Ошибки являются неотъемлемой частью любой деятельности человека, в том числе – процесса обучения иностранному языку ☝ Это подтверждает известное высказывание Теодора Рузвельта: “Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает ”.
Но решение, когда и как исправлять, может быть очень сложным для преподавателя. С одной стороны, слишком много исправлений может привести к тому, что у студентов появится страх говорить, чтобы не ошибаться. Цель этого безустанного исправления, действительно, иногда замечательная: добиться от студентов безупречного владения языком во время некоторых этапов освоения учебного материала. Но как чувствует себя студент, когда его исправляют перед целой группой? “Я – ничтожество, лучше вообще молчать, чем сделать ошибку и быть исправленным”. Кроме того, студенты могут вообще потерять мотивацию к учебе.
С другой стороны, полное отсутствие корректировки ошибок является неприемлемой ситуацией. Да, студенты чувствуют себя свободно во время разговора, но они не получают обратной связи про качество своего высказывания и не понимают, в каком направлении двигаться для улучшения уровня владения языком.
Итак, как сделать исправления ошибок эффективными и, одновременно, «безболезненными»?
Мы, преподаватели английского, ориентируемся на то, когда исправлять и как исправлять.
Когда?
Момент исправления зависит от цели упражнения. Если на занятии отрабатываются новые слова или грамматика, и упражнение направлено на точность употребления языкового материала, преподаватель будет исправлять сразу же. Это необходимо для того, чтобы студент осознал, как нужно правильно использовать определенные слова или грамматические конструкции. Также это нужно для предотвращения закреплению ошибки в памяти. Но в то же время преподаватель скорее всего не будет перебивать студента посреди предложения, а сначала даст возможность завершить высказывание.
Но если упражнение направлено на использование материала в свободном общении с целью формирования разговорных умений, преподаватель запишет ошибки и исправит студента после этого упражнения или в конце занятия.
Отведение времени на анализ ошибок в конце занятия является распространенной практикой наших преподавателей. На доску выносятся разные типы ошибок, не только грамматические, но и ошибки в произношении и использовании слов. В то же время, преподаватель всегда записывает примеры хорошо употребляемых выражений и грамматики. Это делается для того, чтобы подчеркнуть эти хорошие примеры и чтобы студенты и в дальнейшем использовали этот материал.
Как?
Всем известный метод – это исправления со стороны преподавателя. Но единственный ли это метод? Эффективным является создание такой ситуации, когда студент сам осознает свою ошибку – и сразу же исправляется. Например, для напоминания про то же самое окончание “-s/-es” в настоящем времени преподаватель может молча показать карточку с этим окончанием, если студент говорит: “She go to school every day”.
Другим способом является дружеское исправление со стороны одногруппников. Это делает их более осознанными участниками процесса обучения и внимательными к ошибкам. Это также способствует установлению доброжелательной атмосферы на занятии и возможности научиться один у другого.
Что дальше? Есть ли жизнь после исправления ошибок?
В дальнейшем преподаватель может предложить студентам сделать дополнительные упражнения на отработку ошибок или небольшой тест, чтобы отследить, как улучшилась ситуация с употреблением определенного языкового материала. Студентам, со своей стороны, желательно тоже отслеживать свои самые распространенные ошибки: записывать в тетради ошибку, напротив – правильную версию и заметку, которая объясняет ошибку. Также полезно записать пример.
Могу сказать со своего личного профессионального опыта, что мы крайне мало исправляем студентов на первом занятии. Это вполне понятно: новая группа, кто-то, возможно, давно не учился, и язык немного подзабылся. Получается, очень часто для установления позитивной атмосферы в группе преподаватель не исправляет на первом занятии вообще. На первом занятии преподаватель изучает и анализирует уровень студентов, оценивает группу для выбора эффективных стратегий преподавания именно для этой группы. Про это стоит помнить студентам, которые, из-за отсутствия исправлений со стороны преподавателя, судят о профессионализме. В связи с этим я часто вспоминаю историю коллеги, которой пожаловался студент после первого занятия: “Я специально сделал ошибку, а вы меня не исправили ”.
Итак, важно помнить, что “человек учится на собственных ошибках ”. А опытный преподаватель направит этот процесс самым лучшим образом.
Следите за Grade Education Centre, чтобы узнавать о преподавании больше!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)