То, что Земля круглая, уже давно доказано. Но были времена, когда люди верили в совсем другое. В наши дни тоже существует много мифов, и мир преподавания английского — не исключение. Многие коллеги продолжают верить в байки, касающиеся изучения и преподавания английского языка. Попробуем выяснить, что это за мифы, и развеять некоторые сомнения относительно них.
Миф 1. Преподаватели английского должны владеть родным языком своих студентов.
На самом деле, это хорошо, что вы знаете несколько языков. Ведь с детства нам говорили, что “сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек”. Но для того, чтобы преподавать английский в Таиланде, не нужно знать тайский, или для работы в Китае — китайский, или даже испанский, если вы хотите учить испанцев.
Собственно, тот факт, что вам не нужно знать родной язык ваших потенциальных студентов, дает вам возможность работать в любом месте. Как так? Ответ очень прост. Используя прямой метод или direct method. Да, он уже достаточно “бородатый”, и сегодня существует много других новых методов, однако все они базируются на главном принципе этого метода: обучать языку без использования какого-либо другого языка. В основе прямого метода лежит идея о том, что люди способны изучать иностранный язык так же, как дети изучают родной язык без использования перевода, с помощью жестов, картинок, значимого контекста и практики, без объяснения и зазубривания грамматических правил.
Именно этому методу обучают на курсе CELTA, и именно поэтому преподаватель по окончании курса может работать и учить студентов в любой стране мира.
Миф 2. Преподавание английского — это преимущественно обучение новой лексике и грамматике.
Безусловно, на уроках английского мы достаточно много времени уделяем работе с новыми словами, выражениями и грамматическими структурами, но есть и другие аспекты, которые влияют на то, насколько быстро наши студенты смогут свободно разговаривать на английском. Преподаватель должен также развивать навыки чтения и аудирования (понимания прослушанного или прочитанного), письма и говорения.
В общем все типы уроков можно разделить на 2 большие категории: systems и skills. Во время прохождения курса CELTA вы научитесь и проведете занятия по каждой из систем:
- vocabulary
- grammar
- functional language.
А также вам предстоит спланировать и провести занятия по receptive skills и productive skills, соответственно:
- listening
- reading
- writing
- speaking.
И все это отдельные уроки, которые будут оценивать ваши одногруппники и опытные тренеры курса CELTA.
Из этого следует следующий миф.
Миф 3. Хороший урок английского — это урок, в котором есть все: и грамматика, и лексика, и чтение, и аудирование, и говорение, а также практика произношения, а еще письмо, и многое другое. Чем больше, тем лучше.
Я тоже так считала, и тоже на протяжении многих лет пыталась «разнообразить» свои уроки. Но, у меня появилось ощущение, что я что-то делаю не так. После курса CELTA это ощущение исчезло. Ведь теперь я знаю, что я многое делала не так, и на самом деле таким “разнообразием” только вредила себе и студентам.
В чем же подводный камень? Действительно, на уроке важно создать условия, чтобы студенты могли как можно больше взаимодействовать между собой, используя английский, и практиковаться в использовании языка. Но многие коллеги делают огромную ошибку, когда пытаются втиснуть в один урок как можно больше практики различных аспектов языка: чтение, аудирование, да еще и изучение новых слов и новой грамматики.
Думаю, каждый из нас рано или поздно соблазнялся и планировал примерно такой урок:
- учим новые слова;
- пишем короткое сочинение, чтобы поработать над письмом;
- немного грамматики;
- теперь послушаем диалог;
- и наконец делаем презентацию, чтобы попрактиковаться в говорении.
Или все то же самое, только в другом порядке. Или еще больше разнообразия, например, в начале можем разогреться и выучить новую скороговорку, а в конце еще и песню спеть.
На первый взгляд, план — просто супер, прямо огонь! Ведь студенты смогут столько всего сделать и получат столько практики! Но давайте остановимся и дадим себе откровенные ответы. Разве это не слишком много для одного занятия?
РЕКОМЕНДУЕМ: УРОК 1. Что нужно знать о CELTA interview?
Разве это можно успеть? Разве это действительно поможет студентам? Разве им легко будет перепрыгивать с чтения на грамматику, из грамматики на аудирование и так далее? Ну, неужели это имеет смысл?
Действительно, чтобы в совершенстве овладеть языком нужно работать над всеми навыками и системами, но не одновременно. Важно помнить, что «It’s better to teach a lot about a little rather than a little about a lot.» Поэтому вместо того, чтобы поработать 5 мин над произношением, 15 мин над лексикой, тогда 10 мин над грамматикой, 10 мин над чтением и еще 5 мин над говорением, лучше посвятите 45 минут урока, чтобы действительно построить их навыки говорения. От чего будет больше пользы?
На курсе CELTA вы проведете восемь различных уроков, и каждый из них будет посвящен одной из систем или одному из навыков. И только ОДИН НАВЫК или ОДНА СИСТЕМА будет вашим главным фокусом и главной целью урока. Поэтому если вы будете проводить урок по аудированию, то научитесь планировать его так, что каждый этап и каждое задание будет нацелено развивать у студентов понимание прослушанного.
Миф 4. Упражнения в учебнике нужно выполнять только в том порядке, в котором они есть.
Многие скажут, что автор даже наилучшего английского учебника для чего-то разместил их именно в таком порядке. Да еще и Teacher’s Book говорит нам как выполнять эти задания. Зачем усложнять себе жизнь?
Как правило, современные учебники разделены на юниты и уроки. И за одно занятие мы должны успеть «пройти» (очень не люблю это слово) один урок из книги. Но мы только что говорили, что курс CELTA учит фокусироваться на чем-то одном. А в учебнике видим другой контент и другую последовательность заданий, и совсем другие инструкции. И заданиия нам уже не очень то и подходят для урока аудирования. Как же быть?
Спокойно! Учебники написаны для идеальных условий, автор учебника не знает ваших студентов, и не может предсказать, что сегодня вы что-то не успели, или что сегодня вы работаете только над навыками аудирования. Поэтому на курсе CELTA вы научитесь относиться к учебнику как к сырому материалу: вы сможете выбирать именно те тексты, именно те упражнения и менять инструкции таким образом, чтобы они работали на цель вашего урока, а не вы “проходили” тот или иной урок. Ваши уроки станут более сосредоточенными, основательными и полезными. Учебники — это глина, а вы — скульптор своего идеального урока.
Известны ли вам еще какие-то мифы, касающиеся изучения и преподавания английского языка? Готовы ли вы их разрушить? Если да, присоединяйтесь к нашему курсу CELTA!
Получите самую желанную преподавательскую квалификацию в мире!
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: УРОК 2. Как устроена CELTA?
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)