Руслан Шаламов — учитель биологии в научном лицее «Обдарованість», победитель Global Teacher Prize Ukraine 2025 и автор инновационных учебных программ для Новой украинской школы.
Педагог, который с детства увлекался наукой и начал свою карьеру в неспокойные 90-е годы, когда страна переживала социальные и экономические изменения. С тех пор Руслан стал неотъемлемой частью жизни своих учеников.
Почему школьники называют учителя «своим одноклассником»? Как ему удалось построить такой сильный эмоциональный контакт с детьми, которых он обучает? И главное, почему методика преподавания педагога стала источником вдохновения для многих других учителей? Давайте разберемся вместе!
О педагогическом пути
В 90-х, когда Украину охватили сложные социальные и экономические изменения, Руслан начал свой педагогический путь.
Тогда Руслан и сформировал правило: учитель не может быть сторонним наблюдателем в жизни своих учеников.
С первых лет работы педагог создавал атмосферу, в которой каждый чувствовал себя равным.
Когда я начал работать, я сразу понял, что нужно больше, чем просто преподавать. Я начал формировать с детьми контакт, как с друзьями. Есть ученики, с которыми мы вместе празднуем праздники, отдыхаем летом и до сих пор поддерживаем связь.
Руслан смеется, вспоминая, как однажды сказал своим выпускникам, что у него ощущение, будто они вместе окончили школу. Этот момент остался в их памяти, потому что для него они не просто ученики — а настоящие друзья.
Заходя в класс, я всегда говорю: «Добрый день, мои хорошие». Это сразу налаживает отношения, и дети чувствуют, что их, конечно, научат, но и примут такими, какие они есть.
Он подчеркивает, что этот личный контакт и является тем, что позволяет ему достигать результатов в профессии.
О педагогических принципах и ценностях
Моя цель — научить детей не только теории, но и практическим вещам, которые они смогут применить в реальной жизни.
Руслан подчеркивает, что для преподавателя лучшее обучение — не то, где дети тихо сидят за партами, а такое, где они активно вовлечены в процесс, экспериментируют и работают руками.
Я всегда стараюсь организовать уроки так, чтобы класс и слушал, и участвовал в разных экспериментах, проектах. Биология, как и любая наука, должна быть живой, а не сплошной теорией. Мы проводим опыты, клеим, режем, рисуем — все, чтобы они могли почувствовать и понять, как работает мир.
Он уверен, что современное образование должно быть не только академическим, но и прикладным.
Например, преподаватель биологии рассказывает о молекулах и клеточных процессах, но не забывает объяснять, как эти знания могут быть использованы для создания здорового рациона.
Если изучаем генетику, то почему бы не рассказать школьникам, как можно использовать эти знания для улучшения качества жизни? Например, что делать, если у тебя есть проблемы с фертильностью, и какие современные методы лечения могут помочь.
О любви к предмету и к ученикам
Руслан уверен, что секрет успешного преподавания у каждого педагога свой. Нам он рассказал о своем собственном подходе.
Для того, чтобы быть хорошим учителем, нужно влюбиться в свой предмет, любить своих учеников и уметь сочетать эти две вещи. И это не какой-то слоган. Я действительно верю, что если ты любишь то, что делаешь, и любишь людей, с которыми работаешь, то успех неизбежен.
Результативность такого подхода подтверждают многочисленные выпускники Руслана, которые сегодня работают в ведущих лабораториях мира. Это еще раз доказывает эффективность его метода — находить индивидуальный подход к каждому, учитывая личные интересы и потребности.

Учитель, который вдохновляет на изменения
Руслан поделился с нами, что лучшая оценка работы учителя — это когда ученики возвращаются в школу, но уже не за парту, а за преподавательский стол.
Есть у нас одна особенная история. Мой выпускник, математик. Закончил Харьковский университет, потом магистратуру в Берлине, аспирантуру в Марселе, защитил докторскую по математике. Казалось бы, карьера в науке — открыта, живи себе в Европе. Но в 2022 году он оставил все и вернулся в Украину. Пришел к нам в лицей и говорит: «Хочу учить детей здесь».
Руслан на собственном примере доказывает, что учитель — это работа, которая выходит за пределы обычных уроков. Он передает знания и одновременно устанавливает контакт с учениками, выполняя роль наставника и друга.
Его подход к обучению — это живой процесс, где каждый урок превращается в настоящее открытие. Победа в Global Teacher Prize 2025 — яркое свидетельство того, как современная педагогика может быть призванием, а профессионализм — сочетаться с вдохновением.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)