Одной из самых сложных задач для преподавателя английского может стать поиск взаимопонимания с учениками. Ничто не может быть печальнее, чем тот факт, что вы приготовили замечательный, на ваш взгляд, урок, а столкнулись с тишиной в классе и пустыми взглядами.
Преподавателю английского очень важно установить связь со своими учениками, ведь у каждого из них есть определенный страх говорить на иностранном языке. И кто как не мы должны помочь им побороть это чувство?
Вспомните свои любимые предметы со времен, когда вы учились в школе или университете. Что делало эти занятия такими особенными? Почему они так запомнились? Я, например, вспоминаю своего учителя. Он был строгий, но очень справедливый. Всегда очень метко шутил, а еще у него был какой-то странный способ находить общий язык с каждым. Возможно, благодаря ему, я и сама сейчас в этой профессии.
«Good rapport»
По определению Британского Совета то, что мы называем взаимопониманием rapport это:
relationship built on trust and respect between teachers and students. It is one of the fundamental factors leading to students' feeling capable, competent, and creative so that they can reach their potential in studying English.
Итак, rapport описывает доверительные отношения, развивающиеся между учителями и их студентами. Мы можем говорить о том, что у учителя «good rapport» со своими учениками, если видим доказательства того, что ученикам нравится педагог, и они уважают его профессионализм.
Авторы различных материалов для преподавателей английского определяют несколько факторов, которые, по их мнению, помогают построить взаимопонимание между учителями и учениками. Так, например, Скотт Торнбери, в своей книге The New A-Z of ELT говорит, что следует:
- научиться узнавать учеников – включая их имена;
- проявлять уважение; быть справедливыми и беспристрастными;
- уметь слушать;
- давать понятный и положительный фидбек;
- быть самим собой.
Он также отмечает, что способность установить хорошую связь является необходимым условием эффективного обучения, но не может его заменить.
Стратегии
Некоторым учителя быстрее и естественнее строят и поддерживают позитивные отношения со своими учениками, некоторым — это дается труднее.
Впрочем, большинство преподавателей могут исправить этот недостаток, если применят несколько простых стратегий на своих занятиях. Предлагаем попробовать следующее:
1. Запомните имена
Это может быть очень легко или совсем непросто, в зависимости от вашей учебной ситуации. Когда я преподавала английский в Таиланде, мне пришлось выучить достаточно сложные и незнакомые тайские имена например, Квантунг или Кауот, Оунгфоунг или Каохом . Первое, что я подумала: «Я никогда не запомню эти имена!».
По теории Нила Флеминга о стилях обучения, я — «визуальный» ученик. Именно поэтому сначала мы с учениками научились писать их имена. Каждый из них разместил карточку с именем на своей парте.
К концу первой недели я уже знала, как зовут каждого ребенка. Когда встречала кого-то из них на улице или в столовой, я легко вспоминала их имена.
Запоминание имен требует немного дополнительных усилий с вашей стороны, но это — реально. Кроме того, это показывает ученикам, что вам действительно не все равно. Поэтому делайте все что угодно, но выучите эти имена!
Кстати, некоторые из моих коллег так и не запомнили имена. На такой случай у тайцев, а также со слов моей коллеги, которая работает в Китае, каждому ученику присваивается номер. Для опроса на уроках учитель просто называет номер ребенка.
Важно не просто называть детей по именам, но и познакомить их между собой. Это можно сделать с помощью игр. Если это младшие школьники, мы садились в круг и называли свое имя и имя сидящего слева, и так далее по часовой стрелке, хлопая в ладоши и по ногам.
2. Структурируйте обучение
Большинство учеников положительно реагируют на структурированные уроки. Это дает им чувство надежности и приводит к успешному обучению. Учителя, которые не имеют четкого плана, не только тратят драгоценное время, но и часто не получают уважения своих учеников.
- Важно задать тон с самого начала учебы, сообщить ученикам о ваших ожиданиях и дальнейших шагах.
- Установите правила и показывайте, что вы их выполняете, если кто-то из учащихся переступает черту.
- Наконец, структурированная аудитория — это минимум простоев. Каждый день должен быть наполнен учебными активностями, а время безделья сведено к минимуму.
Создание плана урока – для учащихся является своеобразным доказательством того, что учитель посвятил время размышлениям о них. Напомню, что ранее я уже рассказывала о том, как эффективно планировать занятия по английскому языку.
3. Добавьте немного своей личности
Необязательно быть лучшими друзьями со своими учениками, все же непременно нужно поддерживать атмосферу профессионализма. Рассказать немного больше о себе — прекрасный способ поощрить налаживание отношений со своими учениками, а также дать им дальнейшее понимание культуры и языка, который они изучают.
Вы можете создать слайд-шоу фотографий из своих путешествий и поговорить о некоторых из ваших любимых направлений, или, возможно, поделиться какой-то любимой музыкой немного танцев на уроке еще никогда никому не вредили со своими учениками. Позвольте своим ученикам задавать вам вопросы — конечно, на английском языке.
- Разделите учеников на пары или малые группы, предложите написать три вопроса, которые они хотели бы задать вам.
- После этого каждая пара / группа задает вам вопрос.
- Вы отвечаете только в том случае, если вопрос является грамматически правильным.
- Ученики должны внимательно слушать, поскольку нельзя повторять уже заданный вопрос.
Вы также можете показать фотографии, которые рассказывают о вашей жизни. Например:
- фото стран, в которых работали / жили / путешествовали,
- фотографии вашей любимой пищи или пищи, которую вы умеете готовить,
- числа, соответствующие количеству посещенных стран, братьев и сестер или количеству пар обуви, которые у вас есть.
Затем ученики работают в группах, и отгадывают, как эти изображения связаны с вами. Они могут задавать вам вопросы, чтобы выяснить, верны ли их догадки. Если вы будете рассказывать о том, что для вас важно, это заставит ваших учеников чувствовать себя комфортно и делать то же самое, а также это путь к построению двустороннего взаимодействия.
Один учитель, например, снял видео для своих учеников, когда они изучали тему «My daily routines». Смотрите, что из этого получилось.
4. Изучайте ваших учеников и учитесь у них
У каждого ученика есть пристрастие к чему-то. Почему бы не использовать их в свою пользу, включив в свои уроки? Отличный способ узнать об этих интересах — спросить. Когда вы узнаете, что интересует учеников, вы найдете творческие способы интегрировать это в свои уроки.
Учителя, которые тратят время на это, наблюдают усиление участия, большую заинтересованность и общее улучшение в учебе. Студенты оценят дополнительные усилия, которые вы приложили, чтобы включить их интересы в процесс обучения.
Обратите внимание на то, какие:
- активности,
- тексты,
- упражнения,
- темы
захватывают их и какие заставляют опускать голову на парту. Возьмите на заметку то, чем они занимаются после школы, или каких певцов они слушают.
Я часто задаю ученикам такие вопросы:
- How was your day today?
- What did you do at the weekend?
Эти вопросы помогают мне подвести их к определенным темам. Например:
- Have you seen the latest Marvel film?
- What did you think of it?
Запланируйте пять минут в начале каждого урока для проведения беседы с помощью таких вопросов. Это поможет ученикам чувствовать себя комфортно и предоставит им возможность узнать больше друг о друге и о вас.
5. Смейтесь! И над собой тоже
Мы привыкли к довольно строгой и традиционной системе образования, где уважение к учителю является автоматическим и где остается совсем мало времени на то, чтобы как-то скрасить серую рутину.
Обучение не должно быть скучным. Большинство людей любят смеяться. Почему бы не добавить немного юмора в свои ежедневные уроки? Например, соответствующую шутку, связанную с темой, которую вы будете учить в этот день.
А как насчет перевоплощения в какого-то героя — одеть странный костюм? Возможно, посмеяться над собой, когда сделаешь глупую ошибку. Юмор может быть разным, и студенты на это откликнутся. Они с удовольствием будут приходить на ваши занятия, потому что любят смеяться и учиться.
На первый взгляд, кажется, что эти несложные шаги не могут помочь учителю выстроить комфортную коммуникацию, но на самом деле — попробуйте и вы удивитесь, что на самом деле вашим ученикам не нужно многого для счастья. Для того чтобы глубже изучить вопрос эффективного преподавания английского языка рекомендуем курс от Grade University.
Также можете ознакомиться с нашим блогом о том, как сделать обучение письму интереснее.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)