✌ Впервые я столкнулась с тем, что я в классе не один учитель, когда начала преподавать английский в начальной школе в Таиланде. Со мной постоянно присутствовала коллега-тайка Мин, и в начале меня удивляло, а иногда и откровенно раздражало, что ученики время от времени отвлекаются на нее, ставят ей вопросы на тайском языке, и я не понимаю что происходит, потому что их учитель — я ! В Украине мне не приходилось работать с кем-то в паре, поэтому это был шок.
Сегодня, когда все больше образовательных учреждений становятся инклюзивными, co-teaching или collaborative team teaching становится нормой. Впрочем дело не только в инклюзии. В моей школе, например, мы обучали студентов по программе MEP (Mini English Program), в которой большинство школьных предметов преподаются на английском. Поэтому на самом деле, как оказалось, коллега не мешала мне и не отвлекала учеников, и не находилась в классе для того, чтобы держать дисциплину, а была таким же полноценным преподавателем, как и я. К сожалению не все преподаватели знакомы с моделями совместного преподавания, не знают в чем именно заключается суть коллаборации, как планировать занятия, как это выглядит в аудитории, и тому подобное. Именно поэтому сегодня мы поговорим о совместном преподавании.
C0-teaching на уроках английского
Идея совместного преподавания заключается в том, что с классом работает больше, чем один педагог, и это положительно влияет на обучение студентов. Как правило, когда происходит co-teaching, преподаватели договариваются о совместной ответственности за группу студентов: это касается конкретного контента курса, заданий с взаимной собственностью, объединенными ресурсами и тому подобное.
На самом деле не только студенты с особыми образовательными потребностями, но и любые другие студенты на всех академических уровнях получают пользу от альтернативных заданий и большего количества внимания учителей к деятельности в небольших группах, что становится возможным благодаря совместному преподаванию. Благодаря работе нескольких педагогов обучение в общеобразовательных условиях становится более интенсивным и индивидуализированным. Кроме того, студенты с особыми образовательными потребностями получают неограниченный доступ к общеобразовательной учебной программе и почти полностью снимается вопрос стигмации.
Такой подход делает возможным преподавание одинакового содержания для всех студентов и соблюдения ими одинаковых образовательных стандартов.
Среди других преимуществ, которые дает совместное преподавание в одном классе:
- уменьшения нагрузки и стресса преподавателя;
- вы и коллега можете многому научиться друг у друга;
- вы получаете возможность рефлексировать и анализировать, что работает хорошо, а что нет, и как это можно улучшить.
Работать в паре коллегой не всегда просто, и можно сказать, что для любой из сторон это может быть даже некомфортно. Что же делать, чтобы совместное преподавание было эффективным и успешным? Ниже приведу несколько советов, которые помогут наладить сотрудничество с коллегой.
- Взаимное уважение является ключом к любым успешным отношениям, и, конечно, для совместного обучения. Часть уважения друг к другу — это построение доброжелательных отношений. Если есть возможность, сделайте это, прежде чем вам придется начать преподавание вместе. Познакомьтесь и найдите что-то общее. Если вам комфортно вместе, ученикам также будет комфортнее с вами двумя в классе. Они легко чувствуют напряжение и гармонию, и это влияет на их способность учиться.
- Важно знать какая модель совместного преподавания используется в вашем учреждении. Тогда вы сможете легко определить роли и обязанности. Попробуйте понять где вы можете поддерживать друг друга. Также рекомендуется сесть и обсудить управления дисциплиной и классом, правила для студентов, что нужно и чего не стоит делать, политику по выполнению аудиторных и домашних заданий, оценивание, общение с учениками (и родителями), и тому подобное.
- Для педагога, который постоянно совершенствуется и учится, гибкость играет важную роль. Да, возможно, у вас есть какие удобные, проверенные обучающие стратегии и «фишки», которые работают, но, если у вашего коллеги есть идея, которая может быть еще лучше для ваших студентов? Одним из ключевых преимуществ совместного преподавания является наличие другой точки зрения на то, как нужно учить, какие ресурсы использовать, и тому подобное.
- По возможности совместно планируйте свои занятия. Таким образом, вы можете сосредоточиться на сильных сторонах друг друга, чтобы максимально эффективно обучать. Возможно, одна из ваших сильных сторон заключается в том, чтобы вы всегда находите замечательные примеры для понимания или преподавания грамматики, тогда как сила вашего коллеги заключается в обучении письму и использовании эффективных учебных активностей. Используйте это, чтобы создавать крутые уроки!
- Общение — еще один ключевой компонент успешных отношений. По возможности используйте инклюзивную речь (НАШИ студенты, НАША классная комната). Смотрите на своего коллегу как на равного партнера; используйте речь, отражающую это. Поговорите о конкретных учениках: тех, у кого все хорошо, тех, кому трудно все удается, тех, кто постоянно мешает на занятиях. Говорите об оценках и различных вещах, которые вы можете принести или сделать. Сообщайте друг другу о важных событиях или ситуациях, которые произошли во время урока.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Виктория Ломака, финалистка Global Teacher Prize, про курс CELT-S
Модели совместного преподавания
Всего на уроках английского наиболее часто используют 3 следующие модели общего преподавания.
Один преподает, второй наблюдает. Это может быть наблюдение молчаливого партнера, а также наблюдающий учитель может помочь вам со трудными студентами, например, перевести, когда это необходимо, и тому подобное. Используя такой подход, учителя могут заранее решить, какую именно информацию собирать во время наблюдения за обучением и даже согласовать систему сбора данных. После этого они вместе анализируют информацию.
Плюсы:
- позволяет беспрепятственно наблюдать и собирать данные;
- учитель получает данные, которые могут быть полезными для будущего обучения, вмешательства и группировки студентов.
Возможные минусы:
- может возникнуть динамика, в которой ученики видят только одного учителя как «настоящего» учителя;
- может осложнить построение крепкого партнерства между коллегами.
Один обучает, второй помогает. В таком случае один учитель проводит занятия, а другой помогает дисциплинировать студентов, передвигается по классу, помогает ученикам, которым нужна помощь и тому подобное. Здесь важно время от времени меняться ролями.
Плюсы:
- позволяет одному учителю непрерывно проводить урок и не отвлекаться на учеников, которым нужна помощь;
- студенты получают необходимую помощь в режиме реального времени;
- позволяет обеспечить отличное управление большой группой студентов;
- предоставляет новым учителям возможность наблюдать за более опытными коллегами.
Минусы:
- студенты могут видеть в одном из педагогов лишь «дисциплинатора»;
- может показаться, что один учитель является более важным чем другой;
- студенты могут лениться, ведь знают, что всегда получат незамедлительную помощь от педагога;
- требует тщательного планирования, чтобы учитель-ассистент был эффективным.
Один преподает в один день, второй преподает в другой день. Это довольно распространенная практика в школах, где бывает два или больше уроков английского в неделю. Учитель-носитель английского языка преподает один урок (иногда он больше сосредоточен на произношении, грамматике или иных навыках), а другой «местный» учитель преподает во время другого урока. Именно эту модель я могла испытать на себе также. Все уроки, касающиеся грамматики, письма, изучения букв в первом классе вела моя тайская коллега Дао (дважды в неделю), ау меня был один час в неделю, во время которого мы с первоклассниками были сосредоточены на говорении и аудировании.
В начале учебного года мы согласовали кто за что отвечает. Могу сказать, что это было довольно эффективное обучение, ведь моя коллега могла объяснить студентам различные разногласия или непонятные вещи на их родном языке, и поэтому на моих занятиях дети могли кайфовать от того, что они сознательно говорили на английском. На переменах мы часто делились впечатлениями о наших уроках, об успехах и проблемах студентов, и могли подсказать друг другу на что обращать внимание. Недостатком такого подхода я бы назвала лишь то, что редко видела своих студентов, и количество учеников было слишком большим для одного учителя — в Таиланде классы не делятся на группы, как у нас, поэтому на уроке может быть 30-40 «муравьев», которых очень трудно контролировать.
Такой «group sharing» практикуют и преподаватели нашего образовательного центра. Несмотря на то, что все они сертифицированы и обладают примерно одинаковым набором инструментов и методик для преподавания английского, их занятия очень разные и интересные студентам. Среди преимуществ такого подхода:
- постоянный эффект новизны, поддерживающий интерес студентов;
- студенты лучше понимают сложные нюансы английского, ведь каждый преподаватель объясняет по-разному;
- занятия более многогранные за счет того, что каждый преподаватель вносит разнообразие;
- студенты привыкают к различным акцентам английского;
- занятия более качественные, ведь двое преподавателей планируют их вместе;
- студенты получают более объективный фидбэк.
В целом, совместное преподавание имеет больше преимуществ, чем недостатков. Поэтому не стоит бояться попробовать нечто новое.
В Grade Education Centre можно не только повысить преподавательскую квалификацию, но и получить сертификат CELTA!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)