Все чаще слышится вокруг загадочное слово CLIL?
На самом деле, ничего загадочного. Расшифровывается аббревиатура как Content and Language Integrated Learning, а, собственно, идея заключается в том, чтобы провести урок по любому школьному предмету на английском (или любом другом иностранном) языке. Конечно, не обязательно проводить полный курс истории или физики на английском, но взять интересную тему и подготовить своего рода task-based lesson – можно.
Тем более, что это вносит некоторое разнообразие в учебную программу, позволяет повысить уровень мотивации и вовлеченности студентов, а также показать ученикам, зачем же им английский на самом деле. Они ведь не будут всю жизнь читать и слушать только учебные тексты!
Существует множество ресурсов с материалами по CLIL урокам, но здесь поджидает засада: они или повторяются, или используют откровенно скучные материалы. Поэтому, в первую очередь, лучше ориентироваться на своих студентов и их потребности. Если у вас в школе нет гуманитарного класса, не берите литературу. А если наоборот, то уроки по физике, химии или математике должны быть легкими, с видео или инфографикой для наглядности.
Как лучше планировать CLIL урок?
В первую очередь нужно помочь студентам с тематической лексикой, т.е. должен быть словарик, текст или видео по теме (а лучше – и то, и другое), какие-нибудь задания на проверку понимания лексики.
Кроме того, обязательным элементом интересного CLIL урока является “свободное творчество” студентов. То есть, нужны задания по тому предмету, который вы выбрали (например, физике), где студенты могли бы что-то поискать в интернете, провести эксперимент и рассказать о нем.
Следовательно, необходимо подготовить инструментарий для студентов: компьютеры для поиска (хотя они могут использовать и свои телефоны), таблицы или схемы, которые они должны заполнить или зарисовать, материалы для экспериментов (стаканы, проводки, вода, реактивы и т.д.).
Необязательно делать отдельный курс по CLIL. Такой курс вместо пользы может быть откровенно расслабляющим для студентов, ведь они вряд ли будут использовать выученную лексику каждый день. Зато если взять несколько уроков и распределить их равномерно на год, то и учителю не будет очень сложно с подготовкой, и студенты будут ждать этих уроков с удовольствием.
Где же взять эти суперинтересные идеи и уроки?
Во-первых, можно поискать на ресурсах типа ESL Library или Onestopenglish. Там предлагают уже полностью сформированные уроки, разве что без экспериментов. Обычно они включают в себя текст и упражнения по словам, а также какой-то проект для самостоятельной работы. Весь этот обычный урок можно разбавить с помощью видео из YouTube на ту же тему или более интересным проектом (например, создать инфографику).
Если темы, предложенные в интернете по CLIL вы уже брали или они вам не интересны, то можно поискать простые эксперименты – и уже вокруг них построить урок. Например, эксперименты со светом или электричеством. Они достаточно простые, не требуют большой ресурсной базы, и к ним можно найти материалы в Википедии, чтобы подготовить текст и упражнения на лексику.
Самый интересный урок может выйти из двух прозрачных стаканов, фонарика, литра воды, зеркала и наперстка молока!
А сколько экспериментов есть на YouTube или сайтах вроде http://class-fizika.ru/opit.html!
Есть только одно НО: все опыты нужно сначала провести самостоятельно, проверить, что они работают, как вы хотели, и только потом приносить в класс.
И это главный залог успеха CLIL!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)