Тем, кто только начинает свой путь в преподавании иностранного языка, может показаться, что работать с новенькими значительно проще, чем со студентами более высоких уровней. Однако это ложное впечатление. Уровень Beginner может стать настоящим вызовом, ведь иногда он требует даже более тщательной подготовки к занятию.
В этом блоге мы рассмотрим несколько действенных советов, техник и упражнений для обучения студентов начальных уровней: как создать правильные условия на уроке, на что обратить внимание, как вести себя и чего избегать. Надеемся, наши рекомендации пригодятся вам, и вы с радостью и вдохновением познакомите студентов с английским языком. Итак, начнем!
Первое впечатление
Безусловно, первое впечатление имеет значение. Улыбка и теплое приветствие всегда работают. Улыбаясь, вы невербально сообщаете студентам, что в классе безопасно и готовите их к положительному взаимодействию.
Обязательно выучите имена и фамилии ваших учеников и произносите их правильно. Так они поймут, что их ценят. В начале знакомства можно поиграть в игры и «icebreakers» на тему имен и прозвищ. И не забудьте дать четкие инструкции.
Не усложняйте
Часто преподаватели забывают и используют слишком много английской лексики на занятиях для начинающих. Не стоит этого делать, ведь ваши студенты ничего не поймут. Упростите ваши указания, инструкции, похвалу и фидбек до самого короткого варианта, например: «Good job!», «Take out your workbooks» или «Listen, please».
Каждую реплику подкрепляйте жестами. Они помогут вашим ученикам уловить запрос, даже если они не понимают слов.
Структурируйте урок и лексику
Логическое разделение информации на части значительно улучшит ее восприятие и усвоение. Структурируйте план урока, разбейте его на небольшие задачи и понятные этапы.
Новую лексику начинающие студенты лучше запомнят, если слова классифицировать по категориям, например: «Travel», «Home», «Restaurant», «Space» и другие. А дополнительные бесплатные ресурсы помогут спланировать занятие и сделать его более интересным.
Повторить = запомнить
В начале изучения языка для студентов важно привыкнуть к условиям в классе и форме обучения. Используйте простое приветствие, например: «Hello, how are you?»
А также инструкции с использованием общеупотребительных слов:
- stand up,
- sit down,
- read,
- write,
- look.
Частое повторение одинаковых фраз и жестов поможет вашим студентам быстрее понять задание и запомнить ключевые фразы и слова.
Каждый урок можно начинать с повторения лексики с прошлых занятий или грамматических правил, а заканчивать — игрой или просмотром следующего домашнего задания.
Реквизит
Использовать слова для объяснения любого понятия студентам, не обладающим никаким запасом иностранной лексики, вряд ли будет эффективным. Вместо этого можно использовать картинки или рисунки на доске. Когда, например, студенты услышат слово train и увидят его изображение, они сразу поймут, о чем идет речь.
Также можно напечатать рисунки предметов, о которых часто упоминается в классе или написать на доске вопросы, которые можно использовать во время занятия, например:
- Can I ask a question, please?
- Can you repeat, please?
- Can I go to the dressing room, please?
Запомнить базовые понятия и предложения будет таким образом гораздо проще.
Не говори, просто покажи
Если у вас нет под рукой картинок или места для рисования, тогда включите внутреннего мима и «покажите» слово train: как двигаются колеса, идет пар, какие звуки он издает. Да, это может быть смешно. Однако смех и юмор наоборот настроят студентов на позитив, а имитация погрузит в контекст и поможет понять значение.
Шарады действительно очень популярны, и, скорее всего, ваши студенты уже практиковались в этой игре и охотно сыграют в нее друг с другом. Это будет отличным способом закрепить новые слова. А вне игры жесты помогут им выражать свои мысли и чувства.
Понятно?
Всегда проверяйте, как хорошо поняли материал урока ваши ученики. Зачастую они стесняются спросить или уточнить информацию.
Выход из этой ситуации — CCQs или Concept Checking Questions, вопросы, которые помогут понять, все ли студенты поняли, о чем идет речь. К примеру, вы даете задание заполнить пробелы в предложениях, используя предоставленные варианты. Тогда ваши CCQs могут звучать так:
- Do you have to talk or to write in this task?
- How many variants do you have to choose for one sentence?
- Will you work alone or in pairs?
Ответы учеников дадут вам понимание того, все ли были внимательны и знают, что делать дальше.
Поощрение
Ободрение чрезвычайно важно на этом этапе обучения. Когда только начинаешь изучать язык, ошибки случаются на каждом шагу, а это, конечно, огорчает.
Однако без ошибок не может быть прогресса. Непременно поощряйте своих студентов предпринимать новые попытки. И хвалите их даже за малейшие достижения, такие как правильное произношение, использование нового слова в предложении или отсутствие ошибок в предложении.
Вы можете ободрять учащихся словами «Good job!», «Well done!» или просто показав палец вверх или жест «Давай пять!»
Не будьте скучными!
Преподавание только по учебнику ограничивает фантазию. На начальном этапе особенно важно удержать внимание и интерес студентов. Используйте игры, изображения, видео, упражнения и идеи из интернета.
Узнайте об интересах ваших учеников и сделайте акцент на них. Вовлекайте студентов в контекст, практикуйте ролевые игры, меняйте темп урока и характер задач. Приблизьте условия обучения к реальной жизни!
Игры
Вот несколько идей игр, которые вы можете внедрить в план урока на первых этапах обучения студентов начального уровня. Игры просты и известны, а значит, не вызовут трудностей, создадут правильную атмосферу в классе и помогут попрактиковать язык.
Chinese Whispers
Кроме хорошо знакомых «Charades», «Stop the bus» и «Simon Says», попробуйте «Chinese Whispers», ее еще называют «Telephone», «Gossip» или «Pronunciation whispers». Игра хорошо подойдет для начальных уровней для практики произношения и восприятия на слух.
Разделите группу на две команды. Студенты становятся в ряд. Шепотом скажите первому ученику каждой команды по одному слову. Ученики должны поочередно прошептать услышанное слово друг другу до конца ряда. Последний ученик произносит слово вслух. Если слово и его произношение верны, команда получает балл.
С каждым раундом меняйте порядок студентов в ряду. Усложнить условия можно, написав ключевое слово на бумаге. Для игры подойдут слова, которые вы недавно изучили, или слова с характерным произношением, например те, в которых не произносится «k»: «knife», «knee», «knowledge».
Shiritori
«Shiritori» — это лексическая игра японского происхождения, означающая «брать ягодицы». На самом деле речь идет о том что в игре имеют значение именно окончания слов.
В такую игру можно играть командами у доски. Учитель пишет первое слово, а ученики продолжают по одному. Каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. Например: Train – Notebook – Knee – Enjoy.
Игру можно усложнять в зависимости от уровня ваших студентов. Например, первая строка может быть произвольной, вторая — только существительные, третья — только прилагательные и так далее.
Find someone who
Это активная игра, практикующая коммуникативные навыки, аудирование, письмо и чтение. «Find someone who» лучше всего подойдет для подростков и взрослых. Вам нужно будет подготовить листы с категориями. Они могут быть самые разные, в зависимости от того, какую лексику и языковую структуру вы хотите попрактиковать. К примеру, state verbs:
- Someone who hates washing dishes;
- Someone who owns a car;
- Someone who admires horror movies;
- Someone who seems to be upset;
- Someone who smells nice;
- Someone who cares for animals.
Для каждой категории ученики должны найти хотя бы одного одногруппника и записать его имя. Выигрывает тот, кто первым заполнит все категории или найдет больше людей для каждой.
Если остались вопросы…
1. Как действовать, если после инструкций ученики не понимают, что нужно делать?
Во-первых, ваши инструкции должны быть простыми и краткими. Основные термины и указания можно написать на доске. Проверить, поняли ли ученики задание, можно с помощью нескольких CCQs.
2. Как объяснить понятие, если у студентов нет достаточного словарного запаса?
Используйте изображения, видео, рисуйте на доске, покажите слово с помощью жестов, звуков и мимики.
3. Как мотивировать застенчивых студентов?
Начинающие студенты требуют больше времени для практики новых слов и правил. Обеспечьте для этого соответствующие условия. Дайте возможность потренироваться сначала в группе или паре, а затем уже индивидуально.
Кроме того, обязательно ободряйте их и поощряйте любую попытку, даже неудачную. Придумайте небольшие вознаграждения за успехи. Установите правила поведения в классе, которые позволят ученикам чувствовать себя уверенно и поддерживать друг друга.
И напоследок: не бойтесь новых вызовов и старайтесь преподавать как для начальных, так и для более высоких уровней! Для этого продолжайте развиваться сами, совершенствовать свои знания и умения, находить новые ресурсы, делать свои уроки разнообразнее и стремиться быть лучшим в своем деле.
А поможет вам в этом Grade Education Centre и, в частности, курс подготовки к TKT для преподавателей. Он точно подойдет тем, кто стремится узнать больше о коммуникативной методике, какие материалы использовать и как внедрять ее на занятиях. Всю информацию можно получить на сайте. Давайте реформировать систему образования вместе!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)