Очень часто коллеги, обучающие английскому подростков и взрослых, говорят о том, что таких студентов трудно мотивировать, или что у них вообще отсутствует мотивация. Для того чтобы решить эту проблему, следует выяснить, что такое мотивация и от чего она зависит. На прошлой неделе в нашем центре прошел первый в этом учебном году Professional Development Day. Во время воркшопа для наших преподавателей, который провела наша коллега Ирина Авалишвили, мы пытались найти ответы на эти вопросы, а еще Ирина поделилась заданиями для поиска и повышения мотивации, которые уже можно применять на собственных занятиях. Дальше об этом в блоге.
Мотивация как процесс
Мотивация отвечает за то, почему люди решают что-то делать, как долго они будут продолжать это делать, и сколько усилий будут прилагать. Для каждого человека мотивация означает нечто иное, но подразумевает постановку целей, определение путей достижения этих целей, временные рамки, вознаграждение, вызовы и т.д. Существует более 20 различных теорий мотивации, однако ученые так и не достигли согласия относительно единой правильной теории, ведь каждая включает определенные важные аспекты мотивации. В своей книге «Motivational Strategies in the Language Classroom», британский лингвист Золтан Дёрней, описывает мотивацию как процесс и выделяет 4 этапа мотивации.
- Создание условий для построения мотивации студентов
Задача преподавателя – создать предпосылки для того, чтобы студенты могли улучшать собственную мотивацию. Это достаточно просто, ведь основным инструментом мотивации для ваших студентов является ваше поведение. Если вы излучаете энтузиазм, ваши студенты им заражаются. Благоприятная атмосфера на занятиях – это то, что вы создаете своим поведением и отношением, и студенты это чувствуют. А еще важно верить в своих студентов.
Иоганн Вольфганг фон Гете писал: “Treat a man as he is, and that is what he remains. Treat a man as he can be, and that is what he becomes”. Это значит, что как преподаватели, мы, прежде всего, должны иметь высокие ожидания относительно достижений студентов. Следует также разрешить студентам наладить с вами контакты для того, чтобы вы могли помочь им советом или ответить на дополнительные вопросы. Только здесь важно установить личные границы, например, предупредите их, что вы не читаете почту или сообщения на выходных. Будьте примером для студентов. Вы можете делиться своим опытом изучения языка и рассказывать о своих успехах и поражениях.
- Формирование начальной мотивации
В большинстве случаев мотивация студента не генерируется автоматически. Нам нужно создать условия, в которых студенты будут выполнять разные задания на занятиях. Здесь важно помнить: чем больше студенты верят в то, что они могут выполнить задачу, и чем больше ценность цели, тем больше вероятность, что они добьются успеха.
Как мы можем помочь студентам достичь их целей? Необходимо дать им чувство направления и видения, особенно в процессе изучения иностранного языка. Если цель – это лишь абстрактный план или что-то, чего мы хотим достичь, то видение (vision) – это цель + образ будущего состояния или ситуации. Студентам важно понимать, кем они могут стать, кем они хотят стать, и чего они боятся. Это все помогает или же препятствует изучению языка. Позаботьтесь о том, чтобы у студентов было достаточно времени для выполнения заданий.
Чтобы стимулировать постановку целей, попросите студентов обсудить и определить цели группы. К примеру, можно сделать плакат (это также помогает сплотить группу). Старайтесь связывать содержание ваших занятий с жизнью ваших студентов (не стесняйтесь спрашивать их какую-либо конкретную тему можно применить к их контексту/работе/хобби/стилю жизни).
- Поддержка и защита мотивации
Нужно ли что-то делать дальше, когда курс или занятие уже начались? Конечно, да. Мотивацию следует воспитывать и постоянно поддерживать. Сделайте процесс обучения приятным и вносите в него разнообразие – так вы сможете предотвратить насыщение студентов. Также необходимо воспитывать сплоченность в группе. Создайте безопасную среду на занятии – устраните факторы, приводящие к беспокойству. Чем ниже уровень беспокойства у студентов, тем больше вероятность овладения языком. Добавляйте к занятию элементы новизны/вызова/фантазии/соревнования.
- Побуждение студентов к ретроспективной позитивной самооценке
Помогите студентам посмотреть проделанную работу и увидеть прогресс. Давайте мотивационную обратную связь – вы надежный источник! Побуждайте их проанализировать, как хорошо они выполнили конкретную задачу. Спрашивайте студентов, как стратегии, которым они научились, помогли улучшить их результативность. Узнайте, что бы они хотели улучшить в будущем (например, в конце урока по развитию навыков говорения вы можете дать задание на рефлексию, где студенты должны поразмышлять над своими стратегиями и собственными усилиями).
От теории к практике
Для того чтобы вы смогли перейти от теории к действиям, Ирина Авалишвили поделилась примерами и заданиями из собственного опыта. На первом этапе, когда нужно создать предпосылки для мотивации студентов, можно сделать следующие шаги:
- Устройте индивидуальные встречи.
Запланируйте индивидуальные встречи (10/15 минут) с каждым студентом в начале курса. Спросите о предыдущем опыте изучения языка, целях и любых трудностях, которые они могли иметь. Если вы чувствуете, что у вас не хватает времени на каждого студента, понаблюдайте за своей группой и выберите тех студентов (например, застенчивых, враждебных, недоброжелательных), которые вам нужны и извлекут что-то для себя на таких встречах. Кроме того, вы можете позволить своим студентам выразить свою обеспокоенность в письменной форме и отправить письменный отзыв в формах Google.
Примеры вопросов:
- Узнайте об убеждениях ваших студентов.
Поговорите со студентами об убеждениях, касающихся изучения языка. Предложите им пройти опрос, чтобы узнать, что, по их мнению, является правдой в процессе изучения языка. Это поможет вам опровергнуть или подтвердить эти убеждения.
- Не оставляйте достижения ваших студентов незамеченными.
Например, вы можете оставить подбадривающий комментарий (для письменного задания), отправить текстовое сообщение студенту, который, по вашему мнению, оценит ваше внимание, или написать сообщение с признанием их усилий в групповой чат.
Для того чтобы сформировать у студентов начальную мотивацию, им нужно видение себя в будущем. В этом вам помогут следующие задачи:
- Предложите студентам представить свой успех.
Попросите студентов закрыть глаза и представить себя через 2 года. После того как они визуализируют свое будущее, попросите их поделиться своим видением. После этого они могут обсудить, как они собираются справиться с возможными отвлекающими факторами на пути к видению.
- Важно установить правила поведения.
Во время первого урока договоритесь о нормах поведения на занятиях, о наказаниях и поощрениях. Это можно сделать с помощью презентации, постеров или предложить студентам разработать их вместе.
- У задания должны быть цели.
Каждый раз, когда вы готовите какие-либо задания или упражнения к уроку, объясняйте студентами с какой целью они будут выполнять эту задачу, как она связана с их целями и почему она актуальна для них.
Вот пример дискуссии с группой студентов среднего уровня, которые собирались научиться писать новости:
- Создайте у студентов чувство безопасности.
Дайте понять студентам, что ваш класс – это место, где они могут экспериментировать с языком, и не бояться совершить ошибку. Это должна быть их безопасная зона. Они смогут почувствовать это после того, как вы четко расскажете о вашем видении ошибок, а также когда увидят как вы их исправляете (через reformulating и delayed error correction).
Для того чтобы снизить уровень беспокойства студентов и увеличить вероятность овладения языком, понадобятся следующие шаги:
- Готовьте задания таким образом, чтобы создать у студентов чувство успеха.
К примеру, вы можете создать checklist для студентов. Это позволит вам адаптировать задачу таким образом, чтобы они чувствовали мотивацию и уверенность во время ее выполнения.
Также следует давать студентам достаточно времени на ее выполнение.
Кроме того, у студентов должны быть определенные критерии успеха и результат, на который они будут ориентироваться. Их роль исполняет modelling task.
- Приветствуйте сотрудничество.
Вы можете содействовать сотрудничеству между учениками, давая им задачи, которые можно выполнить в малых группах (на уроке, для домашнего задания). Таким образом, можно сочетать социальные и академические цели. Вот примеры проектных работ по теме физики, которые выполняли студенты-подростки:
- Создайте эффект новизны.
Добавьте в привычную/обычную задачу элемент новизны/вызова/интереса/актуальности/фантазии/юмора/соревнования. Пример того, как подростки практиковали употребление прилагательных для описания личности, представляя свою любимую книгу/фильм (сюжет + персонажи):
Следует создать условия, в которых студенты смогут отслеживать собственный прогресс и рефлексировать.
- Побуждайте студентов ставить цели в неделю/месяц/год.
Вы можете устроить с каждым студентом встречу для постановки целей или, как альтернатива, попросить их вести так называемый “goal-setting logbook”. Перед этим вы можете объяснить зачем это нужно делать и то, что цели должны быть «ABCD» — Achievable, Believable, Conceivable (clearly stated), Desirable. Отправьте им приведенные ниже заявления в документах или формах Google и отслеживайте их прогресс.
- Побуждайте студентов замечать собственный прогресс.
Студенты Grade.ua обычно не замечают что они сделали в течение семестра или всего курса. Вы можете отправить Google-формы с некоторыми вопросами для размышления и анализа. Кроме того, вы можете визуализировать их прогресс, создав таблицу по темам/навыкам, которые вы изучили, чтобы они могли отметить/выделить то, чему они научились за определенный период времени.
Реализация этих стратегий требует времени. Начните с нескольких техник. Посмотрите, что происходит и понаблюдайте за реакцией студентов. Даже небольшое новшество может изменить ситуацию!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)