным образом;
- необходимость включить коммуникативную и совместную деятельность, обеспечивающую возможности для практики, одновременно повышая мотивацию;
- важность креативности, фантазии и воображения для YL, потому что их включение приведет к положительному опыту обучения.
Управление классом
Младшие школьники имеют более короткий промежуток внимания, чем взрослые, а также могут иметь проблемы с поведением. Последняя проблема, за очень небольшими исключениями, полностью отсутствует на уроках со взрослыми учениками, и потому требует от учителя использования ряда инструментов и приемов, чтобы предотвратить это.
Конечно, плохим поведением можно управлять с помощью применения наказания, которое может быть особенно эффективным, если оно предполагает давление сверстников. Однако наказание не должно являться основной стратегией. Если поведением управлять положительно, все остальное станет на свои места и студент научится, независимо от того, какую методику или подход мы используем.
В результате этого, учителю, работающему с младшими школьниками, остается использовать похвалу и вознаграждения.
Следующая техника управления классом, которой располагает учитель младших классов, — это использование stir and settle activities. Если младшие школьники отвлекаются или достигнута максимальная концентрация их внимания, необходимо применить stir activities: требующие движения, устное задание, игры или соревнования. Цель этих задач — восстановить интерес к уроку. И наоборот, если студенты становятся шумными и непокорными, необходимо применить settle activities: такие, которые уменьшают взаимодействие через внимание, например, рисование, чтение или даже письмо. Умиротворяющая деятельность должна успокоить класс, и возобновить обучение.
В конечном счете, с точки зрения управления классом, важно помнить о важности размещения деятельности и задач в Zone of Proximal Development Зоне ближайшего развития младшего школьника. Если задача слишком легкая, студенты, скорее всего, будут скучать, чувствовать себя немотивированными и даже не будут выполнять ее. Если деятельность слишком сложная, она, вероятно, будет вызывать тревожность, и опять же студенты будут немотивированные.
Обучение навыкам и системам
Младшие школьники не мыслят абстрактными понятиями, так что у них нет знаний таких концепций как, например, части речи, дискурса или фонологии. В противоположность, взрослые студенты понимают эти понятия через знание родного языка. Учителю следует определенно учитывать это, ведь попытки объяснить младшим школьникам какие-то грамматические концепции могут их еще больше озадачить.
Дошкольники, к примеру, запоминают язык блоками. chunks Поэтому на уроках следует использовать рутины и действия, содержащие шаблонные последовательности и неанализированные фрагменты языка. По мере лингвистического прогресса дети могут переносить фрагменты языка в новый контекст и в конечном счете могут использовать их творчески. Этот процесс происходит естественным образом, без явной ссылки на грамматику или языковой анализ.
Обучение английскому через chunks также закладывает основу для развития сильного интуитивного ощущения того, что правильно, а что нет. Это потребуется позже, когда студентам нужно будет обращать внимание на конкретные грамматические особенности и применять аналитические навыки. Старшим детям грамматику можно преподавать более открыто, однако она должна быть представлена конкретным, а не абстрактным способом, вызывающим у них любопытство.
Чтобы выжить, практически все живые существа должны уметь приспосабливаться к окружающим условиям. В быстро меняющемся современном мире способность адаптироваться может быть важнее, чем когда-либо, как для преподавателей, так и для студентов, которым, скорее всего, понадобится развивать необходимые навыки для работы сегодня и в будущем.
10-11 июня посетите нашу конференцию Friends will be friends, на которой квалифицированные спикеры мирового уровня будут рассказывать полезную информацию в области преподавания английского языка. В частности, Энн Робинсон, автор учебников для младших школьников Fun for Starters, Movers, Flyers, поделится действенными активностями для привлечения и объединения студентов на уроках.
Ощутите поддержку преподавательского комьюнити со всего мира и присоединитесь к формированию будущего образования!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)