Представьте, что вы хотите выучить корейский язык. Перед вами некоторые корейские символы. Знаете ли вы, как они читаются?
Напоминает ли это чувство ребенка, который впервые учится читать и писать?
Каждый учитель английского языка знает, что таблица фонем (phonemic chart) – это набор символов, которые представляют все звуки в разговорном английском. Однако многие учителя считают, что достаточно знать только этот факт. Знания букв алфавита совсем недостаточно для хорошего произношения. Символы фонем, напротив, являются наиболее надежным руководством.
Почему мы учим алфавит и избегаем обучения звукам? Может показаться, что фонетическая таблица – это просто набор фонем, но на самом деле, это больше чем просто таблица.
Что такое таблица фонем?
В каждом языке есть свой набор звуков, существующих в связи с другими звуками, которые помогают формировать контуры и границы своих соседей.
Существует несколько версий таблицы для самых распространенных вариантов разговорного английского языка, но наиболее известная таблица фонем для общего пользования была создана Эдриеном Андерхиллом, очень хорошо известным своей работой по обучению произношению.
British version British versionAmerican version

Как видите, это алфавитная система фонетической записи, основанная преимущественно на латинском алфавите. Таблица помогает выучить 44 фонемы британского английского, представленные символами международного фонетического алфавита. За каждым символом – один звук. Большинство словарей используют эти символы, поэтому с их помощью можно также научиться произношению и ударению любого слова.
Фонема – самый маленький звук, который может изменить значение слова. Например, слово pin превратится в bin или sin, если изменить фонемы /p/ на /b/ или /s/.
В таблице звуки сгруппированы в три категории:
- Гласные
- Дифтонги
- Согласные
Эдриен Андерхилл сравнивает свою таблицу фонем с периодической таблицей, поскольку, как он говорит, «положение элемента в периодической таблице говорит нам многое о том, каким образом данный элемент формируется и как он ведет себя». Сорок четыре фонемы стандартного английского языка представлены в таблице в основательном визуальном отношении друг к другу. Если посмотреть внимательно, можно заметить, что строки и столбцы в таблице говорят многое о:
- семьях звуков с общими чертами (гласные, дифтонги, согласные, полу-гласные и т. д.);
- том, как издается звук (округление губ, глайд, фрикативный, взрывной согласный звук, носовой, плавный, звонкий, долгота звука и т.д.);
- том, какая часть ротовой полости и артикуляционного аппарата используется (язык, зубы, губы, голосовые связки, нос и т.д.);
- где издается звук (губы, зубы, нёбо, спереди, сзади, высоко, низко и т. д.).
Какую пользу может принести преподавание и изучение таблицы произношения?
Эдриен Андерхилл, автор книги «Sounds Foundations: Learning and teaching pronunciation», вдохновитель приложения Sounds: Pronunciation App, советник в разработке нового словаря английского языка Macmillan English Dictionary, считает, что произношение может изменить качество изучения английского языка. Это происходит через простое посредничество «умной» таблицы фонем наряду с вниманием к мышцам, которые формируют звуки, и использованием определенных техник, вызывающих интерес у студентов.
Основная причина, по которой важно учить и преподавать таблицу фонем, заключается в том, что она применима к любому языку. Андерхилл считает, что учителям недостаточно знать только теорию произношения, важно также знать «где именно во рту они берут эти звуки». Если вы знаете, что делаете, то сможете помочь своим ученикам в этом.
Произношение – это физическое умение. Некоторые звуки английского языка не встречаются в других. Иногда ученики подражают новому звуку, но если у них не получается, учитель должен быть в состоянии дать подсказки, которые могут помочь им создать новый(е) звук(и).
Обучая наших учеников таблице фонем, мы тем самым помогаем им:
- определять звуки, похожие на фонемы в их родном языке, и тогда им не придется слишком на них фокусироваться;
- определять звуки, не принадлежащие их родному языку. Если вы знаете, какие звуки трудно даются вашим ученикам, вы можете больше поработать над их произношением. Например, носители тайского языка не различают фонемы /r/ и /l/. Вот почему у них часто не получается произнести некоторые английские слова, содержащие эти звуки. У носителей украинского или русского языка могут возникнуть проблемы с произношением /ð/ и /θ/;
- выявлять ошибки в собственном произношении и произношении других говорящих;
- узнать, как произносятся слова из словаря. Написание слова на английском языке не всегда говорит нам о том, как оно будет звучать. Если мы напишем слово, используя символы из таблицы фонем, мы сможем четко показать ученикам, как оно звучит. Если ваши ученики хорошо знают фонетические символы, им не нужно постоянно просить кого-то произносить слова.
- научиться точному произношению, которое требует использования правильных звуков при озвучивании слова и ударения на правильный слог. В связной речи между словами могут появляться дополнительные звуки. Например, когда носитель языка говорит «The shoe is on the other foot», это на самом деле звучит как «shoewiz», и мы можем записать это, используя символы из таблицы фонем.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)