Замечали ли вы когда-нибудь, что дети из разных возрастных групп по-разному воспринимают оценивание? Например, в средней школе они гораздо чаще ожидают предстоящее испытание с нервозностью и страхом, тогда как младшие школьники проявляют определенное волнение и даже удовольствие от возможности показать то, что они выучили.
Родители также часто придают большое значение тому, насколько успешны их дети в изучении английского языка. Все эти факторы ставят перед преподавателями и учителями новые вызовы, ведь их следует учитывать, когда мы проверяем знания наших студентов.
Почему детей нельзя оценивать как взрослых?
Дети сильно отличаются от взрослых. Им нужно уделять больше внимания, с ними нужно больше играть и занимать их как дома, так и в школе или на языковых курсах. Так почему бы не использовать это, когда мы хотим оценить их знания?
Young Learners или детская аудитория — это обычно дети от 5 до 17 лет. Согласитесь, это достаточно широкий возрастной диапазон. Это значит, что все они достаточно разные и ведут себя по-разному. Поэтому следует разделить их на еще три возрастных подгруппы:
- от 5 до 8 лет;
- от 9 до 12 лет;
- старше 13 лет.
В каждой из этих групп навыки говорения, продолжительность внимания и поведение могут сильно отличаться. Всё это влияет на результаты оценки их языковых навыков, а также на типы заданий, которые им могут нравиться, и которые они способны выполнить.
Двое исследователей спросили у учителей, какими способами они обычно оценивают своих учеников. Как вы думаете, что ответили учителя? Больше всего преподаватели используют:
- Grammar and vocabulary tests
- Single sentence exercises
- Gap-filling
- Vocabulary matching
- Restricted dialogues to test speaking
Эффективны ли такие методы оценивания?
Ответ очевиден, ведь существует риск того, что описанные типы заданий и тестов могут быть не самыми лучшими с точки зрения мотивации и стимулирования детей. Во-вторых, они могут быть слишком сложными для восприятия. И, в-третьих, эти задания могут быть скучными и влиять на чувство удовлетворения от изучения английского языка.
Удовольствие важно для учеников любого возраста, и поэтому следует очень тщательно думать, прежде чем использовать методы оценки, предназначенные для взрослых, в работе с младшими школьниками и подростками.
Оцениваем по возрасту
Рассмотрим каждую возрастную подгруппу отдельно.
В возрасте 5-8 лет дети изучают мир вокруг себя даже на своем родном языке. Они также учатся писать, говорить и правильно использовать грамматику родного языка, изучают много новых слов. Их можно сравнить с попугайчиками, ведь они повторяют все, что вы говорите. Именно поэтому слова, которые они знают — это то с чего стоит начинать проверку их знаний.
Поскольку дети в этом возрасте запоминают новую лексику через повторение, они могут продемонстрировать свои знания — через говорение или указывая на картинку со словом. Если учитель будет медленно доставать картинку и показывать детям ее по частям, дети с радостью будут выкрикивать свои догадки, среди которых и правильный ответ. Догадаются ли они, что это проверка знаний? Конечно, нет. Если дети чувствуют себя спокойно, учитель может увидеть насколько хорошо они в материале.
В возрасте от 9 до 12 лет, словарный запас детей стремительно растет. Они также понимают и могут объяснить более сложные концепции. Так же быстро развиваются их знания об окружающем мире и увеличивается продолжительность внимания. Неизменным остается лишь то, что им все еще нравится развлекаться и играть в игры. Итак, задания для контроля должны быть развлекательными, но не слишком длинными.
Для детей в этом возрасте важными становятся их друзья. Поэтому задания могут выглядеть как работа в парах, обсуждение с напарником, ролевые игры. Например, ученики могут составить список покупок вместе, а потом поиграть в продавца и покупателя.
Если игры, в которые дети играют ежедневно станут основой для проведения оценки, ученики будут чувствовать себя комфортнее и увереннее. Это также повлияет на их мотивацию относительно выполнения заданий теста.
У тинейджеров происходит очень много изменений, о которых мы иногда забываем. В возрасте старше 13 лет подростков действительно интересует все вокруг, им нравится узнавать о разных культурах, новых изобретениях, идеях, жизни людей из других стран. Такие темы прекрасно подходят для заданий по чтению и письму.
Еще важнее становятся друзья и отношения со сверстниками. Иногда дети в таком возрасте боятся или закрываются от взрослых. Итак, лучшим способом проверить навыки говорения могут стать задания, где они могут говорить в парах или группах, а не отвечать на вопросы учителя.
Поскольку мы развиваем свои языковые навыки почти до 30 лет, много слов и выражений все еще могут быть непонятными для подростков. А значит лексика, которую мы проверяем в этом возрасте должна отличаться от лексики, которую используют взрослые. Конечно много учеников в этом возрасте уже могут иметь достаточно высокий уровень английского. Впрочем, для них лучше, если в тесте или контрольной работе будут задания и активности, которые они обычно делают в школе.
Замечательным примером являются задания экзаменов Cambridge YLE, предназначенные для детей от 7 до 12 лет, и экзамены Cambridge English For Schools. Последние отличаются от взрослых экзаменов только контентом. То есть темы текстов, аудио и задания экзамена интересны именно подросткам.
Кроме того, подростки не имеют столько жизненного опыта как взрослые. Поэтому им может быть трудно говорить. Это значит, что учитель должен им оказывать больше поддержки для выполнения задания.
Как проверить знания и навыки без теста?
Возможно ли вообще проверить знания и навыки без лишнего стресса и тестирования? Как можно интегрировать оценивания в обычную работу на уроке?
Наблюдение
Учитель может наблюдать за учениками на занятиях. Это достаточно гибкий способ проверить знания и навыки, не требующий вмешательства. Вы можете делать это, когда ученики работают самостоятельно или в парах. Многие учебники содержат чеклисты, с помощью которых учитель может проверять навыки учащихся.
Самооценивание
Детей можно поощрять оценивать себя. Это может быть частью подхода, ориентированного на ученика.
Портфоліо
Портфолио — это коллекция работ ученика. Оно может быть физическим или цифровым.
Цифровое портфолио позволяет детям включать широкий спектр материалов. Важно, чтобы дети понимали критерии отбора работ для портфолио. Создание портфолио может быть очень мотивационным и может помочь детям оценить то, что они умеют. Портфолио также может приучить детей к самостоятельности в процессе обучения.
Проекты
Проектная работа может сочетать все четыре языковые навыки и мотивировать слабых студентов из-за возможности поучиться у одноклассников. В то же время это может мотивировать сильных учеников, поскольку они имеют шанс показать свои знания и умения.
Конечно, каждая из возрастных групп имеет различные потребности и развивается с разной скоростью. Однако их объединяет то, что все они хотят, чтобы задания для проверки их навыков были интересными и веселыми. Именно при таких условиях, будьте уверены, они смогут лучше всего продемонстрировать свои знания.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)