👋🏻 Писать — это не только большое мастерство, но и необходимость. В современном мире, где коммуникация происходит через электронные письма, отчеты и социальные сети, умение выражать свои мысли четко и грамотно становится базовой потребностью.
Именно поэтому частью почти каждой программы английского языка является письмо и грамматические темы. Как научить этим навыкам детей говорят много, а как насчет взрослых? Расскажем в этом материале!
Почему студенты так не любят писать?
Для большинства студентов, изучающих английский язык, гораздо труднее научиться правильно писать, чем свободно говорить. Почему так происходит?
Прежде всего это связано с тем, что письменная речь требует от студентов большей внимательности и знаний по грамматике. Если в устной речи грамматическую ошибку могут даже не заметить, то в письменной она может стать значительной проблемой.
Также причиной закономерности является то, что письменная речь не имеет визуализации. То есть, в устном формате некоторые слова можно заменять мимикой и жестами или вообще пропускать, потому что они понятны благодаря контексту. В письменной же — прописывать надо каждое слово и знак препинания, чтобы правильно донести мысль до собеседника.
Кстати, во время практики письма с проблемами сталкиваются не только студенты, но и преподаватели. А это многое говорит о возможных трудностях!
Однако, нет поводов для волнений. Для того, чтобы встречаться с меньшим количеством трудностей при преподавании письма взрослым студентам в Grade University существует специализированная программа!
«Teach IELTS Academic Writing» — это микроквалификация, которая охватывает все аспекты преподавания writing! Она позволит вам повысить уровень профессиональных знаний и стать сертифицированным инструктором по академическому письму IELTS!
Проблемы обучения взрослых студентов
В процессе обучения именно взрослых людей такому базовому навыку владения английским языком, как письмо, преподаватели часто сталкиваются с проблемами, в частности:
- страх ошибок,
- сформированные привычки,
- неправильно заученные правила и конструкции,
- ограниченное время, ведь у каждого взрослого человека кроме обучения есть куча неотложных дел,
- недостаточная практика, из-за отсутствия свободного времени.
Итак, из-за вышеуказанных пунктов обучение взрослых людей письму является процессом, который требует особой подготовки, внимания и подхода.
Общие советы
Перед тем как говорить о методах обучения письму, стоит поговорить об общих советах по обучению взрослых студентов.
Терпение
Простой, но действенный совет. Как и в работе с подростками, при обучении взрослых людей следует сохранять спокойствие и терпение.
Темы уроков
Привлечение интересов студентов позволяет заинтересовать их в процессе обучения и разнообразить занятия.
Учитывая возраст учеников, выбирайте соответствующие темы: семья, работа и карьера, путешествия, общество и новости, здоровье и благополучие, саморазвитие, финансы.
Дистанция
Не стоит быть слишком мягким или, наоборот, очень строгим учителем. В работе со взрослыми студентами стоит найти равновесие между близостью и дисциплиной.
Демонстрация результатов
Дети обычно учатся ради оценок, а вот взрослые работают на результат. Именно поэтому в работе с ними важно демонстрировать прогресс и успехи.
Процесс и продукт
Перейдем к узконаправленным советам. Прежде всего важно отметить, что при обучении письму мы можем сосредоточиться на конечном результате, а можем на всем процессе.
Традиционным подходом является ориентация на продукт или product-oriented approach. Он делает акцент на механических аспектах письма, таких как сосредоточение внимания на грамматических и синтаксических структурах и имитации моделей.
Основная цель такого подхода — воспроизвести образец текста. Он направлен прежде всего на правильную форму конечного продукта.
Второй подход — ориентированный на процесс или process-oriented approach. Он подчеркивает, что письмо — это процесс, с помощью которого создается смысл. Другими словами, письмо в значительной степени касается способа развития и выражения идей.
Вместо того, чтобы заниматься формой, студенты сосредотачиваются на том, насколько четко и эффективно они могут выражать и организовывать свои идеи.
Автор Ванесса Стил дает более подробное сравнение продуктивного и процессуального подходов к обучению письму и описывает этапы таких уроков. Вот основные отличия:
Знание обоих подходов и их использование в процессе обучения помогают ученикам систематизировать мысли перед написанием текста.
Например, официальные письма имеют четко фиксированные черты. Следовательно, скорее всего, вы примените подход, ориентированный на продукт, который будет сосредоточен на изложении, стиле, организации и грамматике.
Другие жанры, такие как дискурсивные эссе и рассказы, могут подвергаться процессуальному подходу, ориентированному на идеи учеников.
Попробуйте использовать эту методику в процессе обучения письму взрослых людей!
Роль учителя
По информации автора Джереми Хармера, которую он изложил в книге «The Practice of English Language Teaching», когда ученики находятся в процессе написания текста, преподавателю необходимо выполнять некоторые важные роли.
Мотиватор
Задача преподавателя — мотивировать учеников. Как именно?
Старайтесь создать надлежащие условия для генерирования идей, убедить в полезности их деятельности и поощрить приложить максимальные усилия для успешного результата.
Источник информации
Преподаватель должен быть готов предоставлять информацию и необходимые языковые структуры слова или грамматические конструкции, перевод там, где это нужно.
Студенты должны видеть, что вы готовы помогать, просматривать их работы во время написания, давать советы и делать конструктивные предложения.
Фидбэк-провайдер
Реагируйте положительно на написанный учениками контент. Предоставляя отзывы по содержанию или правильности, следует выбрать, на чем именно сосредоточиться, в зависимости от потребностей учащихся на данном этапе и задания, которое они выполняют.
Старайтесь фокусировать внимание на положительных моментах, но не забывайте указать и на ошибки, на которые стоит обратить внимание. Подчеркивайте, что они являются обязательным этапом процесса обучения и получения новых знаний.
Как научить взрослых писать: упражнения
Растягивание предложений
Запишите на доске простое предложение, например: «A man was playing the guitar». Задача учеников — расширить его, используя как можно больше прилагательных, оборотов и т.д., но так, чтобы предложение не потеряло смысл. Например:
- «A middle-aged man was playing the guitar».
- «A middle-aged man was playing the old guitar».
- «A middle-aged but goodlooking man was … etc».
50 слов
Перед началом упражнения прочитайте и обсудите с учениками некоторые истории с сайта «50-Word Stories».
История на 50 слов — это выдумка, которая содержит ровно 50 слов. Как и любая другая форма художественной литературы, такой рассказ имеет начало и конец, развитие сюжета и персонажей, а также тему, мораль или определенную цель.
Предложите ученикам несколько тем, например «A day to remember», «Holiday romance». Это может быть связано с тем, что они недавно изучили.
Разделите участников на пары. Они придумывают идеи для своей истории. После этого студенты пишут черновик рассказа без ограничений по количеству слов.
После этого пары учеников обмениваются черновиками друг с другом. Дайте им новое задание — отредактировать рассказы так, чтобы в них было ровно 50 слов.
Вы можете устанавливать дополнительные критерии для этой деятельности, например: история должна содержать 2 наречия, степени сравнения, определенную лексику и другие.
«Между строк»
Очень простое, но интересное и полезное задание.
Дайте участникам первую и последнюю строки рассказа. В группах они должны написать истории, которые происходят между этими строками.
Портреты
Покажите ученикам портреты разных известных людей. Распределите их на пары и дайте задание написать письмо от одного из этих лиц к другому.
Музыкальные описания
Приготовьте различные мелодии и включите их студентам. Попросите написать то, что, по их мнению, описывает композитор. То есть, студенты должны переделать музыку в слова. Интересно, не так ли?
«Своими глазами»
Посмотрите со студентами короткое англоязычное видео, где будет несколько действующих лиц. Затем разделите учеников по ролям и дайте задание описать показанную в видео историю со стороны выбранного персонажа. Пусть студенты в деталях распишут чувства и эмоции героя.
Например, историю, описанную в мультфильме «В поисках Немо» можно рассказать со стороны Марлина, Дори и самого Немо.
Кулинарное шоу
Подготовьте карточки с изображением популярных блюд и дайте студентам возможность выбрать их вслепую. Задача — написать собственный рецепт блюда и рассказать об этом всей группе.
Интереснее будет, если студенты будут пытаться угадать блюдо, рецепт которого им рассказывают.
Обобщая, обучение взрослых письму является сложным, но абсолютно реальным процессом. Учитывая особенности студентов такого возраста, их опыт и темп усвоения информации, вы обязательно получите желаемый результат!
Помните, что главное — это создать комфортную среду, где студенты чувствуют уверенность в своих силах и могут свободно выражать мысли. Уверены, благодаря использованию упражнений и методик от Grade Education Centre у вас все получится!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)