Вы любите читать? Какую книгу прочли последней?
Если ваша профессия связана с образованием, наверное, вам приходится много читать. А если преподаете английский, то знаете, что время от времени задания, которые предусматривают чтение, становятся проблемным этапом как для студентов, так и для учителей. Иногда и те, и другие считают даже, что чтение использует время обучения неэффективно.
Сегодня попытаемся опровергнуть это убеждение и разобраться, какие преимущества для изучения языка имеет развитие навыка чтения, что следует знать для обучения разных уровней, какие существуют стратегии для успешного внедрения чтения на уроке, а также советы по улучшению читательского мастерства у студентов. Let’s go!
Важность чтения
Итак, чем именно полезно чтение и почему важно уделять ему время на занятии?
По сути, чтение — это навык, вокруг которого вращаются все остальные навыки: с помощью чтения человек развивает говорение, письмо, расширяет словарный запас и изучает грамматику.
Вы, вероятно, не раз слышали совет: если человек хочет овладеть иностранным языком, ему следует больше читать различные тексты. Это позволяет сформировать базу знаний, ориентироваться в разных областях и свободно выражать свои мысли и, как следствие, ускоряет развитие речевых навыков.
Потому, обучая студентов чтению на занятии по английскому, вы получаете следующие преимущества:
1. Погружение в язык
Текст — это естественное, аутентичное, контекстуальное проявление языка. Именно через текст происходит непосредственное взаимодействие студента с языком. Если работать с текстом правильно, эффект будет заметен сразу.
Например, можно воспользоваться отличным ресурсом, где собраны сказки и народные сказания Англии. Здесь вы непременно найдете, чем заинтересовать даже взрослых студентов, ведь именно фольклор позволит им лучше узнать страну, язык которой они изучают.
2. Лексика
Текст состоит из слов, поэтому чтение — лучший способ расширения словарного запаса. А внедряя на занятии лексические задания к тексту, вы непременно улучшите усвоение новых слов, словосочетаний и выражений.
Например, из текста можно выбрать новые слова, омонимы, рифмующиеся слова или категории слов для интересных лексических игр.
3. Говорение
Навык говорения также развивается благодаря чтению. Особенно если читать вслух. В большинстве своем такую технику применяют для учеников младшего возраста. Это позволяет учителю узнать, какие проблемы возникают при чтении.
Также полезно будет показать пример и прочитать отрывок для учеников, чтобы они могли в дальнейшем наследовать произношение, интонацию и ритм.
Побуждайте учеников читать вслух и дома. Таким образом, они будут иметь своеобразную практику говорения в безопасной среде. Чтение вслух позволит студентам слышать собственные ошибки и исправлять их. В этом плане очень полезно будет записывать на диктофон и прослушивать свое чтение для дальнейшей коррекции.
4. Мультизадачность
Работа с текстом предоставляет многочисленные возможности для создания заданий с различным форматом взаимодействия студентов между собой и последующей практики письма и говорения.
Очень часто текст используют как модель речи например, письмо или диалог, которые ученики должны воспроизвести самостоятельно после проработки текста или как основу для обсуждения и формирования собственных идей. Вот, например, 40 идей, как ученики могут работать с текстом на занятии.
5. Адаптивность
Тексты можно легко приспособить к уровню ваших учеников. Помните, что для понимания текста студенты должны распознавать 90-95% лексики. В интернете, конечно, можно найти множество ресурсов для разных уровней.
Однако вы можете самостоятельно обработать нужный текст и подготовить учеников к работе с ним:
- предоставить определения и примеры словосочетаний / предложений с незнакомыми словами;
- упростить сложные предложения (например, с помощью описательных предложений с that/which/where/who);
- сократить текст до пределов только ключевой информации.
6. Самостоятельность
Благодаря чтению студенты смогут учиться самостоятельно. Иногда постоянное взаимодействие с учителем и другими учениками может утомлять. В таком случае чтение отлично подойдет для индивидуальной работы.
И поскольку у каждого человека есть собственные потребности в усвоении информации, дайте ученикам немного времени поработать наедине, прежде чем переходить к коммуникативным и интерактивным заданиям.
Тем не менее нужно быть уверенным, что ученик действительно работает над текстом, и проконтролировать это можно так:
- выделите определенное количество времени на прочтение;
- перед прочтением дайте задание ответить на 1-2 общих вопроса по содержанию;
- или дайте задание найти в тексте ключевую информацию / составить план текста / расставить отрывки текста по порядку, опираясь на содержание и т.п.
7. Функциональность
С текстами работать удобно, ведь распечатки позволяют придумывать много интересных заданий. Тексты можно резать, клеить, организовывать необходимым образом, вешать на стены и использовать любую возможность задействовать кинестетическое восприятие учеников.
Кроме того, в тексте легко найти проблемные вопросы. А наличие собственной распечатки даст ученикам чувство уверенности и контроля.
Работа с отрывками особенно актуальна, когда ученики изучают содержание. Автор организовывает информацию определенным образом, поэтому важно обучить студентов основным структурам текста:
- Compare and Contrast,
- Problems and Solutions,
- Chronological Order,
- Cause and Effect,
- Description та Sequencing.
Вот несколько увлекательных активностей для работы со структурой текста.
Чтение для разных уровней
Казалось бы, все просто — чем выше уровень студентов, тем сложнее текст следует выбрать. Однако есть несколько нюансов, ведь характер потребностей учеников, связанных с чтением, может изменяться в процессе овладения языком.
На начальных уровнях наиболее важен именно этап “pre-reading”. Имея небольшой запас слов, ученики нуждаются в поддержке учителя в виде объяснения ключевой лексики из текста.
Кроме лексики также необходимо предоставить справочную информацию для лучшего понимания содержания. На таком уровне важно мотивировать учеников читать, даже если они не понимают каждое слово.
Детские книги идеально подходят для начинающих читателей. Если вы обучаете взрослых студентов, обязательно объясните, почему вы выбрали именно детскую литературу, тогда они не будут стесняться читать.
Незаменимый ресурс с бесплатными книгами для детей вы найдете по ссылке.
На более продвинутых уровнях этап подготовки к чтению менее объективизирован и придирчив.
Студенты обычно более независимы в чтении и воспринимают тексты более критично. Они способны разрабатывать собственную стратегию чтения, основанную на предыдущем опыте: например, могут догадываться значение новых слов из контекста или самостоятельно анализировать прочитанное.
Задача чтения
Важно помнить, зачем мы обучаем чтению. На занятиях по английскому языку чтение развивает у студентов множество навыков. Их делят на 4 основные категории: приобретение словарного запаса, понимание предложений, расшифровка информации и свободное чтение:
- vocabulary,
- understanding sentences,
- decoding,
- fluency.
Эти основные навыки студенты приобретают с основной целью: понимать и анализировать прочитанное. Поэтому попробуйте в классе активности для тренировки навыков чтения. Подобные умения пригодятся не только при изучении иностранного языка, но и в других сферах жизни.
Процесс чтения
В общем, процедура работы с текстом на занятии проходит по стандартной схеме:
- Этап “pre-reading” проводим для того, чтобы вызвать интерес к теме и подготовить учеников к получению новой информации;
- Во время чтения ученики выполняют задания, которые нацелены на проверку понимания содержания; от простых заданий к более сложным
- Далее идут задания на тренировку навыков чтения: поверхностное чтение (skimming / reading for gist), чтение для нахождения специфической информации (scanning), интенсивное чтение (intensive reading).
Также существует навык экстенсивного чтения (extensive reading), но он применяется в основном во внеклассном чтении — для удовольствия;
- На заключительном этапе выполняются задания с акцентом на определенные речевые паттерны или с последующей разговорной практикой.
Детальнее про все этапы можно прочитать здесь.
Советы
Как же мотивировать учеников и улучшить их навыки чтения? Далее мы даем несколько действенных советов, которые можно применять на занятии по английскому.
Начните с простого
Текст должен полностью соответствовать уровню и требованиям ваших учеников. Можно даже попытаться сначала дать более легкий текст. Вы увидите, что благодаря беспроблемному пониманию контекста мотивация учеников только возрастет. А вот выбор слишком сложных текстов способен демотивировать студентов. Поэтому будьте осторожны!
Например, можете начать с коротеньких текстов на «60 секунд» и упражнений к ним.
Заинтересуйте
Это самый очевидный совет, но как это сделать? Все просто — выбирайте тексты, которые будут интересны вашим ученикам. Например, про хобби, привычки и увлечения для подростков; актуальные новости мира, страны или города для взрослых; а для детей — истории и приключения с участием их любимых персонажей.
Задействуйте чутье
У каждого ученика органы чувств развиты по-разному. Исследуйте, каким образом каждый из них лучше воспринимает информацию и добавьте к чтению действия, которые улучшат понимание текста.
Например, можно читать вслух поочередно, работать над текстом с карандашом, записывая важные детали или добавить визуальную составляющую в виде изображений и слайдов.
Миксуйте
Выбирая текст для занятия, спросите учеников, что бы им было интересно почитать (тематика, жанр, стиль). Однако иногда студенты останавливаются на одном варианте и неохотно меняют свои предпочтения. В таком случае вы, как учитель, должны избежать подобного торможения развития чтения и предложить новые идеи.
Разнообразные тексты позволят изучить новые понятия, темы, стили, расширить горизонт знаний и сделать новые открытия.
Погрузитесь
Научите студентов правильно работать и углубляться в текст. Полезно будет потренировать, например, переводческие навыки. Предложите ученикам поискать неизвестные слова в словаре, найти их соответствия и примеры использования в интернете или составить с ними предложения.
Обращайте также внимание на новые и уже известные грамматические структуры и исследуйте их происхождение. Такая работа с текстом позволит ученикам контролировать собственное обучение.
Не останавливайтесь!
Мастерство чтения — абсолютно достижимая вершина. Однако всегда есть над чем работать. Продолжайте тренировать навыки чтения ваших учеников, развивать у них критичность мышления и исследовать разные жанры с акцентом на потребности и интересы студентов.
К примеру, им может понадобиться умение читать специфическую научную или бизнес литературу. И именно ваша задача — научить и направить учеников на пути к мастерству.
Будьте примером
Все очень просто! Читайте сами и рассказывайте ученикам о том, что читаете. Это может быть что угодно — статьи, книги или журналы на разные темы. Также позвольте им самостоятельно выбирать, что читать и поощряйте экстенсивное чтение (о котором мы уже упоминали ранее), то есть чтение для удовольствия, без контроля и оценивания.
Например, можно воспользоваться подборкой из 15 классических историй на английском языке в соответствии с уровнем студентов. Будете читать вы, будут читать и ваши ученики.
Если вы хотите пройти полный апгрейд преподавательского мастерства, центр изучения английского языка Grade Education Centre предлагает получить сертификат CELTA. Одна из самых авторитетных международных программ обеспечит приобретение ключевых знаний и практики преподавания английского и поднимет вас на высшую ступеньку к профессионалам педагогики.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)